Внимание вниманию Часть 1

Елена Гвозденко
Когда-то меня, совсем юную учительницу, проработавшую в школе всего год, отправили покорять неизведанное, обучать шестилеток. В те времена четкой методики, действенных рекомендаций, практически не было. Разумеется, была методическая литература, были и курсы для учителей, но все советы сводились к формальным, наукообразным постулатам, ничего общего не имеющим с практикой. Учителя находились в постоянном стрессе, многие увольнялись, не выдерживая. Результатов добивались те, кто менторством насаждали привычные методы, рассчитанные на взрослых детей. На всевозможных собраниях учителя устраивали что-то вроде мозговых штурмов, пожалуй, впервые я столкнулась с «живым» обсуждением в среде, привыкшей к формальным, практически ритуальным, заседаниям. Казалось бы, обучение строили в игровой форме, подбирали красочные пособия, но «собрать» класс, добиться усвоения материала было сложно. Помню, маленькие ученики в какой-то момент просто доставали игрушки или шли в игровую комнату, заявляя, что учиться им надоело. Так в чем секрет «строптивых шестилеток», почему учителя столкнулись с такими трудностями? В поисках ответа я перечитывала всю доступную литературу, заново изучала основы психологии. Именно тогда я поняла, что главный секрет шестилеток – возрастные особенности их внимания.

Так что же такое внимание? Что мешает ребенку сосредоточиться на определенной деятельности? Какие характеристики внимания надо знать, чтобы помочь малышу?

«Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида». Иными словами, это избирательность восприятия какого-либо объекта. Внимание всегда тесно связано с умственными, сенсорными процессами, поэтому оно не является самостоятельным психическим процессом. Это лишь свойство этих процессов, имеющее, впрочем, органическую природу. За это свойство отвечают нейроны – детекторы новизны, активизирующиеся при необычных явлениях, фиксируемых восприятием. Устойчивость, концентрацию внимания обеспечивает ретикулярная формация ствола мозга, сеточка нервных волокон. Именно эта тончайшая сеть регулирует тонус коры головного мозга и чувствительность рецепторов, изменяя динамические характеристики внимания.

Различают три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает как ответ на всевозможные раздражители. Присмотритесь к рекламным роликам. Основная задача их создателей – привлечь, растормошить волшебные клеточки-нейроны новизны. Требуется ли для этого ваше сознание? Непроизвольное внимание возникает без его поддержки.

Вот небольшой перечень некоторых инструментов, которые используются для раздражения волшебных нейронов: неожиданность, новизна или необычность, контрастность, динамизм, некая сила (звук, свет).

Эти инструменты используют и педагоги, если требуется быстрое переключение с одного объекта на другой. Организовывая занятия с малышом используйте эффект неожиданности. Если вы планируете работать с картинкой, книгой, игрушкой - они должны появиться именно на том этапе занятия, когда будут востребованы. Используйте «секретики» на прогулке и дома, пряча задания в привлекательную форму, обостряющую восприятие.

Сознание управляет другим видом внимания – произвольным. Это проявление воли человека, усилие, напряжение, направленное на решение задачи. Разумеется, учеба требует от ребенка проявление воли.

Произвольное внимание возникает из-за очага возбуждения в коре головного мозга. Этот очаг – реакция на сигналы, подаваемые второй сигнальной системой. Словесное оформление цели, задач запускают механизм произвольного внимания. Напряжение, испытываемое при произвольном внимании, вызывает утомление, поэтому так важен отдых (релаксация или переключение на другую деятельность).
Давайте проведем небольшой тест. Поставьте таймер на 3 минуты. Выберите какой-нибудь объект в комнате. Постарайтесь все 3 минуты думать только об этом объекте. Было трудно?

Возьмите любую книгу и карандаш. Делайте пометки на полях всякий раз, когда ваше внимание не было сосредоточено на читаемом материале.

Напряжение требует расслабления. Я на уроках использовала не только физкультурные минутки, но и минуты музыки или тишины, восстанавливающую релаксацию.

Даже взрослому человеку трудно концентрироваться более 15 минут. Эту особенность хорошо знают ораторы, сценаристы, писатели, предлагая неожиданные повороты сюжетов, расслабляющие шутки, снижающие напряжение.

Главным «секретом шестилеток» явилось ограниченное произвольное внимание, короткая по времени концентрация, в сочетании со слабым переключением. Мне пришлось планировать занятия таким образом, чтобы каждые 3-4 минуты переходить на новый вид деятельности.

Эту особенность концентрации внимания часто используют коучи, призывая ограничивать деятельность 10-15 минутными временными рамками. Подробнее о том, как развить концентрацию внимания в следующих статьях.

Если ваш ребенок отвлекается, рассеян – это не показатель его нерадивости, это сигнал к тому, что он испытывает утомление. Как его преодолеть? Можно попробовать «стимулировать» сигналы, воздействующие на очаг возбуждения в коре головного мозга. Иными словами, продублировать значимость цели и поставленных перед ребенком задач. Можно переключить на другую деятельность или провести минутку релаксации – послушать музыку, подвигаться или просто пошутить.

А что же такое послепроизвольное внимание? Иногда деятельность, которая вызывала напряжение, увлекает настолько, что вы забываете о времени. Это и есть проявление послепроизвольного внимания. Возникая как произвольное от сформулированных целей, оно вызывает такой интерес, что становится непроизвольным.

Продолжение следует.