Михаил Булгаков. Москва краснокаменная

Антон Шишкодремов
Политика партии, дополнительные писательские пайки, государственные средства массовой информации – ужасные вещи, так как безальтернативно и стопроцентно надежно делают из человека лицемера. И даже если тот минимально кривит душой, то, в любом случае, хотя бы прячется в раковину, залезает в диагеновскую бочку, которая может прямо сообщаться с западом, так и на запад потечет настолько переработанная правда, что для читателя она все равно что дерьмо.

В «Москве краснокаменной» наконец-то настоящий, родной Булгаков, тот самый, что эпизодически, в недомолвках и глобальных обобщениях являл свою личину исключительно намеками в своих очень известных и очень разных произведениях. Почему автор такой разный? Потому что его творения всегда отображали определенный момент истории страны, он не занимался прогнозами. Болезненный снимок времени запечатлен на страницах очередного шедевра и вот вам - выводы делайте сами, насколько хватит ума и фантазии. Нужно заметить, что страна баловала Булгакова разнообразными сюжетами, но не будь этого – он бы и без того справился. В «Москве краснокаменной» перед нами автор-журналист, умеющий все замечать и должным образом обыгрывать. 20-е годы в СССР наиболее характерны для Булгакова, неокрепшая еще цензура только готовится к бою, среди литературного словоблудия автор еще молод, но совсем не по-юношески мудр.

Сборник рассказов и фельетонов чудесен, он по-булгаковски очень органично растворяется в среде начала нэпа, среди московских бульваров, блуждая где-то у булочной Филиппова и памятника Пушкину. Не нужна никакая машина времени, открыл книгу, включилась функция «100 лет назад» и полетели, полетели. Смешно, до коликов порою смешно, настолько, насколько позволяет подступающая щемящая тоска, атмосфера грозной неопределенности. Устрашающее было время. Природное ощущение гармонии Булгакова четко отыскивает изъяны во всем, дерьмовое он видит сразу, классифицирует его и изображает сатирически. Наш человек на все сто. Если чем-то и похоже на Чехова, то только формой. На чехонтеевское.

Сборник может быть интересен любым почитателям таланта писателя, в коротких расписках уже крупными стежками видны будущие великие труды. Булгаковский парадокс в том, что его труды 20-х годов, созданные с целью заработка, говорят о нем самом гораздо больше всем известных произведений. И прятаться было рано, да и стиль собственный только вырабатывался. Обычно все наоборот, в короткой прозе писатель скрывается от читателей, реализует свои желания ничего о себе не говорить. Впрочем, ничего удивительного в том, что обычные правила на Булгакова не распространяются.

Наиболее яркие рассказы – «Приключения покойника», «Говорящая собака», «Чаша жизни», «Неделя просвещения», «Залог любви», «Они хочуть свою образованность показать», «Как Бутон женился», «Мертвые ходят».