Джон Брэйн. Жизнь наверху

Антон Шишкодремов
«Кретин – это лицо, не интересующееся общественной жизнью». Во второй части главный герой Джо Лэмптон (первая книга «Путь наверх») поперся в выборные органы (не сказать, что у него самого был выбор), в связи с чем и автор тоже напялил на себя маску. Тема морализма уже просматривалась ранее и здесь она продолжает свой бессмысленный путь в полной мере. Вторую книгу Джон Брэйн попытался посветить этому. Понятно, что мужчина в возрасте именно в чем-то таком и находит ту лапшу, что будет потом долгие годы вешать на уши своим избирателям. У Брэйна избирателями являются читатели.

Автор действительно выбрал для себя трескучие фразы правильности нравов, что является его правом, правом свободного выбора. И эти выборы он проиграл, так как читатели, тепло воспринявшие его нерядовую первую книгу, как правило, вторую бросают не дочитав. Сие совершенно неудивительно, ибо от его выбора уже издали несет откровенной коммерцией. Если мне кто-то скажет, что прожженный циник, написавший «Путь наверх» вдруг навсегда превратился в праведника, то ему я посоветую обратиться к сказкотерапии. И желательно не использовать при этом сказок английских. Договариваясь сам с собой, сначала выясни – кто у твоего второго «я» является учредителем.

Вообще, английская чопорность больше напоминает результат длительного отсутствия войны на территории самой Англии, чем какую-то дополнительную добропорядочность. Представители английской классической литературы всегда любили поговорить о собственной правильности, совершенно не соответствуя этим установкам своим разнузданным мышлением. Ну, может быть за исключением бедной Джордж Эллиот, которую, ха-ха, в расчет принимать не следует. Казалось бы, столь строгое внешне общество, подобное английскому, осудившее Оскара Уайльда, должно было для подкрепления собственных идей чтить совершенно не таких, далеких от активной морали писателей. Сборище глумливых литераторов очень хорошо отображает истинное состояние английских умов, требующих лишь внешнего соблюдения приличий. Даже Диккенс слишком циничен, даже Шарлотта Бронте слишком хитра.

Вторая книга Брэйна более зрела, чем первая и именно этим она хуже. Хуже всего лишь на один балл, но как много в нем скрывается. «Жизнь наверху» предсказуемо утратила юношеский пыл, именно то, чем так был ценен «Путь наверх». В юности мы верим в то, что будем счастливы. Счастье, конечно, все мы представляем по-разному. Кто-то верит, что все сделает верно – посадит пальму, построит дачный домик, вырастит сына-уголовника. Кто-то верит, что встретит хороших и добрых людей. И он их действительно встречает до тех пор, пока не заканчиваются средства. Кто-то верит, что люди оценят его благородство и принципиальность, что он сможет втихаря утереть слезу умиления по этому поводу. Со временем все мы, если и не теряем эту веру, то она сильно меняется. Если не съеживается как шагреневая кожа, то утрачивает яркие краски, свежий дух дуновения, становится обыденной и понятной. Хорошо иметь огромную, лучезарную и недостижимую мечту. Но для этого необходимо сохранить со временем некоторый уровень глупости. Глупость вообще благо. Чем человек примитивнее, тем ему проще реально материализовать свои воздушные замки. Довольно просто, если перед человеком стоит простая цель – всего лишь власть. Или всего лишь деньги. Или всего лишь любовь конкретного человека. И уж совсем трудно тому, кто сам не знает – чего он от этой жизни хочет. Брэйн в итоге не пришел ни к чему, если только к пониманию того, что он еще совершенно не реализован. Не смотря на семью, детей, положение в обществе, живот и усталость.

Сцена «вернулся муж из командировки» у автора чуть ли не христианская. Она убивает своей покорностью, но только эмоционально. Если ее проанализировать, то выходит абсолютно иное. Вы застали жену с другим и единственное, чего вам хочется – попросить у нее прощения. Это именно то, за что вас женщина никогда не простит. Вы можете кричать, угрожать, убить его, убить ее, мстить веками – все что угодно, хоть какую-то реакцию изобразите. Но полное равнодушие обманутого мужа – что может быть ужаснее для женщины. В этом, собственно, весь Брэйн - расчетливый прожженный делец во всем.

В итоге «Жизнь наверху» может понравиться тем, кто не нашел для себя ничего особенного в предыдущей книге. Может быть интересен для пытающихся разобраться в противоречивой личность самого Брэйна. Всем остальным, получившим удовольствие от «Пути наверх», как и принято поступать с продолжениями, - лучше не читать его вообще.