НБЧЛ. Кн. 1. Девичество. Часть 2. Институт. Гл. 15

Рина Филатова
22.11.2000 г.

Сегодня мы снова ходили в школу и наблюдали за выбранными учениками. Как только увидела Колю, я спросила его про рисунок и обрадовалась, когда выяснилось, что он не забыл про это задание и все принес. Но стоило мне увидеть изображение на альбомном листе, стало не по себе.


Я не считаю себя знатоком всех тонкостей и даже толстостей психологии, хоть у нас ее и преподают с первого курса, но даже моему неопытному глазу было за что тут зацепиться. Во-первых, все нарисовано простым карандашом. Я-то думала, что Коля воспользуется красками или цветными карандашами. Мне даже в голову не пришло уточнить это. Но, может, так даже к лучшему. А то получилось бы, что он действовал по заданному мной направлению, а так он изобразил все так, как чувствовал.


Во-вторых, лист четко разделен на три зоны для каждого из членов семьи: папы, мамы и самого мальчика. Отец нарисован на автозаправочной станции, он стоит рядом со своим автомобилем с засунутыми в карманы брюк обеими руками. Шланг от колонки вставлен в бензобак, и поблизости расположена сама станция. Все дано основными чертами, без подробностей. Это касается и всего рисунка в целом.


Мама изображена стоящей перед зеркалом. Я подумала, что это коридор в квартире, но тут сложно сказать, потому что, кроме тумбочки с множеством флакончиков, больше ничего нет. Мама, кстати, в зеркале не отражается, ее видно только со спины. Вьющиеся волосы ниже плеч, довольно стройная - это все, что о ней известно.


Себя Коля изобразил на баскетбольной площадке, но поле нарисовано только наполовину, с одним кольцом, и на нем больше никого нет. У него в руках мяч, и стоит он боком. Корзина висит низковато. Я не спец, но игры видела, и у нас в спортзале, по-моему, оно находится немного выше.


- Ты любишь играть в баскетбол? - поинтересовалась я на перемене.

- Да.

- И часто это делаешь?

- Да.

- С кем-то из одноклассников?

- Нет.

- А с кем? С соседскими мальчишками?

- Один. У нас во дворе есть кольцо, в него и кидаю мяч.


Мы опять большую часть времени посвятили наблюдению и все заносили в отчет, а под конец определили статусную структуру класса с помощью социометрической методики. В конце последнего урока нам позволили поработать с классом. Задействованы были все, это требовалось правилами проведения.


Каждый ученик ответил на три вопроса: с кем бы он стал готовить домашнее задание, с кем бы пошел в кино и кому доверил бы свою тайну. Тот, кого выбрали все или почти все получает статус «звезды», он пользуется максимальной популярностью среди одноклассников. Те, кого называют часто и они сами перечисляют нескольких учеников, входят в группу «предпочитаемых», у них широкий круг общения в коллективе. «Отвергаемые» - это те, кто стремится к контакту с классом, но подавляющее большинство их не принимает. И наконец, «изолированные» - это ребята, которые не вызывают интереса у своих одноклассников, но и сами не ищут общения с ними.


Методика была нашим общим заданием и поэтому мы после работы с учениками проанализировали все вместе. Конечно, каждый главным образом сконцентрировался на информации, касающейся своего подопечного, но в любом случае, нужно было просмотреть ответы всех детей.


Коля оказался в последней группе. В ответах на все три вопроса стояли прочерки, и никто из всего класса его не упомянул. Мне стало так жаль его и обидно.

- Татьяна Леонидовна, - обратилась я к руководителю. - А наши отчеты только для института или вы их школе передадите потом?

- Здесь они никому особо не нужны. Мы можем, конечно, ознакомить классных руководителей с ними, но за все время моей работы, мало кто из учителей изъявлял желание их прочесть.

- Получается, что мы делаем это лишь для галочки, пишем выводы, а прислушиваться к этому никто не собирается?

- Боюсь, что так. По большому счету, наши заключения и открытия не являются для школы таким уж неожиданным откровением. Мы понаблюдали за детьми несколько дней, а они видят их постоянно.

- Все всё знают, но никто ничего не делает?

- Почему же, делают, но учителя тоже не всесильны и помимо работы с детьми у них много бумажной волокиты. Вот окончишь институт, пойдешь работать в школу и поймешь, что я имею в виду.


Не знаю, что будет потом, но сейчас я никак не пойму, почему родители и школа бездействуют и не пытаются помочь одинокому мальчику?..








* Изображение из Интернета

Следующая глава:
http://www.proza.ru/2017/09/08/1130