Кристаллы

Элла Александрова
Однажды мы с тётей Аллой смотрели по телевизору передачу. В ней рассказывали про рубин и какие-то кристаллы.
-А почему рубин так нужен? И что такое кристаллы? – поинтересовался я.
-Рубин используется в лазерных установках: помогает лучам света собираться в пучок, а не рассеиваться, - ответила тётя Алла. – Вот, например, возьми простой фонарик и включи его. Что видишь на стене?
Я долго рылся в своих вещах и, наконец, нашёл фонарик. Погасил свет в комнате, включил фонарь и направил его на стену.
-Пятно на стене вижу, - сказал я.
-Какое пятно? Контуры у него чёткие?
-Нет. Размазанные.
-А теперь возьми свою указку лазерную и посвети ею на стену. Какое пятно света даёт она?
Указку мне не нужно было искать. Её купили мне недавно, и я пока с нею не расставался: ходил с ней везде, в садик брал и даже спал с ней, потому что ещё не успел наиграться. Включил я указку и направил луч на потолок. На потолке забегала маленькая красная точка.
-От указки точка появляется, - сказал я. – Очень яркая и чёткая.
-Вот для того, чтобы лучи света не разбегались в разные стороны, как в фонарике, нужен такой особый камень, или кристалл. Он собирает лучи вместе, и они ярко светят. Здесь, в указке, использован рубин – прозрачный камень красного цвета.
-Из-за такого камушка? – удивился я.
-Да. Только это не камушек, а кристалл.
-А какая разница?
-Большая. Камень и кристалл состоят из маленьких частичек – атомов. Они настолько маленькие, что не увидеть ни простым глазом, ни в увеличительное стекло.
-А в микроскоп?
-В наш микроскоп их тоже не увидеть. Нужны специальные увеличивающие приборы. Они есть только в научных лабораториях. И вот, в камне эти частички, атомы, расположены, как попало. К тому же, эти атомы могут быть от разных веществ. А в кристалле – атомы одного вещества и они соединены между собой в строгом порядке.
-И от этого порядка лучи света собираются вместе, то есть тоже в порядок приводятся?
-Совершенно верно.
-А как кристаллы получаются? Как в камушках можно порядок навести?
-Много кристаллов создаёт сама природа. Они рождаются в недрах земли, где существуют такие условия, которые и наводят порядок в камушках. Например, высокая температура или давление. Это – природные кристаллы. Некоторые кристаллы выращивают в лабораториях или на специальных заводах. Они называются искусственными. Например, рубин в природе редко встречается. А так как для нужд человека, например, для лазеров, рубины нужны в большом количестве, то люди научились их получать искусственным путём, имитируя природные условия. Некоторые же кристаллы на земле вообще не могут возникнуть. И вырастить их нельзя – мешает сила притяжения нашей планеты. Поэтому их получают в космосе.
-Вырастить… Что это значит? Как цветок вырастить или что-то другое?
-Да, почти. Как цветы поливают, подкармливают, так и за кристаллом ухаживают, создают нужные ему условия. И тогда он сначала появится, а потом будет расти: сперва маленький, затем всё больше и больше.
Я не поверил тёте Алле – глупость какую-то она говорит. Разве камень живой? Разве он может родиться и расти? Я ехидно спросил её:
-Как ребёнок, что ли?
-А почему бы и нет? – всерьёз сказала она. – Некоторые учёные так и считают, что кристаллы – самая простая форма жизни.
Ничего себе! Моему удивлению не было границ. Нам в садике воспитательница рассказывала про живую и неживую природу. И по её рассказу выходило, что камни – неживая природа. А что же получается: наведи внутри камня порядок, то есть правильно выстрой все его атомы – и он оживёт? Вот так дела!
-А так любой камень можно оживить? – спросил я.
-Нет, не любой. Но это очень трудный вопрос. Я не смогу тебе ответить… И вообще, кристалл неправильно называть камнем. Камень состоит из разных веществ, в том числе кристаллов.
-А ещё какие кристаллы есть?
-Много разных: кварц, горный хрусталь, алмаз, топаз… Между прочим, ещё лёд и снежинки. Есть целая наука, которая изучением кристаллов занимается – кристаллография. Сложная, но очень интересная наука.
-А мы дома можем сами вырастить кристалл? Я бы хотел рубин получить.
-Рубин не можем. Но можем какой-нибудь другой. Соль, к примеру.
-Какую соль?
-Обыкновенную – поваренную соль. Которую в пищу используем.
-И как это сделать?
-Очень просто. Помню, когда я училась в школе, учительница физики, Ариадна Викторовна, давала домашнее задание – вырастить кристаллы соли. Они у меня хорошие получились. Учительница меня тогда ещё очень хвалила. Так что я твёрдо запомнила, как это делается.
Мы пошли на кухню. Тётя Алла взяла прозрачный стакан и налила в него воды. Потом положила в стакан соль. Много соли. И дала мне ложкой помешать. Соль долго не растворялась, и я спросил:
-Почему соль так медленно растворяется?
-Потому что её очень много.
-А зачем её так много нужно?
-Чтобы раствор был насыщенным. Чем больше соли, тем больше кристаллов вырастет.
Тётя Алла взяла нитку и стала привязывать её к карандашу. А я продолжил звенеть ложкой о стакан. На этот звон в кухню вошёл дедушка.
-Что это вы тут делаете? Посуду бьёте? – поинтересовался он.
-Эксперимент, - ответила тётя Алла.
-Кристаллы растим, - пояснил я. – Из соли.
-Зря продукт тратите, - сказал дед.
-Дед, не жадничай, - сказал я. – Это же не для ерунды. Это эксперимент делается.
Дедушка со мной спорить не стал. Постоял рядом, посмотрел. Когда он ушёл с кухни, я спросил тётю Аллу:
-А что такое эксперимент?
-Опыт. Специальное научное занятие, чтобы изучить какое-нибудь явление. При проведении эксперимента строго требуется соблюдать особые условия, иначе результаты получатся неверными или вообще их не будет. Это называется чистотой эксперимента. Вот, чтобы он у нас был чистым, мы сейчас примем для этого меры.
-Всё, соль растаяла, - сказал я. – Давай принимать меры по чистоте. Стол вытереть надо, что ли? И ложку помыть?
Но тётя Алла ничего вытирать не стала, а пустила на дно крупицу соли, карандаш с нитками сверху на стакан положила и накрыла всё это салфеткой. А потом встала на табуретку и убрала стакан на самый верх шкафа.
-Зачем салфеткой спрятала? Куда убираешь? – спросил я.
-Это и есть условия. Салфетка – чтобы не пылилось. Крупица соли – чтобы была основа, на которую кристаллы нарастать будут.
-А почему наверх?
-Там тепло: вода быстрее испарится, и кристаллы выпадать скорее начнут.
-Что теперь?
-Теперь несколько дней ждать будем. Вода постепенно испарится. Маленькие кристаллики соли на нитке закрепятся. На них другие сядут. Так они расти будут. И потом из них мы выберем самые крупные и красивые.
Через несколько дней я достал стакан. Он странно смотрелся: его стенки и края, а также салфетка и карандаш покрылись соляными наростами. А на нитке, как бусины, были нанизаны кристаллы. Одни – мелкие, совсем крошки, другие – крупнее, третьи – большие. Мы отобрали самые крупные. Я стал их изучать.
Разложив на столе кристаллы, мною лично выращенные, я долго рассматривал их. Они были похожи на кубики, но угловатые, шипастые, со ступеньками. Грани были неровные, местами слоистые. Часть кубиков была прозрачной, другая мутной.
-Почему нет ровных кубиков? – спросил я у тёти Аллы.
-Много причин. Вода с примесями. Концентрация соли разная. И другие причины. Поэтому, чтобы кристаллы имели правильную форму, их выращивают в специальных установках, следят за условиями их роста.
К слову сказать, остальные кристаллы я не выбросил, а использовал себе в пищу: то суп подсолить, то ещё что-нибудь. Интересное дело: как только у меня появились эти кристаллы, бабушка почему-то стала всю еду недосолённой варить. Наверное, я всю её соль на эксперимент истратил, а другой у неё не было. Дед говорил, что я всё придумываю, что еда у бабушки, как и прежде, вкусная. Просто я капризничаю, или, может быть, у меня после эксперимента вкусовые ощущения пропали. Я же спокойно деду отвечал, что ему просто завидно: в эксперименте он не участвовал и кристаллов у него нет.
-Кроме рубина и соли ещё какие-нибудь кристаллы выращивают? – спросил я у тёти Аллы.
-Конечно. Алмазы, например. Ими стёкла режут, металлы, камни и всё очень твёрдое. Искусственные алмазы по своим качествам порой оказываются лучше природных.
-Может, мы тоже алмаз вырастим?
-Нет. Алмаз не получится. Можно медный купорос. Кристаллы будут синего цвета.
-Вот здорово! Давай!
На следующий день мы пошли в магазин для садоводов и купили порошок медного купороса. Я уже знал, что нужно делать. Придя домой, я даже руки мыть не стал, а сразу приступил к эксперименту. Налил в стакан воды, растворил в ней синий порошок, привязал нитки и убрал всё это подальше, чтобы никто не подсматривал. В довершение всего я даже стол вытер от крошек медного купороса и разбрызганной воды, чтобы не нарушать чистоту и порядок моего эксперимента. Теперь, вот, дни считаю, жду, когда новые кристаллы вырастут – синие. Очень хочется посмотреть, что у меня из этого получится?