Диалоги с внучкой. О простой истине жизни

Тимофей Зубцов
        - Дедушка, а когда мама была такая, как я, в таком же возрасте, ты что ей говорил?
        - Да ей все больше говорила твоя бабушка. Они с нем все больше шушукались про всякое там.
        - И ты с ней совсем не разговаривал?
        - Ну как ты себе это представляешь? Конечно, мы говорили о многом, так же, как и с тобой. Любому человеку, в любом возрасте нужен совет. Некоторые предпочитают все делать самостоятельно с учетом своего опыта, некоторые умнее: стараются не совершать поступков, когда известно заранее, чем все закончится. Она любила слушать меня. Иногда делала по-своему, но в целом я ею был всегда доволен.
        - Ты бы хотел, чтобы я выросла такой, как она?
        - Таким же, как другой человек, вырасти невозможно. Каждый человек единственный. Конечно, можно кому-то подражать, стараться быть похожим на кого-нибудь, но всегда это будет лишь копия, порой не самая лучшая.
        - Ты хочешь сказать, что она единственная и такой больше нет?
        - Да. У меня одна дочь, если ты об этом. Единственная и неповторимая. Так же, как и внучка.
        - Я не об этом.  Так о чем ты с ней говорил?
        - Однажды, еще когда был молодым, я прочел одно письмо. Его написал почти полвека назад один отец. Это было письмо к его дочери. Как обычно бывает перед рождеством, стал вопрос, что ей подарить. Он знал, что ей нравятся его подарки: платья, всякие там безделушки. Наверное, сегодня он дарил бы ей новые гаджеты, но он решил подарить ей то, что усваивал в течение многих лет своей жизни. И я тогда подумал: «Почему бы и мне не сказать своей дочери тоже самое?» А дальше получилось так, что о чем бы мы с ней не говорили, все сводилось к той самой простой истине жизни. Звучит она так: «Тебе никто ничего не должен».
        - То есть ты хочешь сказать, что и мне никто ничего не должен?
        - Уверен, что да. Ты просто представить себе не можешь, от скольких разочарований, несбывшихся надежд, даже простых огорчений мне удалось ее уберечь. Конечно, все это она поняла не сразу. Поверь мне, когда впервые она услышала эти слова от меня, ее глаза были намного круглее, чем твои сейчас. Не сразу, но она смогла понять это.
        - Дедушка, но как это может быть? Это ведь ненормально.
        - Вот, сейчас и ты подумала: «Обо мне заботятся папа и мама, они должны обо мне беспокоиться, давать все, в чем я нуждаюсь в этой жизни». Да, это так. Но жизнь человека не ограничена его отношениями с родными, его домом. Кто сказал, что в школе все должны тебя любить, мечтают подружиться с тобой. Разве не так? Да и мама с папой не должны жить исключительно ради тебя. У них, между прочим, есть своя собственная жизнь.
        - А как же я? – совсем растерявшись спросила внучка.
        - Первое, что ты должна усвоить для себя раз и навсегда: никто не живет для и ради тебя. Никто не обязан принести тебе твое счастье на блюдечке. Как только ты это поймешь, все в твоей маленькой головке станет на свои места. Да, и мама с папой, и я любим тебя. И не потому, что обязаны это делать. Только от тебя самой зависит наше отношение к тебе. Ведь что-то в тебе есть такое, за что мы тебя любим? Вот и попробуй понять, что это. Когда поймешь, сделай эти свои качества еще сильнее и поверь, любовь к тебе с нашей стороны станет сильнее. Ничего не появляется ниоткуда. Только ты, только своими собственными поступками способна заслужить любовь  к тебе других.
        - Наверное, потому папа так любит маму?
        - Не наверное, а именно поэтому. Любовь и уважение других надо завоевать. Многие без конца ноют, что, мол, вот какие они несчастные, как не везет им в жизни. Никто не обязан им принести счастье и удачу. Поймут – проживут замечательную жизнь, нет – так и останутся ожидающими нытиками.

        Много раз он откладывал этот разговор с внучкой. Сегодня как будто внутренний голос сказал ему: "Время пришло".

        - Все в жизни не так, как многие надеются. Никто тебя не должен уважать. К сожалению, некоторые будут относиться к тебе откровенно плохо. И ты должна быть к этому готова. Никто не обязан делать тебе добро. Почувствуешь это - беги прочь от такого человека. Ведь и ты никому ничего не должна.
        - Мне кажется, что я так не смогу.
        - Когда-то нужно начинать. Ведь даже я не должен делиться с тобой своим опытом, но я ведь делаю это.  Мне кажется, что ты это заслужила своим вниманием к моим словам. Считай, что первый шаг ты уже сделала. Если я делюсь с тобой своими мыслями и чувствами, наверное, ты достойна этого.

        *****

        - Мамочка, можно я сегодня помою посуду? - между прочим спросила внучка, заканчивая ужинать.

        Посмотрев в сторону дедушки, мама еле заметно улыбнулась и подумала: "А как же быть с моим долгом тебе?"