Ч. 7 Наутилус в кино и в жизни

Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/09/01/2129

Физик, д-р Вальде Лайен, стал работать в интересах ВМС США ещё перед войной, в 1940 году. Он был создателем и руководителем Звуковой лаборатории, в которой создавалось подводное оборудование и системы защиты тихоокеанских портов США.

Во время войны немецкие подводные лодки, проникавшие в залив Святого Лаврентия, не удавалось обнаружить, потому что сонар под поверхностью льда не работал. Д-р Лайен занялся решением этой проблемы, разрабатывая и тестируя гидролокационное и океанографическое оборудование для подводной лодки «Бофиш».

30 июля 1947 года в  Беринговом проливе ВМС США провели операцию с юмористическим кодовым названием «Синий нос», но с очень серьёзными целями, под командованием контр-адмирала Аллана Маккана. Программу операции разработали под руководством д-ра Вальдо Лайена.
 
К тому времени его назначили директором Отдела подводного плавания и исследований  Арктики, созданного по его же инициативе. Д-р Лайен принял личное участие на борту подводной лодки, в реализации программы подлёдного плавания. Подлодка прошла шесть миль под ледяным покровом.

 Этот опыт прояснил заблуждение Уилкинса в 1931 году. Тот считал ледяной покров в подводной части гладким и даже соорудил на верхней палубе своего «Наутилуса» стальные направляющие на стойках, что-то вроде лыж, на которых подводная лодка должна была скользить по подводной части ледяной поверхности.

После совершённого рискованного плавания д-р Лайен разработал эхоледомер, с его помощью получали отраженный сигнал от ледяного покрова, благодаря чему измеряли расстояние от подводной лодки до льда.

В 1948 и 1949 годах подводная лодка «Карп» с эхоледомером Лайена совершила два разведывательных плавания на Крайнем Севере. Эти плавания дали новую информацию военно-морскому командованию и учёным об арктическом районе, который становился стратегически важным.

В лаборатории Лайена разработали оборудование и технологию по обеспечению плавания подводной лодки в Северном Ледовитом океане. Исследовались характеристики льда, чтобы определить возможность подводной лодки пробивать ледяной покров, решалась проблема исключения обледенения клапанов подводной лодки.

В 1950 году д-р Лайен на ледоколе «Бётен Айленд» совершил поход в Арктику с целью поиска полыней, в которых могла бы всплывать подводная лодка.  В 1952 году подводная лодка «Редфиш» со специально установленным оборудованием прошла под паковым льдом более двадцати миль, находясь в подводном положении восемь часов. Все эти работы держались в глубоком секрете.

Между прочим, эта подводная лодка сыграла роль «Наутилуса» Жюль Верна в кинофильме «20 000 лье под водой». Для этого ей приделали большой плавник на корме. Снимали сцену, когда капитан Немо выпускает из подводной лодки своих посетителей, а подводная лодка в это время погружается.

В 1957 году новоявленная «актриса» с изменённой «внешностью» снялась в роли вымышленной американской подводной лодки «Нерка» в кинофильме «Следовать тихо и глубоко». Кинематографическая карьера подводной лодки завершилась в съёмках популярного черно-белого сериала «Молчаливая служба».

Я упомянул об этом только для того, чтобы читатель не уснул, читая мой опус.
Всю исследовательскую и конструкторскую работу предполагалось завершить полноценным плаванием подводной лодки под Северным полюсом. Для этой цели избрали «Наутилус» (USS Nautilus SSN-571).
 
Андерсон изучал в военно-морской библиотеке и российские источники, но сведения были довольно противоречивыми, похоже, что ни один исследователь не соглашался с другим. Идея плавания подводной лодки подо льдами Арктики имела, как сторонников, так и противников. Некоторые адмиралы не хотели рисковать единственной атомной подводной лодкой.

Победили сторонники Лайена и Риковера, слишком заманчиво было иметь возможность запуска ракет вблизи трёх тысяч миль арктического побережья СССР, откуда можно было обстреливать его любую точку.

По предложению адмирала Риковера командиром «Наутилуса» назначили коммандера Андерсона.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/09/07/795

На фотографии: адмирал Риковер и д-р Лайен на борту "Наутилуса"


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!

Ну, вот, что и требовалось доказать – коммандер Андерсон был выделен Риковером из всех кандидатур на командира первой в мире АПЛ.
Но меня очень удивили американцы. Тем, что занимались поисками полыньей в водах арктических районов. Там же лёд круглый год, а ледовая обстановка хронически постоянно меняется. Идёт не прекращающаяся живая подвижка ледяных полей. Говорю не понаслышке, а сам был живым свидетелем, как во время навигации, при снабжении арктических районов, караван наших судов, в котором и мы следовали по Восточному сектору Арктики, внезапно начало затирать паковым льдом – началось мощное сжатие ледяных полей. И если бы не мощь атомохода «Сибирь», осуществлявшего нашу проводку, то нас подавило бы, как яичную скорлупу. Ему довелось серьёзно поработать вокруг нас каруселью, постоянно наматывая круги, не останавливаясь, обкалывая и ломая лёд, чтобы добиться маломальского разряжения вокруг корпусов наших судов. Причём на глазах поля вновь сходились, начиная давить на корпус судна. Я тогда впервые увидел лёд толщиной в 5 и более метров, когда от сжатия ледовых полей он нагромождается горами торосов. Картина, прямо скажу, жуткая. И грохот такой стоит, что заглушает всё! Речь тогда шла ни много ни мало о жизни и смерти всего каравана из шести океанских судов. Слава богу, атомоход с честью справился с задачей, носился, как угорелый вокруг нас, обкалывая постоянно сжимающиеся кромки полей, успевая вовремя высвобождать все суда из ледового плена. И периодически кое-кого экстренно беря «на усы» (прихватывая специальным устройством нос судна к своей корме) и таким образом буксируя. Арктика вообще произвела на меня большое впечатление своей непрогнозируемостью и мощью. Надеюсь, мне ещё предстоит описать в деталях эту нешуточную ледовую эпопею, длящуюся несколько дней кряду, когда время шло буквально на минуты, а корпус судна аж скрежетал от натиска льда. Даже, признаюсь, временами было страшновато от мыслей, а выдюжит ли железо? Пароход в считанные минуты булькнул бы ко дну. И ведь поимели проблемы – было много пробоин в корпусе, приходилось ставить цементные ящики, хронически устраняя течи. А ровно через год мы узнали, что в следующую навигацию однотипное судно нашего пароходства в схожих обстоятельствах было раздавлено в Арктике. Не успевал ледокол за сжатием льдов обходить, обкалывая, весь караван из нескольких судов. Пожертвовали одним пароходом, чтобы спасти остальных. Ушёл на дно за 5 минут. Но экипаж успел выскочить на лёд в полном составе. Их тут же подобрали с ледокола.
Так ведь это даже не зима была, а лишь начало осени. Что же тогда говорить про очень морозное зимнее время? О каких полыньях может идти речь? И где их искать? После виденного своими глазами я даже не могу себе представить, как можно пробить дыру в таком тяжёлом льду, чтобы сделать запуск ракеты с подводного положения старта? Не говоря уже о надводном… Каким образом всплывать в таких условиях. Но вот знаю, что всплывали. И не единожды.

С уважением,
Мореас

Мореас Фрост   18.10.2017 21:52     Заявить о нарушении
Вячеслав, с большим интересом прочитаю Ваши воспоминания о походе в Арктике. Буду ждать. Но и американские, и советские подводники находили полыньи или места с тонким льдом. А ракетный залп много времени не занимает, хотя слово "залп" в данном случае условное, потому что ракеты стартуют последовательно.
С дружеским приветом,
Владимир

Владимир Врубель   18.10.2017 22:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.