Моя школа

Клим Ким
  Школа находилась на улице, проходившей параллельно центральной.  Тогда это была единственная школа-десятилетка.
Несколько лет назад я заходил на сайт  выпускников школ г. Салехарда.  Послал вопрос, сохранилась ли эта старая школа. Ответила одна девочка, которая сказала, что скорее всего это была школа  номер один, которую недавно закрыли окончательно. Вряд ли где-то сохранились старые школьные архивы.   В 1952 году я окончил эту школу с серебренной медалью.  Думаю,  что цена этой медали была достаточно высока, так как  на стенде всех выпускников, закончивших эту школу с  медалью была всего одна фотография. Однако, моя фотография вряд ли там появилась.  Документы отправили почтой в Тюмень на утверждение. Ждать серебренного аттестата я не стал, попросил выдать мне обыкновенный и уехал в Москву.
                Школа осталась в моей  памяти. Она была большая, двухэтажная, с большим  конференц залом. Я нарисовал ее на двух иллюстрациях  к повести «Салехард – город моей далекой юности»
Но оказалось, что девочка, ответившая мне в контакте ошиблась, школу закрыли не насовсем, а чтобы построить новое здание.   Я все-таки нашел свою школу  в интернете.  Это уже новая Салехардская школа номер один, построенная на месте  старой.  А фотографию старой школы я нашел на сайте в школьного музея. Я  рад,  что память не изменила мне, и школа на моих рисунках   похожа на оригинал.  Да,  вот она моя школа!  Ее не закрыли, а ей построили новое здание. Осенью 2014 года я навестил свою школу, на стенде медалистов моя фамилия стояла  на третьем месте.

Сегодня моя школа – просто красавица!
Чувства распирают меня! Я с удовлетворением прочитал все, что есть на сайте школы.  И я скопировал с сайта две цитаты,  на которые сильнее всего откликнулась моя память. Оглядываясь назад сегодня, в первую очередь, благодарен школе,  за то, что она научила меня прилежанию, трудолюбию, дисциплине, вежливости, терпимости, общественной активности, всему, что  помогло  мне  войти в дальнейшую взрослую жизнь. И все же  наиболее яркими запомнились  моменты школьной жизни, когда удавалось сделать хотя бы маленький шаг на пути творчества.  Поэтому  из списка направлений объявленных на сайте школы  запомнилось задача:
 
…Развитие творческих способностей учащихся и инициативности…

Меня эта  радует. Ведь    если эта задаче не присутствует  во всем, что  делают для детей наставники, их деятельность становится менее интересной и менее полезной.  Именно, развитие творческих способностей  присуще  традициям  российской школы с давних времен. И не мудрено, так как  любовь   к творчеству, к выдумкам, к инициативе  живет в российском народе на генном уровне. Достаточно вспомнить сказки, где всегда смекалка и находчивость ценится намного выше материального успеха, что отличает фольклор российских народов, от остальных. Дорогого стоит современное выражение:  «наши мужики  в гаражах такое творят,  все НИИ отдыхают»!  Про левшу даже не буду вспоминать.  Стопроцентная грамотность есть во всех странах, однако процент «головастиков» в России несравненно выше  чем в любых других странах.  Это и традиции народа и традиции российской  школы, которой надо поклонится, так как она мало зависит от государственного устройства.   Школа создается, может быть, властью, но живет по традициям народа. Так как и учителя, и ученики – это и есть народ.  Реформы  образования может быть идут от искреннего желания  сделать это образование лучше.  Государство вкладывает в образование средства и хочет получить отдачу.   В 50-х годах я учился во дворце науки на Ленинских горах, где нам были предоставлены царские условия жизни и учебы. Государство вложило в нас большие средства и получило отдачу. Мы тогда не проиграли схватки холодной войны и первыми вышли в космос. Нас учили лучшие преподаватели страны. Однако,  все 400 математиков нашего выпуска мех-мата МГУ, одного из лучших послевоенных выпусков,    не кончали спецшколы, а подавляющее большинство из них приехали из  провинциальных школ, из  всех уголков нашей   большой   страны. Это были обыкновенные школы  и там  никакие специальные  мероприятия по обучению не  проводили. До Салехарда  я  учился в сельских школах республики Коми.  Я  с удовольствием вспоминаю своих учительниц, простых, самодостаточных, местных девушек, кончивших педучилища и пединституты. В Салехарде именно такая девушка быстро поняла, что я понимаю физику лучше, чем она.  Без всяких не нужных выкрутасов она, говорила: «Сегодня материал трудный, Ким, ты небось заранее прочитал?  Ага.  Так чего сидишь,  иди рассказывай!  А то я  не очень поняла…»   Никто, ни она, ни я,  ни остальные ученики не видели в этом ничего плохого или стыдного.  Мы вместе, как могли преодолевали ухабы на пути к знанию.  Ну а я  весь 9  класс штудировал учебник физики, чтобы не ударить в грязь лицом. 
    
Обеспечить жизненную успешность.

Остановлюсь на главном,  что мне  захотелось обсудить, вспомнив свою школу.  Глаз зацепил  фразу  на  сайте моей школы.

      «…Привлечение учащихся к исследовательской деятельности как к действенному средству личностного развития и  развитие качеств личности, обеспечивающих жизненную успешность».

    Сразу резануло - жизненная успешность,  это не наше, не российское.  И в  царское,  и в советское время  забота о своей личности  и жизненной успешности хоть и  занимала человека, но громко  говорить о ней вслух,   было не принято. Фразы «Успеха вам»  и «Это ваши проблемы» появились  только в новой России. Тем не менее сегодня эти слова крайне актуальны.
     Проблемы успеха личности появились  в связи с очередной искусственной  реконструкцией общества в новой России. Раньше было «Я юный пионер….» Теперь везде учат по Карнеги, как, широко улыбаясь,  креативно вешать окружающим лапшу на уши.  Достаточно послушать как громко и скороговоркой  орут и неуклюже жестикулируют телевизионные ведущие.
        Двадцать лет СМИ с неослабевающей энергией осуществляют поворот  в сознании людей от общинности к индивидуализму, во имя торжества победившего института частной собственности.  Им удалось убедить россиян, что громко и энергично говорить   вслух о своих  личных проблемах, кичиться  богатством не стыдно, наоборот  нужно,  потому что именно благосостояние  личности и есть главная ценность.  Они во многом добились своего.


Личная собственность

      Для конкретного человека личная собственность всегда была святой. Но при этом она была естественной и неприкосновенной по жизни. В СССР  собственность сельского жителя на свой жилой дом, подтверждалась  записью в амбарной книге, на которой толстыми чернильными буквами было написано название «Дворовая книга - деревня Поповка».  Книга хранилась в сельсовете. Купля продажа деревенских домов оформлялась рукописным договором купли продажи с печатью сельсовета. Экземпляр договора прикалывался в папке договоров, запись в книге изменялась со ссылкой на договор. Второй экземпляр получал новый владелец. Процедура занимала полчаса, и производилась бесплатно.   Если дом покупался для ПМЖ, то вообще не было никаких проблем. Если покупал дачник, то требовалось разрешение председателя колхоза или директора совхоза.  Дом стоял на земле, которая не принадлежала владельцу дома. Поэтому нужно было разрешение лица, конкретно распоряжавшегося этой землей.  Когда я купил домик в деревне,  наш председатель на разрешил мне  оформить договор. «Зачем тебе эта филькина грамота? Живи спокойно, тебя никто не прогонит!». В Москве многие знакомые не одобрили мою беспечность.  Но я прожил в этом доме без документов 25 лет. Обязательную страховку и плату за электричество принимал сельсовет, это шло через их бюджет.

Появилась частная собственность.

Когда ввели частную собственность на землю и недвижимость, пришлось документы оформлять. При этом пришлось заплатить очень кругленькую сумму. В стране появились новые чиновничьи рабочие места и одновременно  образовался «малый бизнес»  -  фирмы  и частные предприниматели,  которые оказывали услуги по оформлению документов, защищенных водяными знаками. Все вместе они стали неплохо зарабатывать на жизнь выполняя новую огромную, ранее ненужную работу по регистрации частной собственность на землю и недвижимость. В городах процесс был на порядок сложнее, затраты и объем услуг  грандиознее. По-моему процесс цивилизованной регистрации частной собственности на землю и недвижимость до конца не решен и по сей день.
Теперь подумайте, как теперь обыватель относится к своей собственности?  Она стала главным измерителем жизненной успешности.  Именно этот измеритель показывает степень расслоения в обществе.
Не красота голоса, не актерский талант, не спортивные рекорды а площадь и качество квартиры и загородного дома, водоизмещение яхты, марка автомобиля   определяет жизненную успешность.
  Но в народе невнятно витает в воздухе  осознание  противоречивости, насаждаемого жестокого,  конкурентного мира предпринимательства    с желанием установить социальную справедливость. Вот и приходится учить детей доброму, светлому и  одновременно  создавать   секции боевых искусств. На это накладывается    неосознанная  приверженности  россиян  к устаревающим семейным и дружеским традициям. Большое число представителей «среднего» класса в провинции исполняют   «малый бизнес»  не так  добротно, как это делают немцы, французы, финны. Наши законодатели в панике упрощают и упрощают  законы и правила для малого бизнеса.  Они, бедные, всерьез думают,  что успеху становлению гражданского общества и  повсеместному развитию среднего и малого бизнеса  мешают бюрократы чиновники.  А на самом деле причина в том, что и простые люди,  и чиновники, которые  на самом деле те же простые люди,  все вместе не очень хотят строить это гражданское общество, по западному образцу.  А самое главное, что если даже захотят, то просто не сумеют.  В маленьком провинциальном городке это так бросается в глаза!
         
    Государство, естественно,   не довольно скоростью становления «гражданского общества».   К средствам массовой информации подключили и образовательные учреждения. Реформы образования  нацелены не на понижение качества обучения базовым знаниям, этого никто не хочет. Но видимо было необходимо заблокировать  традиции, которые помогали с успехом воспитывать знающих и образованных  специалистов, но которые сегодня могут препятствовать  взращиванию  добротных предпринимателей. Именно поэтому убирались из школы успешные методы обучения гуманитарным дисциплинам, литературе, русскому языку, истории, географии. Дисциплинам, которые влияют на формировании ментальности. Я недавно организовал издание сборника стихов местных поэтов.  Больше половины – стихи о любви к малой родине.   Мечта о стабильном, добротном рабочем месте, с нормальными социальными гарантиями не покидает сознание большинства жителей провинции.  Знакомые предприниматели недовольны не чиновниками, а местным людьми, -  своими работниками,  «не умеющими» работать добросовестно. Предприниматели считают себя справедливыми,  они платят налоги, и  это все, что они должны окружающим. Остальное мое   -  на недвижимость  за границей, на столичные квартиры детям и внукам.  Таковы теперь наши правила.  Ни один предприниматель  не дал мне ни копейки  на издание сборника, ни на строительство храма. Они злые на людей, на чиновников, на власть. Зачем нам такой  малый бизнес?
Ну ладно, бог с ними с предпринимателями. Их у нас не так много, и не они дают главные рабочие места. Крепкие мужики зарабатывают на выездах, это  гастарбайтеры  из  российской  провинции.
Недавно беседовал с знакомым преподавателем математики  на экономическом  факультете МГУ.  30 лет назад он прислал мне талантливых аспирантов  и студентов, с которыми я в рамках молодежного научно производственного отряда успешно занимался внедрением первых персональных компьютеров на предприятиях страны. Он мне сказал, что времена изменились, студенты уже со второго курса ищут себе место в банках и других финансовых конторах.  И теперь  для них наиболее интересны предметы, в которых есть рецепты  личного успеха, остальное на втором плане.

Наше оружие - истинная  система ценностей.

К чему я тут разболтался  про чиновников, про слепоту власти в вопросах малого  бизнеса и гражданского общества?
В 1952 году учителя  далекой Салехардской   школы  пробудили во мне желание выучить  наизусть учебники и задачники по физике и математике.  Я  был уверен, что  поступлю в главный  ВУЗ страны, выучусь на полном государственном обеспечении,  и буду работать в лучших научных учреждениях страны. Сейчас в Салехарде наверняка есть ребята посильней меня. Мечтаю и надеюсь, что   моя школа поможет им так же,  как и мне с достоинством войти в современную большую жизнь и прожить ее  так же   полезно и счастливо.    
И все-таки!  Я знал наизусть не только физику и математику. Когда молодая учительница литературы похвалила меня за сочинение на вольную тему, я вдруг понял, что уметь ясно выражать свои мысли, не менее важно, чем решать сложные задачи.  С тех пор я любую статью или инструкцию к программе непроизвольно  стараюсь  исполнить  пушкинским языком.  «Не гонялся бы ты поп за дешевизною!»  «Действие равно противодействию!»  Фантастические краткость и ясность мысли.
 Молодые люди в провинции в первую очередь хотят научится тому,  что не может дать  им семья,  школа,   детский садик.  Наши традиции - уважение к старшим, теорема Пифагора, хоровод вокруг елки - все это прекрасно. Но многим молодым людям сегодня это не помогает преодолеть растерянность, дезориентацию, пессимизм – главные угрозы  для молодого поколения. И нам старшим это надо обязательно понимать.  Я за то, чтобы помогать детям входить в жизнь вооруженными и сильными.  В том числе тем оружием, без которого сегодня невозможно побеждать. 
Наше оружие - истинная  система ценностей. Надо научиться находить эти ценности в нашей жизни,  отстаивать, защищать именно эти  свои ценности, а не принимать за компанию то, что модно, прикольно, выгодно.  Хорошо подготовленный человек никогда не согласится на сомнительные авантюры, не попадет в компанию обманутых дольщиков, не возьмет кредит на покупку автомобиля или на организацию шикарной свадьбы. 
   
Никакие прагматические интересы  государства и личности не должны умалять или отрицать  важное  в  образовании - гуманитарное  воспитание и творческую инициативу. На мой взгляд,  без этого успех не возможен. Ты может  хорошо обучен в нужный момент  улыбаться, быть собранным,  обязательным, целеустремленным. Но если ты  плохо владеешь родным языком, не можешь с выражением прочитать «У лукоморья дуб зеленый!»,  не знаешь  сказки и пословицы своего народа,  историю своей страны, ее культуру, ее традиции, если ты не в состоянии «включить голову», когда совсем непонятно, то все твои  заученные  приемы  тебе не помогут.
  В заключение поделюсь  сокровенным. Мне на всю жизнь запомнилась сцена первого урока в сельской школе из  фильма  «Сельская учительница».  И  слова, которые говорит крестьянским детям  замечательная актриса Веры Марецкая: « Я научу вас мечтать!».