Мистификация Лермонтова

Владимир Конюков
Мистификация Лермонтова…

                Направление к исследованию.

Часть 1. Суть.

     Продолжается обсуждение моей публикации «Тайна судьбы Лермонтова в… загадке».
В полемике активное участие принимают литераторы, знатоки жизни, творчества поэта. Читатели сайтов  ПРОЗА,  СТИХИ.
В связи с разночтениями в «лермонтоведении» с царских времён многих страниц жизни поэта, в современном литературоведении всё больше жизнь Лермонтова рисуется романизированной повестью.  Он отдельно с эпизодами мистификации биографии, его стихи и проза отдельно. Эпоха его творчества сама по себе, век созидания им стихотворений, повестей, рассказов вне, прежде всего, политических  событий в стране 19 века.


     Зачем, почему оказался поэт в Пятигорске? По какой причине его занесло туда, вот вопросы веков.
Не праздные вопросы, чтобы понять причины дуэли, убийства или случайного выстрела, приведшие к гибели гения.

     Царское «пушкиноведение» максимально засекретило, оно так думало, нежелательные страницы биографии Пушкина. С трудом идёт расшифровка сторон жизни любителями и профессионалами наследия поэта. Переводы с французского и зарубежные издания всё ещё пребывают в начальной стадии.
Образовалась со многими годами такая коллизия, а это около ста лет, что надо чуть ли не дешифровать «пушкиноведов» тех годов.

     Царское «лермонтоведение», напрочь, закрыло автобиографическое второго гения, опять же, оно так думало.
Метод по обоим один,  всесторонняя мистификация. Мистификаторы были люди специально обученные за границей империи.
В 20-30 годы 20 века по Пушкину началась работа, но это продолжение царского «пушкиноведения» и превратилось в романизированную эпопею, которая измеряется эшелонами томов.
К Лермонтову первое советское литературоведение боялось подступиться. Всё было закрыто до того, царями, двором, правительством, конкурентами стихотворцами 19 века, кроме отдельных эпизодов.
Причина одна, тайные общества, вестники революций, к коим относили всех поэтов и писателей, видели в них только бунтарей - вольнодумцев.

Оба погибли, считается, на дуэли…

     На противоречиях, проколах доказательств, упущениях, просмотрах при мистификациях, в первую очередь, самодеятельные исследователи всегда находили свои изюминки доказательств, мягко говоря, неправды в науке о поэтах, Пушкине, Лермонтове.

     Почему оказался Лермонтов в Пятигорске?
И это один из важнейших проколов мистификаторов. Прозевали они… Из-за этого возникло историческое вековое противоречие, о чём ниже. Причину нам не узнать.
На сегодняшний день,  на моей странице,  ГОВОРЯТ  знатоки Лермонтова, сайта  ПРОЗА, 

«Пуля из пистолета (даже если Мартынов стрелял) НЕ МОГЛА пробить корпус Лермонтова насквозь, да еще снизу вверх! Мартынов упал на колени перед ним:"Миша, прости!" -- и тут же выстрелил???»
 Петр Евсегнеев   21.01.2017 01:04

Я отвечаю Евсегнееву,
«Во-от, Пётр, какие - то проблески есть в раскрытии тайны поэта...
 Браво!
 Стрелял с колена!»
Владимир Конюков   21.01.2017 01:19

«Мартынов упал на колени…», было в «самиздате» 60-х прошлого века.
     Вышли исследования мастера литературного сыска И.Л. Андроникова. По идеологическим причинам не мог всё сказать в своём труде, сгладил конфликтные стороны биографии, многое завуалировал виртуозными оборотами нескольких значений слова, чем славится русский язык. 
Часть зашифровал глубоким подтекстом или методом шифра Пушкина свои изыскания. Литературный народ шептался о мешках черновиков учёного, в которых то, что надо…
Что надо…, как раз это…- «стрелял с колена!»

     Важнейший текст рецензии поместила Кузнецова Любовь Алексеевна,

«Последнее письмо Лермонтова отправлено Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Послано оно из Пятигорска за 17 дней до гибели поэта на дуэли. В письме Лермонтов пишет: «Прошу вас также, милая бабушка, купите мне полное собрание сочинений Жуковского последнего издания и пришлите также сюда тотчас. Я бы просил также полного Шекспира, по-английски, да не знаю, можно ли найти в Петербурге».
 Стало быть, планы были такие, чтобы остаться в Пятигорске дольше. Наверняка это связано с лечением ревматизма, о чём поэт писал "Приехал сюда весь в ревматизмах, меня вынесли на носилках". Это было раньше, но не исключено, что потребовалось и в этот раз лечение.

Кузнецова Любовь Алексеевна   31.08.2017 15:17 

Мой ей ответ,

«Молодец, Любовь Алексеевна!
 Так, с помощью читателей-любителей Лермонтова, как Вы, мы подберёмся постепенно, зачем же поэт всё - таки поехал в Пятигорск?
 Именно на ДЛИТЕЛЬНЫЙ срок! Собирался там существенно задержаться...
 Но это всё равно только часть разгадки, некий этап.
 Я перенесу ваш отзыв поближе к нашим лермонтоведам, говорил же им, женское чутьё, логика тоньше мужской.
 Спасибо.
 С уважением.

Владимир Конюков   31.08.2017 18:24

     У Лермонтова было  ВТОРОЕ  предписание, разрешающее ему  ДЛИТЕЛЬНОЕ  пребывание в Пятигорске!!! В какой оно форме?
Вот почему он уверенно, вместо фронтовых редутов, повернул в сторону города – курорта.
Этот факт вошёл в  ПРОТИВОРЕЧИЕ  с известными свидетельствами и документом, сотворённым царскими мистификаторами,

Рапорт Лермонтова командиру Тенгинского пехотного полка С.И.Хлюпину 13 июня ни о чём не говорит. Остаться до излечения с разрешения коменданта… А дальше?
«Отправляясь в отряд командующего войсками на Кавказской линии и в Черномории г. генерал-адъютанта Граббе, заболел я на дороге лихорадкой и, быв освидетельствован в гор. Пятигорске докторами, получил от пятигорского коменданта, г. полковника Ильяшенкова, позволение остаться здесь впредь до излечения».

Рапорт 13 июня, письмо бабушке 28 июня с просьбой купить и выслать собрание сочинений Жуковского и полное собрание Шекспира на английском?!
Бабушка должна была найти, с кем – то отправить… Не один месяц пройдёт, век – то 19 был, средства доставки, конные повозки. Да ещё в район или недалеко от театра военных действий.
С собраниями сочинений, громоздкими книгами, воевать как – то несподручно, на редутах солдаты не поймут. Явно не вяжется сиё обстоятельство с маршрутом по местам боевых действий или к месту службы.
Тогда что это может значить?

     В прошлом веке, обсуждая в военной среде, а я там был, служил офицером в Пограничных войсках, несуразицы в биографии поручика Лермонтова, по – современному, старший лейтенант, вызывали профессиональную военную оценку действий поэта.

     Могли нестыковки быть подтекстом или шифром? Направлением потомкам к разгадкам? Тогда  где ключ к разгадке? На каком он этапе находится, рубеже, по - военному?...
Профессионал «лермонтовед» Андроников явно писал с подтекстом. В Союзе никоим образом не трогали сторону масонства поэта, Андроников парой фраз обозначил «тайные» общества в своих исследованиях, имея ввиду,  в то время, тайное запрещённое движение в стране «вольных каменщиков» масонов.
Исследователь в меру отобразил религиозное сопровождение, что окружало поэта.
Требования идеологии не позволяли трогать это направление советскому «лермонтоведению».
Нестыковки событий, связанных с Лермонтовым есть в «лермонтовской» энциклопедии!?

     Исследование трагического происшествия на страницах сайтов  ПРОЗА  и  СТИХИ  продолжается. Пятигорск, место гибели поэта Лермонтова.
Вопросы к знатокам, читателям прежние,
Зачем, для чего Лермонтов поехал в Пятигорск?


Часть 2. Приложение.

Письмо М. Ю. Лермонтова к Арсеньевой Е. А., полный текст.
28 июня 1841 г. Из Пятигорска в Петербург


Милая бабушка,

 Пишу к вам из Пятигорска, куды я опять заехал и где пробуду несколько времени для отдыху. Я получил ваших три письма вдруг и притом бумагу от Степана насчет продажи людей, которую надо засвидетельствовать и подписать здесь; я это всё здесь обделаю и пошлю.

 Напрасно вы мне не послали книгу графини Ростопчиной; пожалуста, тотчас по получении моего письма пошлите мне ее сюда, в Пятигорск. Прошу вас также, милая бабушка, купите мне полное собрание сочинений Жуковского последнего издания и пришлите также сюда тотчас. Я бы просил также полного Шекспира, по-англински, да не знаю, можно ли найти в Петербурге; препоручите Екиму. Только, пожалуста, поскорее; если это будет скоро, то здесь еще меня застанет.

 То, что вы мне пишете о словах г. Клейнмихеля, я полагаю, еще не значит, что мне откажут отставку, если я подам; он только просто не советует; а чего мне здесь еще ждать?

 Вы бы хорошенько спросили только, выпустят ли, если я подам.

 Прощайте, милая бабушка, будьте здоровы и покойны; целую ваши ручки, прошу вашего благословения и остаюсь покорный внук

 М. Лермонтов.


     Энциклопедический комментарий к письму:
 Впервые опубликовано в издании: Сочинения М. Ю. Лермонтова под ред. П. А. Висковатова, в шести томах, т. 5. 1891, с. 429 — 430.
Письмо написано 28 июня 1841 г. в Пятигорске и является последним по времени из всех дошедших до нас писем Лермонтова.
Михаил Лермонтов не предполагал первоначально ехать в Пятигорск. Письма к нему адресовались в Ставрополь, в штаб генерала П. Х. Граббе. Потом эти письма были ему пересланы в Пятигорск, чем и объясняются слова Лермонтова о получении им сразу трех писем Е. А. Арсеньевой и деловой бумаги от Степана Ивановича Рыбакова, управляющего из Тархан.
 С В. А. Жуковским Лермонтов познакомился в 1838 г. и продолжал встречаться до последнего отъезда из Петербурга в апреле 1841 г. В письме имеются в виду «Стихотворения В. Жуковского (в семи томах). Издание четвертое, исправленное и умноженное, СПб., 1835. Издание книгопродавца Александра Смирдина». В 1839 г. были изданы дополнительно еще два тома.
 С Евдокией Петровной Ростопчиной, урожденной Сушковой, Лермонтов был знаком еще в студенческие годы в Москве, когда посвятил ей стихотворение «Додо», но настоящая дружба между ними завязалась во время последнего приезда Лермонтова в Петербург в начале 1841 г. В этот период написано стихотворение «Графине Ростопчиной». В письме Лермонтов просит переслать подаренный ему сборник «Стихотворения графини Евдокии Петровны Ростопчиной» (СПб., 1841), на титульном листе которого она сделала надпись: «Михаилу Юрьевичу Лермонтову в знак удивления к его таланту и дружбы искренней к нему самому. Петербург, 20-е апреля 1841». Книга была надписана уже после отъезда Лермонтова из Петербурга и, вероятно, вручена Е. А. Арсеньевой для пересылки на Кавказ.
 В 1858 г. Е. П. Ростопчина в виде письма к Александру Дюма-отцу написала воспоминания о знакомстве с Лермонтовым.
Источник письма:
 Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений в четырех томах / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом). — Издание второе, исправленное и дополненное — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979—1981 год. Том 4, Проза. Письма. — 1981. — Страница 429.


     Мой комментарий.

Свидетельство эпохи в два века назад, продажа людей, как товар…
«… получил ваших три письма вдруг и притом бумагу от Степана насчет продажи людей…».

     Фраза письма вначале,
«Пишу к вам из Пятигорска, куды я опять заехал и где пробуду несколько времени для отдыху».

Лермонтов бабушке пишет об отдыхе в Пятигорске, что идёт в разрез всей версии ещё царского  «лермонтоведения» о лечении на курорте.
Большая разница между отдыхом и плотным лечением острого ревматизма. Вначале снять приступы лихорадки.
Он и отношения с бабушкой: пожаловаться на здоровье, на досаждавший ревматизм, просто обязан был…  Что абсолютно естественно.
Михаил Юрьевич пишет только об отдыхе. Противоестественно!
Корреспонденция проверялась, за всеми поэтами, писателями плотная цензура в переписке. У него военное предписание с указанными маршрутами следования. Он откровенно пишет «для отдыху».
Самовольно отклонился от маршрута для отдыха, подразумевается, увеселения, развлечения, карты, пьянки. «Звон бокалов и женский смех…», но совсем не лечение.
За такое, военный трибунал!
Мог сознательно пойти на это? Нет!
Мистификация? Да.
Просмотр мистификаторов… Грубые разночтения в понятиях  ОТДЫХ  и  ЛЕЧЕНИЕ.

     О пересылке собраний сочинений Жуковского и Шекспира в письме фраза,
«Только, пожалуста, поскорее; если это будет скоро, то здесь еще меня застанет».
«Скоро» у поэта не один месяц, находится в Пятигорске уже с 13 мая. Пока дойдёт его письмо, просьба к бабушке, пока бабушка озаботится просьбой внука, может она приболеть, забыть, спохватиться, поиск изданий, упаковка, очень медленная доставка почтовой службой в 19 веке и уточнение его, «… то здесь еще меня застанет».

Вторая часть письма о своей отставке с военной службы и заняться только литературой.
И следует  ЗАГАДОЧНАЯ  фраза письма,
«… а чего мне здесь еще ждать?»
Он должен выполнить какое – то «условие»? Для этого ждать  ИМЕННО  в Пятигорске. Разрешения, указа? Длительная годовая процедура, а у него уже просроченное предписание!
Слово «здесь» принуждает к обязательствам «ждать».
С 13 мая на курорте, 28 июня послал письмо бабушке, дуэль 15 июля 1841 года. Разрешительные полномочия коменданта полковника Ильяшенкова ограничены военным временем, сжатыми сроками, максимум – «…  остаться здесь впредь до излечения» острой фазы радикулита или лихорадки, то есть, не более двух недель. Можно даже допустить маловероятное, до месяца. А он в Пятигорске уже был два месяца, если бы не гибель и дальше неизвестно сколько.
Тайна  ВТОРОГО  предписания поэта в Пятигорск?! Устно или письменно?

     Не исключено было и  ТРЕТЬЕ! С секретным вариантом, только лично коменданту. Поэтому после снятия болей не выдворен принудительно по маршруту предписания. А могло быть и такое, сопровождение караулом за пределы города и депеша в штаб армии о проступке поэта.
В «самиздате» с начала 60-х, союзного бума до середины 70-х прошлого века были ссылки:
«… в 1962 году несколько областных газет почти одновременно напечатали статью судебного медика В. Стешица и эксперта-криминалиста И. Кучерова под сенсационным заголовком «Кто убил М. Ю. Лермонтова».
И подключилась военная литературная общественность, резонно встревая в разгадку веков, поэт был военным!
Широкую трибуну не получили, авторитет гражданских исследователей был высок, но армейские эксперты, с коими работал Андроников, по молве оставили свой взгляд на проблему гибели Лермонтова с армейской точки зрения.
«Гения убило самодержавие», это ли не глубокий подтекст или пушкинский шифр в исследованиях Андроникова и опубликованных с огромным мировым резонансом в 1967 году книгой.
Детали остались в мешках черновиков, о которых в среде литераторов ходили легенды.

     С годами видится, выражение, «убило самодержавие» - это многоплановая эпопея, убило государство, государственный строй, ровно половина, которого по советской идеологии не могла быть предана гласности, публикацией в любом виде. Одним из главных препятствий в Союзе объективной биографии поэта, был запрет на религию.

     Военное «лермонтоведение» было скромным, не афишируемым. Экспертиза по разовым просьбам изыскателей. Вопрос и квалифицированный  ответ, прежде основательно изученный по приказам, распоряжениям в царской армии 19 века. Инструкций, уставов того времени.
И один из важнейших исторических моментов был, действия военного коменданта города – курорта Пятигорска по отношению разрешительных полномочий к поручику Лермонтову.
Что можно, что нельзя ему, сроки нахождения на вверенной территории военнослужащего Лермонтова без специального лечебного предписания или отпуска - путёвки из армии на отдых.
Всё остальное… самовольное оставление места службы, называется воинским преступлением.
Наказание военным трибуналом…
Временное проживание поэта в городе, передвижение, даже за пределы, действия, поступки с окружением, поведение в военной среде до дуэли, всё вошло в вековое  ПРОТИВОРЕЧИЕ:
- мистификация биографии;
- а что не мистификация…


     Уважаемые читатели!
Минуло более 150 лет после трагедии с гением слова. Изменились не раз формы правления в стране, поменялся последний общественный строй с распадом союзного государства, где были дозволительные ограничения на биографии великих.
Новые подходы к современным исследованиям даёт компьютерная литература, электронные носители информации.
А это стимул повторить сначала, посмотреть в два века назад, так ли всё было в жизни Лермонтова, гения мировой поэзии.
Вопросов к разгадке предпосылок гибели поэта не убавляется. Уже 21 век на дворе…
они не уменьшаются, вне сомнения, прибавляются, несмотря на опубликованные новые данные о жизни поэта.

     И, всё – таки,  ПОЧЕМУ?
Зачем поехал?
И что держало Лермонтова в Пятигорске?
Это ли повлияло на гибель поэта?


К будущим темам о загадках Лермонтова.