Бабы каются, а девки собираются

Ольга Черникина
Наступила осень. В саду яблони увешаны яблоками, цветы раскрыли палитру расцветок. Я стою на балкончике дачи.  Внучка моет пол в кухне. Сейчас мы пойдем в баню. «Анюта, муж будет корявый»,- говорю ей.  «Не будет «- рапортует в ответ, но тут же вымывает оставленные «зеркала» на полу. Пол вымыт. Мы идем в баню. Обе очень любим этот процесс. Любим посидеть на полку попеть, посплетничать, порассуждать о жизни.
- Бабушка, тебе повезло с дедом. «Он тебя очень любит, все делает для тебя», – говорит Аня.
- И что он сделал?
-Ну, как же! Чай тебе приносит.
- Только чай и приносит.
Мне вспоминаются трудные годы совместной жизни. Все было и все пережили. А хотелось, наверное, чего-то другого.  Я стараюсь вспомнить, о чем я мечтала так, десятка четыре назад. Ловлю себя на мысли, что ни о чем земном не мечтала. Мечтала, как и все девчонки в то время, о красивой любви: цветы, подарки, путешествия. Внучка прерывает мои воспоминания:
- Я хочу мужа старше себя. Хочу, что б он походил на дедушку и папу.
- Аня, в если ровесника полюбишь? Не важен возраст, а важно, чтобы он тебя любил.
- Это вам было не важно, потому что у вас было все: работа, квартиры давали. А сейчас нужно что бы уже состоявшейся был, или хотя бы перспективный.
- Ты знаешь я об этом в твоем возрасте даже и не думала.
- Поэтому и не думала, что без работы не осталась бы, а нам сейчас приходится думать.
- Это точно. У нас даже поговорка насчет работы была «Была бы шея, а хомут найдется».
Между разговорами мы вымылись и отправились в дом. Погода балует: теплый, нежный ветерок обволакивает влажное тело в ситцевом халатике. Дома на обеденном столе две кружки с компотом – это позаботился муж. Мы с удовольствием прикладываемся к кружкам с вкуснейшим компотом. Меня не покидают мысли о внучке, о ее будущем. В шестнадцать лет она не имела ни каких отношений ни то что с мальчиком, у нее всего одна подруга с которой она встречается раз в неделю. Я спросила:
- А у Даши есть мальчик?
- Да, они на дачи познакомились. Встречаются только на дачи.
Я недоумеваю:
- У нас было по -другому. В шестнадцать лет мы гуляли с мальчиками. Мечтали вместе о будущей профессии, занимались вместе. Мальчики – это другой народ. Они думают по-другому, мыслят по-другому, ценности у них другие, ни такие как у девочек.  А потом влюбитесь в первого попавшего.
- Бабушка, нам же некогда, мы же учимся.
На меня нахлынули воспоминания. Вспомнилась моя первая любовь в четырнадцать. Не знала , как подойти к нему. Подруга посоветовала подойти и прочитать стих: «Я люблю тебя, слышишь мальчишка! Я люблю тебя даже во сне... ,» Я так и сделала. Мы вместе гуляли, делали уроки, катались на мотоцикле. Юность у меня была другой, отличалась беззаботностью и уверенностью в завтрашнем дне. В юности мне в голову не пришло бы думать о том, как выжить в этом мире, создать выгодную партию при замужестве, как выбрать востребованную специальность на всю жизнь. Мы просто радовались жизни, солнцу, траве. Сейчас внучка проигрывала партию жизни, стараясь предугадать шаги судьбы. Она в этом не виновата, так заставляет действовать ее наше время. Я с мужем вместе уже четыре десятка лет. Особого внимания не видела: пару раз на день рождения я получила небольшие сувениры. Много лет верила в его преданность, а оказалось, что не такой уж безгрешный мой любимый. С годами обида за недополученное внимание усиливалась, любовь притуплялась. И не каюсь я в своей судьбе – все получилось замечательно: дети, карьера, прекрасная квартира, внуки. Но где я потеряла это чувство –любить? Я предполагаю, что вместе с той безоблачной страной ушло стремление жить легко и просто. Пришла другая эпоха –эпоха «волчьей стаи». В данное время выживает сильнейший. Страшно и больно за будущее поколение. Утром я поинтересовалась у внучки:
- А ты можешь пригласить Дашу к нам на дачу пожить? Мы раньше с подругами ночевали друг у друга.
- Не принято у нас. Это у вас так было легко и просто, а у нас не принято,- ответила Аня.
- А как ты будешь с мальчиком встречаться? – удивилась я.
- Я же сказала, я выйду замуж за мужчину старше себя. Он будет старше на пять или восемь лет. Он окончит институт и будет работать. Я тоже закончу институт и буду работать. Я должна чего-то добиться в этой жизни, а потом выйду замуж.
- Пока ты школу окончишь, в институт еще поступи. Даже если закончишь институт, попробуй сделай карьеру. Карьеру сделаешь – рожать поздно будет.
Я злюсь на расчетливость внучки, а может на это время, которое заставляет всех быть расчетливыми чуть ли не с пеленок.
В гости зашла соседка. Я заметила:
- Натали, ты что такая расстроенная?
- Да, бабушку решили свозить в деревню, где ее родственники когда-то жили. Представляешь, Николай набрал в навигаторе адрес. Едим. А она как закричит: «Не туда, вон туда нужно!». Он и поехал, а там и застряли. А она мне: «Я же помню, мы с девчонками на прямики так бегали». Ну ты представляешь?
- Ты лучше скажи! Ты со своим по любви или по расчету сошлась? – спросила я.
- Да, какая там любовь? Хотя не будь его - жить не смогу. Мы же сошлись, у нас ничего не было. Один чемодан на двоих. Все нажили и прожили не один раз. Первый раз при пожаре все сгорело. Нам квартиру тогда сразу дали, а потом в девяностые продавали все по дешевки, чтобы прожить. О любви не когда было думать – работали, да детей поднимали. А сейчас куда мы друг без друга. Вот прижмусь к нему и так хорошо на душе. А порой готова прибить. Ты же знаешь какой он у меня упрямый? Как упрется, как баран, лишь бы по его было. Не прав, а нет же на своем стоит! А ты чего у меня спросила? С внучкой спорите? Не жених ли появился?
- Жених не появился. А как-то страшно за нее. Не готова она к любви, все как-то по расчету. - выдохнула я.
- О, нашла за что переживать! Влюбится, и вся расчетливость улетучится. А с другой стороны, как в наше время расчетливыми не быть? Нищету рожать? Вон мой олух, не видели бы мои глаза его, представляешь, что удумал? Взял же новую бензопилу соседу отдал, говорит у меня есть еще одна, куда дескать их копить. А у тебя внучка красавица стала, все будет хорошо. Ладно пойду я.
Зазвонил мобильный телефон. Звонит знакомый семьи.
- Добрый день! Вот хотел узнать, как вы в Турции отдохнули, мы то же туда собрались семьей. – басом завопил он в трубку.
- Давно не слышно было. –ответила я.
- Да, у нас наконец-то Маринка родила. Вышла замуж, ну парень не богатый, но с образованием. Правда зарплату задерживают. Вы не знаете куда можно его пристроить?
- Сбылась ваша мечта, дочь вышла замуж. - порадовалась я.
- Да, из пяти подруг она вторая. Все девчонки с высшим образованием, у все квартиры и не по одной. Уже всем за тридцать. Первая Галка вышла за актеришку из цирка, а куда деваться? Время идет, рожать пора. Вот теперь и моя, но не совсем то. что хотелось. Но зато внучка есть.
- Правильно сделала Марина, что планку требований снизила. - ответила я.
Поговорив еще немного, попрощались.
Позвала внучку. Посвятила ее в судьбу Марины. Рассказа ей о том, как та влюбилась первый раз после института и переехала к парню жить. Как он выставил ее вместе со стиральной машиной, что родители купили ей. О том. как она пыталась ни один раз построить счастье, но планку для женихов поставила такую, какая может быть только у сына Рокфеллера. А вот теперь вышла замуж за обыкновенного парня. В заключении сказала:
- Действительно бабы каются, а девки собираются. Только, как не проспать своего счастья?  Как испытать это чувство – любить и быть любимой, и так что бы на всю жизнь.
А про себя по думала: «Вот влюбится, и все встанет на место. Лишь бы влюбилась не в кого попало, и не потеряла голову.»