На полях истории. Между жерновами

Виктор Балдоржиев
Задача моя взрыхлить камень и уронить зёрна...
В истории выживают и, главное, развиваются большие величины (объём, вес) или творения, имеющие крепчайшую основу (дух, волю) и способность к изменениям (ум, мобильность). Сила, масса, выносливость и другие физические параметры вместе с духом, волей, умом и мобильностью были и остаются решающими факторами существования и развития организмов с первобытных времён до наших дней. Но интеллект, если не усиливает мощь божьей твари или материала, из которого она создана, бессилен перед неумолимым движением (вращением) величин. Всё большое поглощает маленькое.

На протяжении многих лет я наблюдаю за изменениями исторического калейдоскопа и живой мозаики на мировой карте. История всё ещё перерабатывает осколки Монгольской империи от берегов Атлантического до островов Тихого океанов. Конечно, все живые существа, в том числе и люди, являются объектами, подверженными изменениям и зависимые от исторических процессов. К тому же я и мои сородичи, вместе со многими другими разбросанными по всему миру родственными нам сообществами, относимся именно к тем самым осколкам исчезнувшей Монгольской империи. Осознание этого факта предоставляет реальную картину прошлого, настоящего и открывает возможность хоть в какой-то мере предвидеть будущее.
Жизнь вслепую дает искажённую картину во времени и в пространстве, которая уничтожает самосознание человека, а потом и сам народ. В первую очередь теряется язык, далее начинается исчезновение народа...


Наше местопребывание - Сибирь, Байкальский регион. Что происходит здесь? Жернова Китая и Россия три с половиной века перетирают всё, что находится в пространстве между ними, пытаясь перемолоть наш дух и волю, наше разнообразие и нашу историю, идентичность и неповторяемость в неузнаваемую  массу безмозглых и серых песчинок-рабов, главная цель которых – потребление. Ничто, кроме потребления их не должно интересовать, ничего своего у них не должно быть.
Противостоять этому может только самосознание, историческая причастность к нации.  Опыт показывает, что созданное историей из разных лоскутков монгольских племён сообщество, именуемое бурятским народом, не имеет или не может иметь национального самосознания и, находясь, между жерновами России и Китая, обречено на медленное исчезновение. Язык может сохранять только единое национальное самосознание. Но его нет и, по-видимому, не может быть.
("Олюторовцы" - это исчезнувший народ, а не селёдка". Сначала исчез язык, потом не стало народа. В таком порядке. Современная численность бурятских племён не должна успокаивать общественников: процесс исчезновения народа не имеет тенденции к торможению).

В работе исторических жерновов нет ничего преднамеренного, специфического и специального, это - естественный процесс эволюции, неизбежное развитие больших величин, управляемых, зачастую, силами зла, пытающимися превратить всех в рабов своих желаний. По большому счёту в мире нет конфликта между трудом и капиталом, конфликт гораздо глобальнее - добро и зло, человек и античеловек.
(Неужели масштабы битвы между ними, охватившей уже весь мир, всё еще не заметны кому-то в XXI веке?).

Процесс кажется необратимым. При очевидном нашем бессилии и безусловном предательстве национальных интересов так называемых лидеров, которых мы сами же и выбираем, только безумцы спрашивают: что окажется крепче - жернова исполинов или материал, из которого мы сделаны? Способны ли мы развиться до такой степени, чтобы уже не опасаться за сохранность своей идентичности и свободы? Или же смиримся с высказыванием дотошного монгола, который, прочитав эти строки вздохнул:  «Ямар эрхэ сулоо тухай хэлэнэ та? мал шиг амитануудта сулоотэйшье зарсашье байх – хамагуй», что в переводе на русский означает: «О какой свободе или каком рабстве вы говорите? Скотине все равно, что свобода, что рабство».
Или мы задумаемся о сохранении самих себя? Для этого, прежде всего, мы должны наглядно представлять свою историю и своих предков. Это позволит знать материал, из которого мы сделаны. А если материал слаб и податлив, то надо работать над его стойкостью и непобедимостью.

В памяти бурят-монголов, обладающих синтезом мысли Востока и Запада, постоянно горят и тревожно звучат слова П. А. Столыпина: «Народ, не имеющий национального самосознания — есть навоз, на котором произрастают другие народы». Синтез мысли Востока и Запада, о котором я постоянно говорю, - это приобретенный, а теперь уже естественный, приоритет новых монголов (бурят России), возникший в силу пребывания некоторой части бурят-монголов вне автономных и республиканских образований, сохранивших и развивших при этом самосознание и достоинство. Лидеры и настоящая элита народа могут появится только из этого приоритета, остальные мертвы, бесплодны и даже преступны...

На современном этапе эволюции локализация народов в национальных субъектах федерации кроме задержки развития общества ничего более не даёт. Слияние с остальными субъектами только ускорит процесс исчезновения бурят-монгольских племён. Очевидно, что это не выгодно России, ибо в этом случае Восточную окраину страны можно считать потерянной навсегда. Как быть и что делать?
Единственный выход, который подсказывает сама история, - возрождение и развитие монгольского самосознания внутри России с тем, чтобы сохранить и укрепить Восточные окраины страны. Будущее России - в многонациональности, в развитых народах и сильных национальных субъектах, что и станет настоящим нерушимым союзом народов. Другое видение влечёт неизбежный развал. Теряя свои позиции в мире, Россия должна вспомнить о своих мощнейших внутренних резервах, которые скрыты в её народах, в их исторической принадлежности к другим мирам и даже цивилизациям.

Попутно заметим: проблемы всегда решают непопулярные для доминирующего населения действия. Не исключено, что, если бы Гайдар и Чубайс в своё время не ввели грабительскую приватизацию и другие антинародные меры, то сегодня в России продолжалась бы затяжная гражданская война, где в битвах за раздел сырья и имущества участвовало бы колоссальное количество одичавших банд, а страна, ставшая ужасом мира, доживала бы последние дни. Посмотрите на разграбленные предприятия и колхозы... (России нужны либо Сталин, либо Чубайс, иначе - массовый грабёж и бандитизм).
В первой четверти XXI века исторически напрашивается, что на Востоке России должна появиться мощнейшая Бурят-Монголия. Только такое образование может стать заслоном китайской экспансии, сохранив бурят-монгольский народ для его дальнейшего развития.

С этой целью общественники, не чиновники исполнительной и законодательной власти республики Бурятия или национальных округов, что смешно даже представить, а именно общественники должны провести колоссальную работу. В итоге этой работы бурятское общество должно чётко представлять исторические события за последние 300-400 лет, которые привели к образованию бурятского народа. Есть ли сегодня среди бурятских общественников активисты, готовые посвятить этой задаче не годы, а жизнь? Решать эту задачу, невзирая ни на что и ни на кого?

Бурят-монголы России должны осознать, что все роды и племена, вошедшие в состав бурятского народа, на самом деле - части монгольской нации, а языки их являются диалектами монгольского языка. А потому хоринский диалект монгольского языка никогда не станет общим для всех бурят-монголов. В этом основная ошибка радетелей сохранения так называемого бурятского языка.
Изучать надо не хоринский или ещё какой-нибудь диалект, а монгольский язык. Если нормативы ещё не разработаны, то их следует разработать вместе с лингвистами Монголии и АВРМ. Решение проблемы языка для монголоязычных народов возможно именно в этом формате. Международная обстановка благосклонна к сохранению всех народов и языков.
Именно в такой последовательности и в таком формате видится дальнейшее существование и развитие бурят-монгольского народа без тени национализма, на высоком культурном уровне, достойной высокообразованного народа. Я пишу эти строки в надежде, что миф об образовательном цензе бурятского народа рождён всё-таки из цифр правдивой статистики.


При возрождении монгольского духа национальные образования бурят-монголов России из территорий задержки развития, каковыми они являются сегодня, могут стать мощными анклавами, где возможно прогрессивное и культурное развитие любого жителя страны, ибо анклавы эти станут примерами. А что убедительнее и заразительнее примера? Естественно, в первую очередь от этого укрепится мощь России, которая сегодня не может противопоставить экспансии Китая ничего и никого. Не возродив монгольский дух у себя внутри, существование которой становится благом для страны, не вернув доверие МНР и всех монголов мира, Россия уже не способна удержать свои восточные территории, которые стремительно пустеют.
Полезных и деятельных результатов, вкупе с защитой интересов Востока страна, правители России могут ожидать только от монголоязычного мира со множеством естественных русских элементов, включая русскую культуру и 400-летнюю русскую историю Сибири, ибо ничего другого уже нет.

Любую бездушную систему, созданную человеком, может изменить только сам человек. Раб не может стать свободным, и свободный ни при каких условиях не станет рабом. Это природные состояния, где кардинальные изменения возможны пока только в теории. Но человеческое живо в каждом из них.
Вот к человеческому и надо обращаться, о человеческом и логичном надо говорить. С пользой для друг друга.
(Данные умозаключения дарю безвозмездно всем любителям "открытий" в интернет-пространстве:))

Отправления сверху вниз

Перевожу на современную транскрипцию "Дипломатическое собрание дел между российским и китайским государствами с 1619 по 1792 год" Н. Н. Бантыш-Каменского. Набираю заново. Между прочим, набирая материал, мы набираемся и ума:)) Дошёл до первого посольства в Китай Фёдора Ивановича Байкова (1653 год) и послания Алексея Михайловича к Богдыхану. Более всего владык мира того периода волновали титулы. Не оказался бы адресат ниже тех, кому он пишет и обращается. И потому они разными способами и ухищрениями дают понять остальным своё превосходство над ними. Очень напоминает писателей современности:)) А китайский Богдыхан писал просто: "Посылаем сверху вниз..."

Наша история. Игры Бабжи-Бараса на берегу Онона

Дрон, конечно, великолепен. Особенно, съёмки массовых зрелищ с него. Баир Дугаржапов снял массовое мероприятие, проведённое на берегу Онона, агинскими бурятами. Называется праздник – «Игры Бабжи-Барас батора», вобравшие в себя троеборье.
Относиться к данном мероприятию можно по-разному. Для кого-то Бабжи-Барас батор – герой, кумир и победитель, для кого-то – враг, покоритель его племени или рода, для кого-то – мифический богатырь. Для многих – реальный человек, живший три с лишним века тому назад на этой земле, когда враждовали, буквально, все. Кстати, кому неизвестен этот период истории Забайкалья, а также - имя Бабжи-Барас батора, изучайте. Материала на эту тему много.

На мой взгляд, несмотря на великолепную организацию, массовость и красочность, эти игры не объединяют бурятский народ, а напротив - только разобщают его, ибо Бабжи-Барас батор является героем только одной части бурят-монголов, который сражался против других монгольских племён, являющихся ныне неотъемлемой частью всего бурят-монгольского народа. Организаторам таких игр, прежде чем устраивать мероприятия подобного рода, следовало бы хорошо знать историю всего бурят-монгольского народа.
Такое знание способствовало бы сплочению бурят-монголов и могло бы противостоять угрозе его исчезновения, главная из которых - непродуманные инициативы, исходящие из национальных сообществ, демонстрирующих свои особенности перед другими. Промолчать такую тему - усугублять неправду, укреплять невежество одних и увеличивать внутреннее недовольство других.

Но праздник состоялся. Рассуждения мои запоздали, хотя будут актуальными до тех пор, пока остаётся проблема единства бурят-монгольского народа и опасность его раскола, которая чаще всего исходит от бурят, обласканных и согнанных в локальные, административно-территориальные образования.

Виктор Балдоржиев,
хори-бурят, шарайд по отцу и галзут по матери.

________________________________________________

Только для периодики и изданий, с которыми автор имеет соглашение о возможности публикаций его произведений.
..................................................