Андеграундные особенности творчества группы Сектор

Уральская Марина Александровна
     По сей день из некоторых автомобилей можно услышать включённую на полную громкость песню группы «Сектор Газа». Что привлекло народную любовь к творчеству группы? Чем «Сектор Газа» импонирует поклонникам группы?
     Интеллигентный человек, впервые прослушав хоть один куплет из любой песни группы «Сектор Газа», безусловно будет в шоке.
     Творчество «Сектора Газа» изобилует табуированными словами. И хоть количество мата в песнях группы заставляет буквально «вянуть уши», творчество группы «Сектор Газа» имеет достаточно художественную высоту и неординарность. Группа снискала заслуженную любовь простого народа и популярность среди различных общественных прослоек.
     Тема использования табуированных слов в литературных и песенных текстах не нова. Говорят, что словами, на которые наложили табу, баловались даже некоторые классики. И хоть «Заветные сочинения» Ивана Баркова, дошедшие до нас из XVIII века, известны в основном лишь узкому кругу специалистов-филологов, то творчество современного писателя Эдуарда Лимонова знакомо очень многим.
     Есть ли художественное оправдание для использования матерных слов в тестах? На эту тему спорят и читатели, и критики. Но ответ имеется: андеграунд в искусстве.
     Само понятие «андеграунд» включает не только тексты с матом, но и художественные произведения, в которых заключены несогласие с политикой, религией, реалиями того или другого общества. И можно отметить, что андеграунд — это почти культура отбросов общества, иногда молодёжи, желающей выделиться из массы. Хоть чем-то отличаться от остальных, наподобие движения панков, которые изначально выделялись из толпы грязными волосами, небрежностью в одежде, особым поведением.
     Творчество группы «Сектор Газа» представляет собой панк-рок. У этого жанра есть почитатели.
               
                2

     Панки в России начала девяностых прошлого века появились на волне Перестройки. Слова из одной песни группы «Я носил портки из кожи и был грязный, как свинья» имеют под собой историческую реальность тех лет. Были группы молодёжи, которые вели себя подобно героям песен «Сектора Газа». Не к чему добавлять, что музыканты «Сектора Газа» были кумирами такой молодёжи. Подобные группировки молодых панков даже носили с собой магнитофон с орущими динамиками, из которых лились во всю мощь песни группы «Сектор Газа», шокируя случайных прохожих.
     Это сейчас, эротика никого не удивляет. Привыкли многие и к откровенной порнографии. Матом, слава богу, в открытую на улице не орут, но зато в новостях, программах всегда включают писк, который говорит зрителям или слушателям о том, что было использовано матерное слово. Во времена СССР поцелуи в фильмах, значили уже, что «лет до шестнадцати» плёнка. 
     Конечно, творчество группы «Сектор Газа» было на волне времени. Гласность, перестройка стали казаться реальными. Шаг в ногу со временем дал группе популярность. Отчасти. Если бы дело было только в моде, то сейчас бы никто не слушал песни «Сектора Газа». А ведь слушают до сих пор, клипы смотрят.
     Творчество группы было долго «в подполье». Почти с десяток лет группа «Сектор Газа» выступала бесплатно. Не было денег даже на запись альбомов, не говоря уже о том, чтобы попасть в радио- или телеэфир. Репертуар группы не позволял попасть дальше клубов и небольших площадок для выступления. Но поклонники группы переписывали песни чуть ли не во дворах, несмотря на официальную нелюбовь музыкальных критиков к творчеству «Сектора Газа».
     Родиной группы был город-герой Воронеж. Довольно интересный город, с ярко выраженной помпезностью советского градостроительства и почти с полным отсутствием церквей. Здание музыкального театра, фонтаны в городе, Парк Победы, застройка центральных улиц, здание вокзала – всё говорит в Воронеже о советском времени.  О том, что советские люди говорили: «Спасибо нашей партии, поклон ей до земли…за хлеб, за воду, за свободу, за счастливый труд…советские ракеты всех буржуев в пыль

                3

сотрут…мы дадим стране хлебца…мы поддерживаем речи от начала до конца…Горбачёва… генерального секретаря…»
     Тематика песен воронежской группы «Сектор Газа» разнообразна, но по большей части творчество группы идёт в разрез с официальной идеологией. Насмешки в адрес политиков, начальников, подхалимов, даже в адрес служителей церкви, явное насмехательство над общепринятыми нормами поведения и нескончаемый мат в творчестве группы – всё это явные признаки андеграунда. Другое дело, что героями песен группы были обычные работяги, самый простой, малообразованный и малооплачиваемый контингент. Тем и полюбилось творчество группы народу. Приплюсовать сюда новизну и оригинальность текстов – и вот секрет популярности.
     Каждая песня группы «Сектор Газа» является отдельным рассказом, своеобразной побасенкой. Есть у группы и музыкальная сказка с привычными русскими сказочными героями вроде царевны-лягушки и кощея бессмертного.
     Разброс песен группы по сюжету и по героям велик. В текстах песен группы начальники, подхалимы, попы, легкомысленные девушки, колхозники, вампиры, бомжи, русалки, наркоманы, дураки, пьяницы, хулиганы. То есть те герои, о которых песни обычно не сочиняют. Чаще поют о любви, весне, о патриотизме, о добром, хорошем и светлом.
     «Мы с приятелем вдвоём работали на дизеле, он лопух, и я лопух…», - поёт солист группы в одной из песен. Слова из песни близки по духу обычным парням из деревень, простым трудягам. Или: «Мы с приятелем вдвоём весело живём, нас недавно поместили в сумасшедший дом». Или «Раз ку-ку и два ку-ку, оба шлёпнулись в муку». Компанейский дух песен группы прельщает. Подкупает шутливая форма песен, простота, самобытность, оригинальность. А запретность песен для всеобщего прослушивания добавляет оттенок интриги.
     Несмотря на возраст песен, на появление многих талантливых авторов и исполнителей, всё же самобытность, уникальность творчества группы выделяют её среди остальных.
     Ребята из «Сектора Газа» особенные, яркие, талантливые, хоть и выбрали андеграунд. Андеграунд – и беда, и успех группы. Они пели о том, о чём
                4

обычно не поют, не пишут и даже не говорят. Иногда эпатажно, иногда по-хулигански, но всегда с юмором, красочно, броско, незабываемо.
     Кто, отслужив в армии, не слушал песню группы «Демобилизация»? Как не вспомнить анекдоты о тёщах, услышав слова песни «мимо тёщиного дома я без шуток не хожу»? Темы песен достаточно народны, переплетаются с фольклорными и мифологическими традициями.
     Тема наркомании, алкоголизма, доступной любви, хоть и отталкивают, но актуальны почти вовсе времена, к сожалению. Песни группы продолжают жить, несмотря на то, что солиста группы уж нет в живых. Нельзя сказать, чтобы голос солиста был намного лучше, чем у других исполнителей или, что музыка группы была гениальна. Самое важное, стоящее, яркое в творчестве группы тексты песен. Именно тексты песен ансамбля заслуживают народной любви и незабываемости. Андеграунд тоже имеет поклонников и бывает высокохудожественным и осмысленным.
     Творчество группы «Сектор Газа» - яркое андеграундное явление в российской поп-культуре. Благодаря андеграундным особенностям творчества группу «Сектор Газа» можно любить или ненавидеть. Других вариантов для восприятия творчества группы нет.