Ч. 9 Ответственностью все делятся охотно

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2017/09/07/795

Группа Андерсона и Лайена совершила перелёт из базы ВВС США в Туле (Гренландия) на базу в Исландии, откуда после нескольких часов отдыха подводники и учёный отправились к себе в Сан-Диего.

В течение всего полёта Андерсон снимал кинокамерой ледяные поля. Летели на высоте шестисот футов (примерно 183 метра). К своему разочарованию коммандер увидел, что чистых мест, полыней, было меньше, чем он надеялся. Но он решил, что при крайней необходимости всплыть, расчистит лёд, дав залп из шести торпед по ледяному покрову.

Когда вернулись в базу, командир «Наутилуса» с удовлетворением отметил, что работа по подготовке подводной лодки к плаванию кипит, монтажники устанавливали пять приборов д-ра Лайена.

Когда читал мемуары Андерсона, ещё в советское время, то был изумлён, сравнивая работу американцев и наших конструкторов и производственников на атомной подводной лодке проекта, где устанавливалась техника, которую мне довелось принимать вместе со своими сослуживцами.

Прежде всего, тем, что решающее слово оставалось за командиром подводной лодки, а не за конструкторами и производственниками. Естественно, для этого командир должен был обладать глубокими техническими знаниями.

Именно Андерсон обеспокоился одной из главных проблем – навигацией подо льдом. Дело в том, что на крайнем севере, на широте 85 ° N магнитные компасы и обычные гирокомпасы не дают точных показаний. Почему? Это долго рассказывать.
 
Короче говоря, подводная лодка, если руководствоваться показаниями обычных навигационных приборов, могла следовать совсем не туда, куда хотелось бы командиру и штурману, да ещё с учётом неизвестных подводных течений, которые могли занести «Наутилус», чёрт знает куда, в общем, не будем напрягать свою фантазию, всё и так понятно.
 
Андерсон узнал, что компания «Гироскоп» разработала новый компас, которому присвоили наименование Mark 19 (слово Mark и цифра – это стандартная классификация в ВМС США). Этот компас работал намного эффективнее в высоких широтах.

На пути из Панамы в Нью-Лондон Андерсон по радиосвязи потребовал такой компас, и за короткое время подготовки к плаванию Mark 19 установили на лодке и обучили личный состав штурманской боевой части пользоваться новым прибором.

Прекрасно зная изнутри нашу организацию, когда прочитал об этом, мне показался рассказ командира подводной лодки сказкой.

Андерсон продумал пути спасения подводной лодки в критической ситуации, и в первую очередь экипажа. На случай, если придётся покинуть «Наутилус» и личный состав выйдет на лёд, весь экипаж снабдили одеждой полярников, а на подводную лодку загрузили продовольствие из расчёта на три месяца.

«Наутилус» сопровождала до ледяных полей подводная лодка «Триггер». Она относилась к классу «Тан», американских подлодок,  разработанных на базе немецких технологий «Тип XXI», использовавшихся также при строительстве советских дизельных подводных лодок.

Андерсон получил приказ от адмирала Уилкинса: «По собственному усмотрению проследуйте подо льдом вблизи параллели 83 градуса северной широты и возвращайтесь».

Командир лодки задал вопрос своему непосредственному начальнику кэптену Генри: «Вы не могли бы пояснить, как мне следует понимать «вблизи»? Другими словами, могу ли я идти к Северному полюсу?».

«Мы уверены, что «Наутилус» будет действовать правильно. Мы знаем, что Вы верно понимаете «вблизи»», – ответил тот.  Американские командиры были не менее ушлыми, чем наши, и с большим удовольствием перекладывали ответственность на плечи подчинённых.

Адмирала Уилкинса с сердечным приступом отправили в военно-морской госпиталь, откуда он написал Андерсону тёплое ободряющее письмо. С этой моральной поддержкой подводники попрощались со своими семьями, и в 08.00 19 августа 1957 года отправились в своё рискованное плавание.

«Наутилус» направился к паковому льду между Гренландией и Шпицбергеном.  В первый день плавания обнаружили множество мелких неисправностей, которых не выявили раньше. Как заметил один из матросов, «дом за сто миллионов долларов с протекающей крышей».

Врач, д-р Доббинс, доложил командиру, что девяносто процентов экипажа побаиваются предстоящего плавания подо льдом. Андерсон приказал старпому прочитать личному составу лекции об Арктике и показать кинофильм, который снял во время разведывательного полёта.

После лекций и просмотра кинофильма, обстановку разрядил один матрос: «Лёд. Лёд. Лёд. Ничего, кроме льда. Ну и напьюсь я, парни, когда мы придём в Англию!»

Продолжение http://www.proza.ru/2017/09/09/1522