поступал в университет

Геннадий Башкиров
Как повысить шансы? Заплатить. Чё тут думать?! Взятки уже давно запрещены, а вот пойти на подготовительные курсы... Предварительное взаимознакомство преподавателей с будущими студентами и абитуриентов с преподавательским составом полезно в случае прохода по баллам. Поступать в университет я пошёл не сразу после школы. Далеко не сразу. Подготовительные курсы мне были необходимы.

До того я последовательно поступал в колледж, в академию, в технический институт, в котором копировал программу, в техникум, в ПТУ, в три разных института и оба раза безуспешно: "ла-вэ". Для меня "лектричество" кончалось, потому как кто-то невидимый лихо дёргал за рубильник. А, может быть, это был и не мой путь.

Подготовительные курсы, как таковые, я посещал не единожды: и в академию, и в два разных института. Во всех трёх случаях побеждала дружба народов. Не фонтан: один вуз "обрадовал" тем, что позволял искусно обходить запрет подсказок. Большая аудитория. Абитуриенты. Письменный экзамен. "У кого есть мобильные телефоны — сдать!" Ворох "труб". "Положите перед собой авторучки! Пересядьте: Вы — сюда, а Вы — сюда. Экзамен — диктант. Не разговаривать! Увижу, как кто-то с кем-то разговаривает, — оба покинут помещение. Всё ясно?!" И начался письменный экзамен в большой аудитории. Абитуриентов — много, преподавателей-экзаменаторов — четверо. Когда диктант написали, и было дано время на проверку, началось самое интересное. Одна из абитуриенток подняла руку и спросила, как пишется какое-то слово. Ей предложили выйти?! Нет! Просто ответили, как пишется. Через какое-то время она произнесла: "А падайдытэ сюда!" Старичок, вероятно, профессор, вероятно, самый старший из группы преподавателей на этом удивительном экзамене, шаркая, и с видимым трудом передвигаясь, подошёл и дал расширенную консультацию. Аудитория, буквально, замерла: они оба должны были, по оговоренным правилам, покинуть помещение и экзамен "провалить". Та преподаватель, которая "условия ставила", качала ногой и искала что-то на кафедре. Когда в звенящей тишине у кого-то позади меня упала авторучка, прыгая по рядам, та преподаватель удостоила уронившего пристальным вниманием: как бы кто не списал! Абитуриентке так понравилась "расширенная консультация", — приятно девушке быть в центре внимания, — что профессора, а, может быть, и доктора наук, она уже "не отпускала" до сдачи выполненных работ.

Вспоминать школьную программу было несложно, а ЕГЭ тогда ещё не ввели в качестве 100% гарантии зачисления в вуз без экзаменов. Иными словами — шанс был.

Коммуникация с преподавателями, 2-3 из которых были моими ровесниками, но не знали об этом, затруднений не представляла, другое дело — поступающие со мной абитуриенты. Чтобы установить контакт, иногда нужно рассказать анекдот аудитории. Заикнулся я, было, о Василии Ивановиче, и увидел в глазах собравшихся полное, абсолютное непонимание. Про Штирлица я молчал, как ни пытали.

Незадолго до окончания курсов нашу группу посетил уже немолодой преподаватель и сказал: "Я определяю студента по одной фразе." — "Ну, хорошо, — подумал я, — если попаду к Вам на экзамен, придумаю что-нибудь." И я попал на экзамен к этому преподавателю. Речь он повёл на избитую тему, все вопросы — стандартны, ответы — известны, потому как передаются из уст в уста... Вопрос он задал ехидным голосом. Я думал, примерно, минуту. Он не торопил с ответом. А потом он старательно сдерживался, но всё же не смог удержать смех. В его взгляде было удивление. Да, я запомнил его фразу про "одну фразу".

Во время экзаменов, которые я сдал на отлично, в лучшую сторону, нежели другие, желавшие учиться дальше, всё было обыденно, кроме того, что, сдав последний вступительный экзамен, я дважды возвращался за своей авторучкой: первый раз я забыл её на столе в аудитории, второй раз — в коридоре на скамье. Наблюдатели торжественно её мне вручили: все всё понимают.

Летним жарким солнечным днём на щитах висели списки пофакультетно. Когда я подходил к ограде, то видел довольно большую толпу юношей и девушек, разделённую на группы. Они стояли либо в ожидании вестей, либо бились в истерике, рыдая. Это охлаждало. Система оценивания по предмету была стобалльной. Я узнал, что набрал нужное количество баллов и даже чуть-чуть сверху. Главное — не прыгать козлом, как делали некоторые буквально в двух шагах от бьющихся в истерике от неудачи. Контраст разителен.

Когда я всё узнал про своё будущее на ближайшие три семестра, то пошёл посмотреть результаты своих одногруппниц-абитуриенток. Один из результатов меня несказанно удивил: у одной из девушек, поступавших в этот университет, по профилирующему предмету была "2+" и этот "плюс" позволил ей стать зачисленной.

Некоторое время меня мучил один вопрос: кто же такие "фиксики"? Я поступил в педагогический университет.


13 июня 2017 года — 24 августа 2017 года.