Крайнее дежурство капитана Яшкина

Алексей Батраков
- Иваныч, зайди срочно к начальнику – звонок из дежурной части райотдела милиции, как всегда, оказался не кстати.

- Какого ещё хрена надо – как-то совсем по-старчески бурчал себе под нос следователь Яшкин, направляясь в кабинет  руководителя. А надо заметить, уважаемый читатель, что Сергею Ивановичу Яшкину на днях исполнилось сорок пять лет, и с понедельника он отправляется на заслуженный отдых. Становится, то бишь, пенсионером милицейским. Учитывая, что сегодня лишь четверг, до пенсии оставалось больше трёх суток, что вовсе Яшкина не радовало. А не радовало потому, что находился он в пути к начальству.  И громадный служебный опыт подсказывал Сергею Ивановичу, что ничем хорошим этот вызов не закончится. Естественно, так оно и вышло.

         Начальник, поднявшись с кресла, долго тряс ему ладонь в рукопожатии – Рад видеть тебя, Сергей Иванович, при параде, в полном здравии…
Последние надежды Яшкина на благоприятный исход встречи окончательно рухнули. Таким вежливым и приветливым руководство бывает только тогда, когда что-то ему нужно.
- Рад, рад видеть – начал повторяться подполковник – Жаль, жаль, конечно, что уходишь… Мог ведь и ещё поработать, жалко людей таких терять, жалко…

- Вот жлоб – подумал главный наш герой – А майора к пенсии так и не сделал…

     Хочется всё же пояснить, уважаемый читатель, что без майорского звания Яшкин остался вовсе не по причине жлобства вышестоящего начальства, а чисто по своей вине. Не надо было приставать к племяннику главы района. Ну, говорил же человек, что бабушка сама с обочины рванула и под колёса его джипа залетела. Конечно понятно,  что шёл восьмой десяток лет погибшей, что с тросточкой она передвигалась. Но всякое в жизни-то бывает. Нет,  рогом весь упёрся, принципиал великий, экспертиз напроводил там всяких. Доказал таки и дело в суд отправил. Прямой, как столб, короче, этот главный герой нашего рассказа.

     Прошу прощения,  отвлёкся автор от сути повествования. Продолжаю…
А начальник в это время тоже продолжал ходить вокруг да около.
- Как дела, как настроение?
- Всё хорошо…
- Да-да, всё хорошо. Выборы, слава Богу, прошли, президента переизбрали…

- Алкаша и перебежчика!... – не сдержался кандидат в пенсионеры (автор выше  указывал – «Прямой, как столб»), как же наивен наш народ…

- Ну да ладно – шеф откровенно побоялся развития этой темы с таким собеседником. Прикурил сам и угостил сигаретой Яшкина – Вызвал я тебя, Сергей Иванович, вот по какому поводу. В субботу у Волошина суточное дежурство, а он захворал. Ты не сможешь его подменить? Выручи, пожалуйста. Ставить больше некого. А тебе в понедельник всё равно не на работу. Последнее твоё дежурство будет…

- Крайнее – поморщился наш Яшкин…

        Август 1996 года. В Среднем Поволжье, как всегда в это время, зной в светлое время суток и духота – в тёмное.
Мерзопакостная пора, короче, и те только для суточного дежурства. Субботний день в родном Яшкину Петровском районе прошёл более-менее сносно. Дачник один лишь обратился, мелочный такой. Алюминиевую ёмкость с участка увели, видите ли. ЛюдЯм тоже жить надо. Работы-то нет и не предвидится, а цветной металл всегда в почёте, и  барыги принимают исправно…

Вечером, в седьмом часу, отошёл Сергей Иванович домой поужинать. Успел лишь пару макаронин на вилку зацепить, звонят с отдела. Дежурный весь в волнении, чуть не заикается – Иваныч,  на стадионе драка массовая  намечается, малолетки собрались! Сходи, ты рядом живёшь, а то мне послать некого. Группа на семейный скандал в село уехала…

- Начинается! – дежурный следователь в ярости отшвырнул вилку с прицепленной едой, но точно попал в сковороду, прихватил фуражку и на поселковый стадион направился. А там, действительно, человек сто собралось. От пятнадцати  до  двадцати с лишним лет – пацанов и парней. Человек шестьдесят по футбольному полю бегают. В футбол играют одним мячиком, командами тридцать на тридцать игроков. Само собою разумеется, беготня одна с матом, в смысле нецензурной брани. Остальные на скамейках расселись, пиво попивают, в карты играют, явно не в преферанс, досуг, короче, свой проводят.
    
          Намётанным взглядом быстро нашёл Яшкин  троих лидеров всего этого скопления. Те на травке развалились, в дальнем от него углу стадиона. Прошёл к ним, поздоровался культурно - за руку и с каждым. Спросил о цели их визита в спортивное учреждение в таком количестве.

- Да отдыхам мы, просто – через зевоту ответил главный из лидеров и  стеклянным взглядом уставился на милиционера.

- Ладно, отдыхайте – Сергей Иванович не знал тогда ещё, что через пятнадцать лет этот отморозок станет главой администрации их сельского района. А потому - сделал милое лицо и сладким голосом сообщил – Отдыхайте, конечно, выходной всё же после трудовых будней… Но я, на всякий случай, ОМОН на города вызвал – развернулся и домой опять направился, на ужин. На выходе, в калитке обернулся, а на стадионе - ни одной души, как ветром всех сдуло. Ну как же собою не гордиться после этого? Хотя обманывать молодое поколение  не очень хорошо.

        Возвращавшийся после двадцати лет службы к нормальной человеческой жизни Яшкин, тщетно рассчитывал спокойно дожить до утренней сдачи дежурства. Сообщение из магазина продуктового. О разбойном нападении – сообщение. Двое в масках напали, с пистолетами. Даже раз стрельнули, якобы. Дневную выручку, короче, всю из кассы выгребли, и были таковы. Почти рядовое для тех лет событие, жизнь с победой демократии пошла нескучная.

     Только на дворе уже девятый час вечера. И в отделе, естественно, нет никого, хоть шаром покати, кроме дежурного наряда. Втроём выехали вместе с водителем. Опер, правда, в бронежилет обрядился и автомат Калашникова в оружейке получил. На место происшествия быстро прибыли. Там дыра в потолке от пули и продавцы трясутся. Наш без пяти минут пенсионер за осмотр хотел приниматься. А тут по рации ориентировку передают. Оба преступника на светлой «десятке» с такими-то номерами в сторону соседнего Дубровского района рванули.
 
      Оставив продавцов «немного подождать», группа прыгнула в дежурный свой «УАЗик» и ринулась в погоню.  Только на трассу выехали, вновь по рации сообщение. Подозреваемых, оказывается, у райцентра Дубровка гаишники спугнули. Обратно едут. Встречайте, господа!

      Решение тогда принял старший группы. «УАЗ» поставил поперёк трассы. Маячки включил. Опер рядом на колено встал с автоматом наперевес. Ждать долго не пришлось, со стороны соседнего района, как и было обещано, появилась «десятка» светлая. И номера – сходятся! Остановилась. На передних сиденьях двое. Сидят, не шевелятся. Поманил их Яшкин культурно пистолетом. Ноль внимания. Сам пошёл навстречу. А рук этих гадов за панелью не видно, ничего хорошего от них явно ждать не следует. И лицо пассажира очень уж знакомое. Но где встречался с бандитом этим, вспомнить так  и не смог.
 
      Вспомнились только слова начальника о «последнем» дежурстве. Того гляди вся жизнь перед глазами мелькать начнёт. Дошёл до водительской дверцы. Вновь стволом вежливо показал, чтоб вышли из слона. И вновь никакой реакции. Собрался и открыл резко дверцу…
 
      Далее, уважаемый читатель, учитывая, что  Вы можете оказаться женщиной или вообще ребёнком, прямую речь дословно приводить не буду, а только -приблизительно.

- Ну ка, на хрен! Вон из машины оба! Блинский рот! – заорал Сергей Иванович на всю округу – Руки на капот, на фиг! Ноги – в ширину плеч, ушлёпки! Что не понятно, перешибу щас обоих! Убью - к едреней фене!...

     И тут последовала всё же реакция. От того, что за рулём находился,  пошла данная реакция. Голос у подозреваемого оказался такой же сильный и мощный.  Тональность только была повыше, на визг  временами переходил – Вы тут совсем офанорели! Или чокнутые совсем! Это же начальник Дубровского РОВД Савельев! А я – его водитель, старшина милиции.  В город везу, родителей навестить в выходной. Или вы совсем тут долбанулись!..

Вспомнил сразу пассажира Яшкин, на совещаниях в областном УВД видел. Отлегло сразу. Но обрадоваться, по-настоящему, не успел. Внезапно появилась и на бешеной скорости, буквально в каких-то сантиметрах  проскочила мимо Сергея Ивановича ещё одна светлая «десятка» с такими же цифрами в номерах, но другими буквами серии. Объехала обочиной «УАЗик» и моментом унеслась. И оперативник с автоматом, который тоже был уже на «расслабоне», среагировать не смог.

Не сразу вышел из шокового состояния Сергей Иванович Яшкин. Потом поднял с асфальта фуражку, что сдуло потоком  воздуха от промчавшегося автомобиля.

      И только потом, нервно запихивая пистолет в кобуру, тихо, как молитву, произнёс - Слава Богу, дежурство - всё же крайнее.