12-1. Счастливая Олимпиада

Маша Стрекоза
Январь 2014 года. Лизоньке исполнился месяц. Она округлилась, изменилась форма ее тела: стали нормальными ступни, которые при рождении выглядели  треугольничком, как у лягушонка - исчезающее маленькая острая пятка и расширенная к пальцам стопа, появилась видимость попки и  раскрылись глаза - темно-серые, широко поставленные. Все такой же курносый нос. Взгляд стал фиксироваться на объекте (до этого не было), и в нем  появилась какая-то мысль (хотя и меньше, чем у кошки,  пока…).  На затылке - сосудистое пятнышко, а под правой грудью - припухлость, такое встречается часто, говорят, рассосется. У Мишутки такого не было… Девочка  стала похожей на обычного младенца, с которыми я в своей жизни уже имела дело. Вид ребенка первых дней жизни  я то ли просто забыла,  то ли до сих пор младенцы попадали в мои руки в ином возрасте.  Сейчас из роддома мамочек выписывают на 4-ый день, а ребенка сразу отдают им на попечение - нет больше никаких детских отделений, никакого постоянного тугого пеленания.

  Лиза  уже сейчас похожа на своего отца, чем Михаил очень гордится. Каждый день мы с ней по часу гуляем, вечером ее купают родители. В общем, я постепенно начинаю ее любить, и привязалась бы к ней куда больше, если бы чаще держала в руках: живет она в комнате Маши  с Мишей, а я - в другой комнате, с Мишуткой. Он на мне виснет, как груша, любит и бьет одновременно - первые признаки зарождения сексуальности… А уж как  я его люблю - говорить нечего: это самый близкий мне человек, даже к Маше я не чувствую такой нежности, как к внуку.

Маша раздражает своей игрой на публику: в ней есть и порядочность, и умение, но при этом повышенное внимание к чисто внешним признакам  общения - подаркам, поздравляжу, этикету, внешнему виду, гармонии слов. А я признаю  только гармонию дел. У меня нет ни того, ни другого, хотела бы,  но не получается. Мягкости, мудрости и терпимости во мне нет, как не было - и это всем мешает, а мне мешает их конформизм,  прикрытие позитивной речью отсутствие понимания, знания и даже намерения. Отсутствие самокритики - железо-бетонные буфера по отношению к самим себе, таким, какие мы есть…

Лизу везде зарегистрировали, прописали, осталось только сводить в поликлинику (после праздников) и записать в детский сад - на очередь. С Мишей Большим ладим. Мне с ним не в пример легче, чем с Александром, я почти не ощущаю в нем гостя… Новый год встретили впятером - Лиза лежала на моем диване. Естественно - без алкоголя и особых угощений, без елочных украшений дома:  Маша - кормящая мать. Зато одарили её драгоценностями по очень хорошей 70 %новогодней скидке - благодарность  за дочку. Уважили нашу девочку  - она любит красивые камушки! В общем, жизнь продолжается!

На днях звонил дачный сосед - Олег Борисевич - он поздравлял с Новым годом и с рождением Лизы. Узнала от него, что Галя жива - Олег  видел ее в прошлом году - на похоронах Андрея, ее старшего спившегося сына. А младший сын - Максим, оказывается, тоже уже умер. Когда и как - Олег не знает. И где сейчас Галя - тоже не знает. Вот оно печальное завершение одной из двух трагических семей - Патрахиных и Борисевичей, чьи судьбы оказались не только странным образом переплетены, но  и удивительно схожи.

                *      *      *

Лизе уже два с половиной месяца. Наблюдаю ее почти осмысленный взгляд, она хорошо - отлично даже! - держит голову и  нормально прибавляет в весе. Долго засыпает ночью - родители  не высыпаются. Я вожусь с ней мало - Маша справляется сама, но, встречая Мишутку из школы, заодно гуляю и с ней, хожу  с Машей в детскую поликлинику, меняю ей подгузники, иногда участвую в купании. Странное у меня к ней чувство - пока нянчусь - хочется ее приголубить, приласкать, а когда не вижу - как-то даже забываю, Мишутка мне пока роднее и ближе … С ним я и воюю - характер мой, настырный, упрямый, творческий, и ласкаю его, даже балую. А то и кричу. Со школой он справляется: это заслуга Маши, она делает с ним уроки, да и мальчик он умный, способный, но не любит соответствовать никаким ожиданиям, все делает наперекор правилу и  в своем ритме, хотя и является злостным  нарушителем дисциплины. Мишутка  скорее живет в своем мире и немного комплексует, он нуждается только в похвале, а на критику действует по принципу «назло батьке отморожу...». Очень родная мне душа, очень…

18 января я купила себе путевку на автобусе «Псков-Изборск, Печоры». Как раз попала на большие морозы, 22 градуса ниже нуля, белый снег и ослепительное солнце! Вся дорога до Пскова - в темноте:  день короткий, а дорога длинная. Запомнился Изборск - спуск с вала крепости к источникам и серебристые ручьи-водопады, бьющие из заснеженной  стены в замерзшее озеро. Красиво!!! Набрала воды - считается целебной. Во Пскове были только в Кремле и в Троицком соборе. По моим воспоминаниям этот собор  совсем иной - я там когда-то всю службу отстояла - ездила туда еще в молодости. Очень много очень старых (17-18 века!) икон, среди которых даже мироточивая есть. (Впрочем, никаких капель я  на ней не обнаружила…). К сожалению, времени было мало, поэтому все экскурсии бегом и спехом, к тому же, сильный  мороз - особо  не погуляешь! Раздражали и частые организованные  походы в туалет и коллективное ожидание их завершения… Вспоминала места, где мы с Толиком когда-то фотографировались - места те же, но виделись они все совершенно  по другому. Грустно. Толик - это был (как оказалось) единственный человек, с кем мне было хорошо путешествовать, но мы почему-то тогда все время ссорились. Как сейчас понимаю, отсутствие отца в моем детстве сильно изменило мою психику: я не умела и не умею ни дружить с мужчинами (так не похожими на нас, ни смиренно любить их, хотя потребность в общении с равным себе, думающим  собеседником (а не «ездоками до товару»!)- велика. Экстраверт, которому не с кем экстравертничать - вот почему я  вечно зажата с людьми, а все мои выплески эмоций и мыслей - невпопад и не в тему.

А 7 февраля я наконец-то  отметила свой уже прошедший день рождения - пригласила всю памирскую пятерку (Надя, Наташа Менашкина, Наташа Крюкова, Олег и я) в кондитерскую «Норд» на Невском -  угостила всех. Хорошо посидели. И хотя всех их я  изредка встречаю, но увидев всю нашу пятерку возле  эскалатора метро - испытала в первое мгновение шок: какие же старые все стали… Но это ощущение быстро  ушло, все показались такими  близкими, родными . Вспомнили Памир, поболтали.

А еще из приятного - моя автобусная экскурсия по литературному Петербургу, устроенная  благодаря Наталье Георгиевне из клубов «Физкультура и Здоровья» «Вдохновение», что  на Космонавтов, 28. Ездила  с Мишуткой и получила огромное удовольствие. Зашли в три петербургских храма - Никольский Собор, Преображения (на Пестеля) и в Успенский (Подворье Оптиной Пустыни) на Васильевском острове. Вспомнили литературные места города - их множество  в каждом доме, но ничего не запомнить - в одно ухо влетело, в другое вылетело… Жаль, что я, рожденная в Ленинграде, ничего не могу запомнить так, чтобы  удержать в памяти и что-то связно рассказать другим. Одни фрагментарные впечатления. Я  даже ориентируюсь в своем родном городе плохо!

С 14 февраля открылась наша Олимпиада в Сочи. Как я и ожидала,  все к ней было сделано у нас с размахом. Если бы я сейчас в родной мне с детства Адлер приехала, то ничего бы там не нашла, включая и мою улицу Богдана Хмельницкого, 17. Как утверждают СМИ, вместо старого Адлера и Сочи к 2014 году выстроен целый новый город и все необходимые для спорта сооружения - отличная закладка на будущее. Там же после Олимпиады будет проходить и Восьмерка (G-8), проведение которой  будет ничего нам не стоить -  всё уже готово!

 Открытие Олимпиады прошло с успехом - сплошные технические достижения на сцене, хотя  Лондонский спектакль к предыдущей - летней - Олимпиаде мне понравился больше. Там у меня сердце щемило и зависть мучила из-за  патриотизма англичан, а из нашего показа я родной истории не увидела и не всё поняла. Как-то сумбурно, хотя и великолепно технически! Как и разнообразие форм одежды нашей команды при ее входе на стадион (все другие команды были  в единых костюмах). И почему вдруг у нас три символа Олимпиады (белый мишка, заяц и гепард?) вместо одного?  Не поняла.

Мне очень жаль, что я, с увлечением смотревшая нашу домашнюю зимнюю Олимпиаду, почти ничего не записала о впечатлениях тех дней. Попробую спустя три года запечатлеть то, что осталось в моей памяти, хотя бы отдельными фрагментами.

Начало соревнований, как часто бывает на многих наших мероприятиях, было не очень для нас удачным - по командному зачету мы долго топтались где-то на 3 или 4 месте - после Китая, США и  Германии (точнее надо бы справиться в интернете - не помню). Самым ярким и ожидаемым моментом оказалось фигурное катание. Болели мы за наших спортсменов всем миром - считали баллы, коэффициенты сложности, число прыжков и количество оборотов. Давно ушло  в прошлое триумф  нашей пары Белоусовой и Протопопова, когда судьи оценивали не только сложность, но и художественное впечатление - двумя оценками. Это был не просто спорт, а искусство - важна была душа спортсмена, его артистичность. Ныне система судейства изменилась, сложность элементов возросла в разы, а оценку выводит  чуть ли не робот: подсчитывается число элементов и введена система надбавок и снижения очков за каждый  недочет или успех, все это по четкой шкале узаконенных оценок. Объективность возросла, но побеждать стали не те, кто предложил лучшую художественную программу, вложив в нее смысл и душу, а тот, кто набрал больше очков за сложность, за число прыжков, степень их чистоты выполнения. Спортсмен такую нагрузку получает за эти пять минут катания на льду, что только диву даешься, а что он хотел сказать своим выступлением - почти не важно. Словом, нашим состязаться было трудно, особенно девочкам одиночницам. Евгений Плющенко - уже не молодой и много раз получавший травму (позвоночник протезирован!),  отдувался за одиночников-мужчин. Но в командном зачете мы получили первую золотую медаль. А в отдельных соревнованиях - только в парном, в танцах и одиночных женских - Евгений Плющенко не смог принести успех: не смог второй раз выйти на лед после обязательной программы: что-то случилось с его протезированным позвонком - непереносимая боль не позволила ему рисковать жизнью. Увезли его в больницу прямо со льда.

Началось брожение и споры - зачем он занял место, не дав выступить молодому парню - и сам команду подвел, и другому шанса не дал... И это после того, как  он командную медаль уже обеспечил нашей стране!

«На пределе своих возможностей, всем рискуя, твердя «терпеть!», не щадя живота а, может быть, добровольно идя на смерть, чтобы выступить, вспыхнув факелом, до последнего - побеждать, хоть воздастся, увы, не всякому, не на каждого - благодать…
Не война, не природы бедствие, и  не рабство - полон чужой, ясно видимы все последствия, боль привычна, что «как ножом», переломаны кости, рушился не однажды привычный мир, только Ванькой-Встанькой игрушечным поднимался с колен кумир…
Миллионы галдят восторженно, стадионы ревут: «Давай!» Ты - единственный, весь заслуженный, весь измученный… Этот рай для тебя нарисован загодя, (как же трудно в него попасть!!!!) Так не хочется в тихой заводи по-простому фундамент класть…
Спорт люблю, восхищаюсь мужеством, но безумна идея фикс увеличивать темп и ужасы перегрузок, где вечный риск не закончить работу адову ради денег и зрелищ масс… Нет, такою ценой не надо бы делать дьявольский пир для глаз!  Не жалея ни тела сильного, ни себя - целой жизни всей, отдается спортсмен России и исчезает в ней насовсем…»

История с Плющенко из дней Олимпиады почему-то запомнилась наиболее ярко… А еще наш обидный прокол с хоккеем, где мы вполне справедливо рассчитывали на золотую медаль.

«Ликует зал: летит в ворота шайба с  подачи наших, - радость и восторг! Увы, стал неожиданным итог: ворота не стояли там, где надо б! Американцы счастливы: «Прокол!» Не засчитали судьи нашим гол... Мужчины, разъясните мне, блондинке, кто в сдвинутых воротах виноват? Тот, кто ворота переставил (гад!)? Иль рефери, скользя посерединке, халатный допустили недогляд? Ведь судьи-то себя не попеняли, голкипера из штатов - не погнали, а  наказали тех, кто ни причём… Не наши ведь ворота те, - вы чё?!!  За что виновной сделали Россию? Где логика в поступке? Некрасиво…»

Тот случай со сдвинутыми воротами и незачёт нам гола -  не по нашей вине, мне кажется, был знаковым событием: еще много раз впоследствии мы  оказывались без вины виноватыми по воле америкосов, причем, уже не только в спорте!...

Тем не менее,  чем ближе к финалу, тем лучше и собраннее становились наши олимпийцы. Наше место в командном зачете все больше приближалось к первому, а концу Олимпиады  на нас - восторженных российских болельщиков, просто посыпался дождь медалей - золотых и серебряных, причем, в тех видах, где мы и не ждали... В итоге -первое место с большим отрывом от других стран и всеобщая эйфория по всей России. Помню, как по завершению праздника Закрытия Олимпиады (... ) февраля 2014г , все олимпийцы и болельщики всех стран высыпали на сцену стадиона Фишт в Сочи и почти до утра праздновали - танцевали, обнимались, обменивались значками - все были счастливы! Нас все любили, и мы любили всех, а вся Россия  ликовала - это были самые счастливые времена, когда  не хотелось думать о плохом, а для рядового обывателя ничего плохого и не предвещало... Хотя на Украине уже с декабря 2013 года народ разбивал палатки и сутками стоял на площади (Майдане), протестуя против существующего режима.

Как раз к завершению нашего спортивного триумфа  вспыхнули и начали разгораться с неимоверной скоростью  новые безумные  события в Киеве, да такие, какие  еще год назад (и тем более во времена СССР!) даже вообразить себе было невозможно. Очень часто именно после очень большой радости - всеобщей эйфории, чаще всего и начинается равноценная ей беда - такой же силы, но с противоположным знаком.
               
                *     *     *

«Взревел народ: «Долой! Свободы!» Вскипел, и брат пошел на брата. То москали им  виноваты, то власти… Видимо, не подал Господь терпимости  взбешённым... Глядеть на это отрешённо уже нет сил…  Толпа клокочет, войны разбрасывая искры, что возгорится -  знать не хочет. Паны мутят, холопы быстры… Нет знаний - много самомненья, себя причислив к европейцам, к наживе, к роскоши стремленье, но не к труду… эпикурейцы живут  «по щучьему веленью!» Кормить  их вечно кто-то должен - красивой,  легкой  жизни жаждут, порядка  больше нет - всё можно, камнями  бьют закона стражу, огнём  живых сжигая… Боже!  Беднеет край, уходит ближний, уже чужой полОн маячит, былое - ничего не значит:  «Не слышу... не хочу ... не вижу…» » /Автор, 12.12.13/

Авторская публицистика от 28.01.14:

«Жуткие события сейчас на Украине происходят, жутчайшие… Страшно, больно и горько, но не могу не отслеживать их, хотя вроде бы и не должно это меня лично касаться: живу в России и даже родственников за границей нет, а все равно - больно. Никогда прежде мне даже в голову не приходило разделять нас - бывший советский народ - на разные национальности, страны, интересы: как же нас можно разделять, если у нас одна огромная и тяжелейшая история за плечами - общая история, общие беды и достижения, если отцы и деды наши вместе воевали, умирали вместе… А уж что касается белорусов и украинцев, так те вообще для меня не отличимы от русских, ближе, чем братья - одна кровь, одна вера, одни привычки…

Но случилось, и нас (или мы сами?) по-глупому, по-идиотски разделили, разорвали на части. Весь цивилизованный мир единения ищет (вместе проще выживать!), а мы - «самостийности». Кому от этого лучше стало? Только тем, кто на этом разбогател или власть приобрел. Всем прочим - хуже.

И вот теперь Майдан. Здрасте - приехали! Точка кипения страстей достигла апогея. Наш сайт дружно откликнулся на это стихами о Майдане, а под стихами - бурной полемикой: прямо не литературный сайт, а политический форум! Я сдуру тоже стихи о Майдане написала - как поняла эту проблему, так и написала. Развязалась полемика, в отзывах под стихами споры начались: «вы там ничего не понимаете!», «мы тут только добра хотим!», «это вы там истории не знаете», «а вы, вообще, захватить нас желаете!».

Не желаем. Нам своего лиха хватает, хотя и не можем мы равнодушно смотреть, как в двадцать первом веке сограждане друг в друга из катапульты стреляют булыжниками, вывороченными прямо из мостовой центральной столичной площади… Дикость и стыдоба. И горько очень. И страшно.

Короче, полемисты под моим стихотворением где-то и в чем-то погорячились, и кто-то один из них нажаловался на меня модераторам - «вредные стихи»! При желании любую фразу можно вредной посчитать - и посчитали. Стихи мои удалили. Я не в обиде. Никому из нас от этого легче не стало, но и существенно хуже не стало. Не пишу я больше стихов о Майдане, потому что, это правда: нельзя, со стороны глядя, писать о том, в чем я не была очевидцем. Это правда - не была я лично на Майдане. Это все наши СМИ врут (так считает Украина), что там плохие люди собрались, а на самом деле Майдан - это собрание очень мирных людей с самыми мирными намерениями изменить свою жизнь. Ладно, киевлянам, конечно же, виднее: они - там, а я - здесь, среди москалей…

Кто прав, кто виноват в плохой жизни на Украине, я действительно не знаю, думаю, что и большинство из нас этого до конца не знает. Потому что мы ВСЕ слышим только чужие мнения и чужие рассказы увиденного - отдельные разрозненные пазлы огромного исторического полотна. Не имеем мы полноты ВСЕЙ информации, и нет у нас общего языка (наша Вавилонская башня еще в ветхие времена разрушена, а наши языки стали разными, утратил человек единство и гармонию, ему изначально присущую). И теперь мы на все явления смотрим в лучшем случае - глазами очевидца, но с пониманием, полученным на отдельно стоящей маленькой колокольне - не зная глубинных интересов разных участников, причин и корней явления: истинных намерений кукловодов, которые это все организовали. Это - в лучшем случае, а в худшем - всё то же самое, только еще и не являясь очевидцем - пересказывая чужие МНЕНИЯ.

Чем больше об этом спорить - тем больше будет обид и разногласий. Все правы, и все - марионетки, рубящие сук, на котором мы сидим. Лозунг «разделяй и властвуй!» давно известен из истории. Но кто сейчас интересуется трудами ученых историков, философов, кто занимается своим самообразованием? Единицы. В основном всех волнует только экономическое и юридическое образование (как сэкономить и разбогатеть и как, своровав, от уголовной статьи отмазаться). Остальные науки стали не в чести. Не в этом ли глубинная причина сооружения в двадцать первом веке древней катапульты на столичной площади европейского независимого государства Украина?

Я не знаю, чем хорош или плох нынешний украинский президент, и чем были лучше его недавние предшественники и его возможные будущие правопреемники. Нет у меня полноты информации об этом и нет права рассуждать на подобные темы. Я знаю только одно (и именно об этом было моё уничтоженное модераторами стихотворение): если народу что-то не нравится, то решать эту проблему нужно на выборах и через представителей депутатского корпуса - законными методами. А выходить на площадь и строить баррикады - это глупость и опасная неосмотрительность.

Полезно посмотреть, чем подобные акции заканчивались в других, не допущенных к высшему «сонму» сильных мира сего, странах. Сегодня мы вышли на площадь - с самыми чистыми помыслами и намерениями! - и перегородили движение транспорту, а завтра (если не сегодня же) этим радостно воспользуются те, кому это на руку: натравят откровенных фашистов на сопротивление толпы органам власти.
Хотели одного - получим совсем другое! Благими намерениями устлана дорога в ад - это не я придумала. Самое смешное, что те, кто обычно выходят на площадь с благими намерениями и любят поговорить о свободе, чаще всего на выборы не ходят и в партии не вступают (они, видите ли, в честность выборов и в достоинство политиков не верят!). А потом кричат толпой: «не того выбрали!»

Выбрать Того - всегда сложно, может быть, даже невозможно. Только спустя десятилетия мы начинаем догадываться о заслугах или промахах того или иного лидера. История сама выстраивается каким-то образом через страдания и победы, сама находит свой путь к лучшему и необходимому каждому обществу. Не надо только слепо (под влиянием эмоций) ставить ей подножки: затевать опасные мероприятия, поддаваясь умелым призывом тех немногих, которые знают, чего именно они хотят. Как правило, они хотят блага не для народа, а для своих корыстных и тайных интересов. Строительство катапульт - это лучший подарок для тех, кто мечтает заварить кашу. А наши поэтические выплески на сайт о том, чего мы до конца не понимаем, что идеализируем и чему уже поддались, но до конца не разобрались, потому что разглядели только пену на поверхности - это еще больший подарок для них. Прекрасная возможность нас разделить и поссорить.

К сожалению, до конца свободным может быть только экономически сильное государство. Сначала накопи силы, а потом уже круши то, что тебе не нравится, но еще как-то скрепляет. Западный мир заинтересован в нашей свободе только по одной причине - ему нужны рынки сбыта и поменьше конкурентов в нашем лице. Не лезьте в петлю, господа! Давайте жить дружно. Вместе мы станем сначала сильнее, а потом уже и свободнее!»    /Автор, 28.01.14/

«- Обама,  хватит! Или делать нечего? Отстаньте, наконец-то, от славян, то козни на Болотной, то Майдан… Славяне, почему мы так доверчивы?!...» /Автор/