Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 25. гл

Наталия Маркова
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 25. ГЛАВА 8. СТ.15-28. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


15.Великие души, достигшие высшее совершенство, обретя Меня, никогда более не рождаются в этом временном полном страдания мире.

КОММЕНТАРИЙ:

Нет великих душ. Нет высшего совершенства. Есть преданное повседневное служение Богу Кришне, есть путь преодолений, есть путь через изучение Святых Писаний, через добродетель, через аскезы, контроль ума, желаний, чувств… Все высоты в материальном мире в религиозном плане и здесь в преданном служении Богу есть временные и никак воистину не характеризующие истинную ступень человека. Вообще. Задаваться вопросами о ступени материального и духовного развития есть грех как относительно себя, так и другого. Один Бог знает истинную ступень каждого, как и уровень греховного проявления, на что человек способен и как его вести.

Если человек в материальном мире становится старшим преданным, имеет инициацию, или считается духовным учителем или наставником, то этот человек просто на время поставлен Богом на такой уровень, ибо ему есть что сказать начинающим преданным, ибо он может проповедовать или Бог дает ему подходящее религиозное мышление согласно его качествам, старанию и усердию. Но Один Бог Знает его истинные качества, долги перед Богом, на сколько он угоден Богу и в каких условиях  и как он может себя проявить. Но к таким людям надо относиться с уважением, как и ко всем другим. Но не падать перед ними ниц, никак не восхвалять их, не считать их стоящими высоко и тем более избранными Богом, как и не следует считать их религиозные знания совершенными, как и мнения. И очень скромный и почти никак не проявляющий себя преданный может по своим качествам превзойти и духовного учителя и старшего преданного с любой инициацией. Только одному Бог открывает рот, другой все понимает, но не имеет от Бога такого направления в своем пути.


Также никто не обретает Бога. Но Бог с каждым человеком внутри него выстраивает те или иные личностные отношения, даже на очень слабых или ранних ступенях преданного служения, как и в других религиях, где человек поклоняется и служит Богу Кришне под другим именем, скажем, Аллаху, Иегове, Иисусу, Будде.

Каждый получает свою толику наслаждений от связи с Богом, свои поощрения, свою духовную радость, как и Бог дает человеку говорить, слушать, вовлекаться во все этапы преданного служения, дает человеку и как бы ступени материального и духовного подъема; но все это в той или иной мере и имеет истинное отношение именно к человеку и не имеет, или в чем-то имеет, а в чем-то – нет. Но Арджуне именно так надо было сказать, именно так привлечь, именно так, с этого начинать его вести.

Но опять же. Та йога, на которую Указывает Бог Кришна (речь о медитационной йоге), ни есть лучший путь для современного человека. Это лишь опробование своих религиозных сил, своих возможностей и в основном рассчитано на человека, который еще стоит на том, что сам достигает, сам решает, сам управляет своими чувствами и мыслительным процессом. А Бог лишь взирает со стороны и оценивает, и дает Божественные Указания и поощрения в том или ином виде. Поэтому, самым приемлемым направлением к Богу Кришне считается путь преданного служения, всеобъемлющий, непрерывный, осознанный, охватывающий  ни несколько часов его жизни в сутки, а всю его жизнь. Это тот путь, который никогда в двух словах не объяснить (как ту или иную практику йоги, связанной с медитацией), поскольку он непременно основывается на глубоком и постоянном изучении Святых Писаний и следовании им непрерывном, и выполняющим все, что требует Бог.

16.От планет типа Земли до планет Брахмалоки возвращаются назад, о, Арджуна. Но тот, кто достиг Меня, для него снова рождения не существует (на Земле или других материальных планетах любого уровня).

КОММЕНТАРИЙ:

Во времена Арджуны, где все преимущественно занимались описанной выше медитационной  йогой, надо было как-то людей мотивировать, объяснять, когда возможно выйти на духовный план, а при каких условиях это не получится; такая оговоренность как бы оправдывала то, что в некоторых случаях йог может и не достичь цели и винился не столько сам йог и его усилия, а некоторые методы йоги, которые признавались не действенными при определенных не выполненных требованиях. Или йог ни так принял позу, или ни в тот период стал оставлять тело или ему помешали… Надо было на фоне этого дать человеку понять, что не всякая йога завершается успешно, не всякое оставление тела гарант, что человек непременно вырвался из оков материального мира. Человек должен практиковать йогу с элементом сомнений, не привязываясь к точному результату и допуская еще свое рождение в материальном мире. Это как бы подстегивало его усердие, придавало и важность и серьезность этому пути, давало понимать неоднозначность и результата. Очень уверенным в практике любой йоги быть нельзя. Сам Бог охлаждает пыл так настроенных и самоуверенных йогов, хотя и дает надежды и некоторые результаты во время исполнения йоги.

Этим стихом Бог Указывает Арджуне на то, что после оставления тела человек, душа человека, может достичь некоторые планеты среднего и высшего уровня материального плана. Но все зависит от его стараний и усердий. Если они зачтутся Богом, то человек может выйти за пределы материальной природы на духовный план, но если нет, то он самое большее может достичь планеты Брахмолоки и все же вернуться назад, и это относится ко всем планетам в радиусе от Земли до Брахмалоки.

Но надо также понимать, что эти стихи были даны Арджуне в тот период, когда некоторые знания Вед намеренно Богом были искажены неточностями, что сути Святых Писаний никак не затрагивало. Писания были даны в соответствии с образом мышления и ступени развития людей, которые тяготели к мистике, вымышленным историческим хроникам, к мистическим потусторонним силам… связывая свою веру с многими приданиями, чудесными событиями, с легендами… Так построенные или на этом основанные Святые Писания легче усваивались, передавались, на них была построена Шримад-Бхагаватам, полностью изобилующая невероятными и чудесными, почти сказочными или нереальными историями религиозного порядка, что и в немалой степени способствовало и проникновению в совершенные духовные знания и следованию рекомендациям Вед в плане преданного служения и здесь религиозных норм.

Что касается Брахмалоки, то это вымышленная планета, где якобы обитает сам Брахма, по преданиям творец вселенной, вдохновленный Богом перед созданием мира. На самом деле нет никакого посредника между Богом и человеком, и Бог вершит свой труд Единолично, и в этом не должно быть сомнений ни при каких обстоятельствах.

Но Арджуна к предстоящему священному диалогу с Богом Кришной своими духовными учителями и наставниками был несколько иначе осведомлен и потому с ним иногда приходится говорить Богу на языке его несовершенных знаний, ибо до более совершенных надо дорасти. Но суть, которую хотел завуалировано дать Арджуне Бог, в том, что не всякий йог удачлив, и можно своей цели в следствии практики медитационной и не только йоги и не достичь. Это основа мышления и закладывалась и у Арджуны и у его современников, ибо так было надо. Приходилось использовались и те знания Вед, которые, которые пока присутствовали в материальном мире и могли послужить такой постановке вопроса.

Современный же человек должен знания и упоминания о полубогах или Брахме или Брахмалоке, как таковых, благополучно опустить, извлекая только суть в комментариях Бога. Ибо Бог комментарии дает Сам Непосредственно через Наталию, но как бы естественным путем, давая понимание и акценты.

17.Более тысячи юг включает в себя день, который известен как день Брахмы. Столько же юг включает в себя ночь Брахмы. Так люди знают день и ночь Брахмы.

КОММЕНТАРИЙ:

Юги, день и ночь Брахмы… - это все эпохи, исчисляемые многими тысячелетиями, сотнями тысячелетий, не обозримые человеком, но в некоторой мере дающие представление о величии времени. Они иногда используются в Ведах, используются в мистических историях вселенского масштаба, используются, когда измерение включает в себя очень большие временные промежутки, которыми обычно человек не мыслит в условиях материального мира, никак не применяет, но может пытаться обозревать те или иные очень далекие события прошлого и не может устремляться ими в будущее категорически.

День Брахмы и Ночь Брахмы – это периоды существования материального творения и период, когда материальное творение уничтожается или переходит в непроявленное состояние. Это колоссальные, неподвластные человеку понятия, несоизмеримые ни с чем временные периоды, в которых Веды несколько помогают человеку ориентироваться, через них поясняя труд Бога в материальном мире, его разительные параметры, где мысль человека просто может заступориться.

18.В начале дня Брахмы все, приняв из непроявленного состояния проявленное, начинает свое существование. С наступлением ночи уничтожается, принимая состояние, называемое непроявленным.

КОММЕНТАРИЙ:

Суть этого стиха дать понимание человеку, что материальный мир, состояние материи дискретное, он может быть, как в проявленном состоянии, так и не в проявленном. И то и другое состояние есть этапы творения и уничтожения материального мира, есть непременно труд Бога; и продолжительность существования материального мира исчисляется очень большим временным промежутком, как и состояние непроявленное.

Никто не может этот процесс охватить своим пониманием, никто не может это в полной мере осознать или оценить. Также непременно из этого стиха надо увидеть, что никогда не будет так, чтобы материальный мир не уничтожался. Всегда такой период уничтожения присутствует в работе Бога, это тот период, когда материя должна отдохнуть, восстановиться, прийти в состояние пригодное для нового этапа творения. Но никогда не может быть так, чтобы человек в результате уничтожения материального мира оказался в состоянии низшей материальной природы.

Перед уничтожением материального мира за несколько тысячелетий Бог Сам может прийти в материальный мир и дать те совершенные знания, тот процесс материального и духовного развития, те события в условиях той или иной материальной планеты, те возможности людям, которые будут способствовать очень быстрому духовному развитию людей, и люди станут выходить из материального мира на духовный план достаточно быстро, не очень потрясенные или уставшие событиями в материальном мире глобального порядка, такими, как войнами, катастрофами, природными катаклизмами, ибо все это будет происходить несколько особым путем не ввергая человечество в сильные страдания. Но при этом люди будут постоянно находиться в тех условиях, которые позволят изучать спускаемые Богом Святые Писания, следовать требованиям Бога, осознавать, что непременно надо постоянно иметь в виду и поклоняться Богу постоянно, желая себе все же быть отправленным на духовный план, нежели на те планеты материального мира, которые еще смогут принимать людей в период уничтожения материального космоса, но будут считаться планетами более низкого уровня и где невозможно будет достичь быстро реализации и быть отправленными на духовный план.

В данный период именно так и обстоит, и только те, кто будет вовлекаться в преданное служение, такие люди, постоянно медитирующие на Бога, непременно аскетичные и добродетельные, будут постепенно переходить на духовный план и там обустраиваться Милостью Бога в таком окружении и с такими возможностями, что никогда не смогут пожалеть о материальном мире и его извечных потрясениях и непреодолимых в большинстве своем страданиях и бедах.



19.Вся эта совокупность живых существ непременно вначале дня рождаясь вновь и вновь, уничтожается с наступлением ночи, что происходит автоматически, о, Партха, и снова проявляется с наступлением дня (Брахмы).

КОММЕНТАРИЙ:

Однако, далеко не все следует или можно знать человеку об этапах творения и уничтожения материального мира (ибо это может выглядеть в процессе уничтожения как колоссальное и необратимое бедствие для всего человечества), как и о судьбе тех живых существ, которые не успели выйти на духовный план и были поглощены как бы смертью.

Никто для Бога не потерян во время существования, уничтожения или проявления материального творения. Ничей путь окончательно не прерывается. Но все же забвение может на долгий период познать тот, кто находится на очень низкой ступени материального и духовного развития. Такие люди в своем развитии могут быть отброшены далеко назад, ибо в материальном мире не будет той планеты, которая смогла бы их принять и где бы они могли благополучно продолжить путь материального и духовного развития своей ступени. Также надо знать, что своими средствами или никакими технологиями человек вопрос своего спасения не сможет решить.

Также надо знать, что никогда не бывает так, чтобы человек оказался в ситуации, когда Бог ему может дать только тело животного. Человек непременно получит тело человека, но это могут быть и очень ранние стадии человеческого развития, и такому человеку придется, собственно, повторять те пути, которые он уже прошел до уничтожения материальной вселенной. А это -  многие тысячелетия. Поэтому, сколько-нибудь старающийся в религиозном плане человек, непременно, будет спасен; но тот, кто будет уклоняться от поклонения Богу, кто  будет провозглашать себя неверующим, такой человек непременно может оказаться в очень не привлекательной ситуации, хотя и осознать это почти и не сможет, ибо после уничтожения материального мира будет находиться в как бы сонном состоянии многие тысячелетия и во время сотворения войдет в тело первых людей, т.е. также не сразу, ничего не зная о своем предыдущем пути. Собственно, навыки и некоторый разум человека ему Бог вернет. Отсюда и происходят первые люди с их интеллектом и толикой понимания и усердия. Также такие души могут быть воплощены в тела прямоходящих приматов и далее постепенно эти души, вспомнив Милостью Бога материальное существование, перейдут в тела первых людей.

Таким образом, человек много теряет, если он предпочитает вести материальный образ жизни и не поклоняется Богу, как и не знаком с основами Совершенных духовных знаний. Также, когда будет уничтожение материальных вселенных, человек почти никогда не знает. Этот процесс происходит неожиданно, чаще всего сопровождается предварительными потрясениями всех уровней, предвещающих, собственно, и конец света. Меняется на планетах погода, бушуют ветра, тайфуны, в человеческом обществе начинаются крупные раздоры, войны, пожары, потопы, ураганы… при всем при том, что человечество идет по пути процветания, развития технологии, и большого грехопадения и разврата…

20. Но существует другая, высшая природа по отношению к этой природе, непроявленная к ее непроявленности, извечная, которая не уничтожается, когда уничтожается все это проявление.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо знать, что духовный план находится почти полностью за пределами материального мира. Однако, есть в материальном мире такие планеты, тоже непроявленные, которые могут служить переходными от материального плана к духовному. Эти планеты также причисляются к духовному плану, не подвержены уничтожению, но имеют некоторые особенности. Сюда Бог направляет души, которые не были заняты долгим преданным служением на период уничтожения материальных вселенных. Также сюда направляются те, кто был благочестив и был занят религиозной практикой, но более низкой ступени и не изучал Святые Писания, данные самим Богом Кришной. Также здесь обитают те, кто был наказан на духовном плане и таким образом получил существование среднее, между духовным и материальным планом. Здесь нет присутствия Самого Бога в явном виде, здесь также нет такого преданного служения и духовного быта, как на духовном плане, но здесь имеется обучение, даются навыки и формы преданного служения, поясняются основные принципы общения с Богом, и требуемые для этого качества, здесь есть свой быт, свои игры и роли, свои управляющие и свои наслаждения и наказания. Отсюда человек не может быть возвращен в материальный мир, не может здесь проявлять низменные качества, привлекается к благочестивой деятельности и труду, посвященному Богу. Также здесь есть нормы поведения, нравственности, человек учится смирению и непременно пониманию, что он зависимое от Бога живое существо, пониманию о своем изначальном перед Богом положении, учится быть угодным Богу и видеть присутствие Бога через поклонение Богу, через другие формы, которые присутствуют на этом уровне развития человека.


21.Непроявленная, непогрешимая, сказано, эта природа известна как место конечного назначения. Тот, кто достигает ее, никогда не возвращается обратно. Это Высшая Моя Обитель.

КОММЕНТАРИЙ:

Сам духовный план есть нетленная Обитель Бога. Она расположена за пределами материальных вселенных, не уничтожается, когда уничтожается или потрясается материальный мир, но имеет и свои коллапсы и свои проблемы, которые непременно должны присутствовать в жизни людей на всех уровнях развития, но в такой форме, что человек непременно проявляет свои качества, вовлекается в свои духовные игры и роли, постоянно понуждается устремляться к Богу для решения своих проблем, непременно люди помогают друг другу, непременно поклоняются Самому Богу и имеют своим супругом именно Личность Бога. Отсюда никогда не возвращаются в материальный мир, но на планеты промежуточного уровня – возможно, ибо люди всегда, так или иначе, но не совершенны, проявляют качества иногда не совместимые с требованием духовного плана, и очень подвержены все тем же наслаждениям чувств, даже духовного уровня, привязаны к увеселениям и не всегда удовлетворяют чувства Бога в преданном служении.

Но при всем этом жизнь на духовном плане блаженна, в процветании, в духовной радости и в своих все же переживаниях и преодолениях, где каждый помогает другим и никогда не может точно знать, удовлетворен им Бог или нет, ибо в общении с другими может проявлять качества и эгоистические и высокомерие и пренебрежение… Но тем не менее, Бог помогает человеку увидеть, осознать, принять требования Бога и им следовать, или Бог наказывает так, что живое существо в немалой степени страдает и понимает в итоге суть предъявляемых ему Божественных требований, которые есть Закон и которыми пренебрегать невозможно, ибо наказуемо в немалой степени и всегда.

22.Но эту Верховную Божественную Личность, о, Партха, можно достичь только чистым преданным служением, внутри Которой расположены все эти живые существа, Кем все это пронизано.

КОММЕНТАРИЙ:

И на духовном плане постичь Верховную Божественную Личность невозможно. Как и достичь. На всех планетах духовного плана Бог Кришна присутствует не Сам Лично, но через свои энергии, принимая Божественный облик и проявляя Себя неотличимо от Своей внутренней энергии. Также, Бог раздает Себя людям каждому индивидуально, как супруга, хотя есть и те души, которые не имеют на духовном плане супружеских с Богом отношений. Но это не на долго и в свое время, преданно служа Богу, человек может получить Бога себе в супруги и уже через такие отношения с Богом продолжает преданно служить Богу, получая непосредственно из рук Бога Указания и Наставления, проявляя качества, вовлекаясь в духовные и в некотором роде материальные игры и роли, и таким образом идя по ступеням своего развития, что есть непрерывный и очень привлекательный процесс, но такой, что и потрясает человека и дает ему возможность исправиться, ибо душа всегда устремлена помогать другим и удовлетворять чувства Бога.

23. О, Бхаратаршабха, Я опишу тебе то время, в котором нет возвращения, а также, непременно, есть возвращение йогов, которые, отправившись,  достигают (другие планеты).

КОММЕНТАРИЙ:

Не всегда йоги ставят себе целью достижение духовного плана. Но речь все же о духовном плане. Никогда путь за пределы материального мира не прост. Он требует всегда, изначально очень большой духовный труд человека, длительный религиозный путь, охватывающий несколько рождений, требует прежде всего и качеств, которые необходимо проявлять в общении с Богом на духовной планете. Но качества достигаются великим трудом и через материальный путь, и через духовную непосредственно практику. Только Бог Знает, на каком этапе своего материального и духовного развития находится человек, какие у него долги перед Богом, какие качества он достиг. Именно отсюда и Решение Бога. Но Бог дает человеку в некотором роде понимание или ориентир касательно того, достигнет или не достигнет он духовный план. Но это всего лишь в некотором роде подсказка и она отнюдь не незыблема. С каждым человеком Бог работает абсолютно индивидуально, и не обязан придерживаться тех или иных правил. Они созданы для сознания человека, для управления им, его мыслительным процессом, чтобы давать примерное понимание человеку перед смертью, на что он может рассчитывать. Но также метод Бога таков, что живое существо не может доподлинно или безошибочно точно знать, что его ожидает после оставления тела. Это правило Бога незыблемо, работает во все времена, нельзя на это полностью рассчитывать, но  только едва. Ибо оно может и выполняться и не выполняться, но сомнение всегда у человека на свой счет быть обязано. Тем более в таком серьезном вопросе, как благоприятное время отправления на духовный план. И тем не менее, Бог привязывает момент оставления тела к вещам понятным и как бы соответствующим ситуации. Речь о времени оставления тела – день, ночь, сезон. День - символ удачи, ночь – символ соответственно невозможности достичь духовный план… Такая привязка ума, данная Богом, делает путь такой йоги как бы целенаправленным до мгновения смерти, постоянно сосредоточивает на Личности Бога, на желании правильно все делать, что рекомендовано в таком случае Ведами, дает также в момент смерти человеку надежду или понимание, что не все пошло гладко. По Сути через этот инструмент Бог до момента оставления тела йогом постоянно с ним на связи. Отправится ли человек на духовный план – этот вопрос только может воистину знать Бог и не факт, что будет так, как человек ожидает согласно стечению обстоятельств его смерти.

24.Когда огонь, свет, день, две недели прибывающей луны в течение шести месяцев, когда солнце проходит по северной стороне, тогда люди, знающие Верховного Брахмана, отправившись, достигают Верховного Брахмана.

КОММЕНТАРИЙ:

Совсем не обязательно, что достигают. Но так надо было понимать йогу, так ориентироваться, так планировать свой путь за пределы материального мира. Так человеку дал думать Бог, ибо в этом Милость Бога, надежда так старающемуся, так человек как бы рассчитывает на себя, мыслью здесь сосредоточен, проявляет старание, внутренний труд, прямо и косвенно направлен на Бога. Это отнюдь не означает, что человек непременно, в этот период оставивший тело, достигнет духовный план или даже райские планеты, хотя в некотором смысле это не исключено. Но если Бог даст человеку хоть такой мыслительный процесс в момент смерти, что очень проблематично, ибо смерть имеет самое разное лицо, то это означает, что человек непременно в следующей жизни будет знать Бога, будет или заниматься йогой или будет направлен по пути преданного служения. Такое обещание человеку можно дать, но никак не точное и неминуемое отправление на духовный план. Вообще, вариантов у йога после оставления тела, не мало, но будет тот, который во благо, возможно который был несколько показан через медитацию на Бога, указывающий на религиозный путь. В этом человеку можно пообещать. Все другое – сокрыто почти всегда; и нет тех методов, того точного времени оставления тела, которые бы работали бесперебойно и точно указывали на результат. Нет той от Бога подсказки человеку, на которой он мог бы и успокоиться.

25. Когда туман, ночь, также две недели убывающей луны в период шести месяцев, когда солнце проходит по южной стороне, тогда йог, достигнув свет планеты луна, возвращается.

КОММЕНТАРИЙ:

Если человек не должен еще выйти за пределы материального мира, то как бы такой йог не старался уместиться в временные условия, как бы не подлаживался под такие обещания Бога, он после оставления тела, даже если это очень старательный йог, никуда и ни при каких условиях не будет направлен и не достигнет свет планеты луна. Он просто, его душа, останется в материальном мире, на своей планете и будет, как все, дожидаться своего рождения. Никаких полетов, ни коротких, ни длинных, никаких поползновений Бог ему не даст. И сам человек своим желанием, своей волей, своей силой или усилием ничего не сможет сделать. Он – энергия, полностью подчиненная Богу, контролируемая Богом, и в теле, и без тела. Никакими мистическими качествами или возможностями человек не обладает. Он не может себе указать, когда ему умереть, он не может никакие свои желания претворить силой своей воли. Никакая йога ему не в помощь, никакие старания, никакие ожидания. Йог – идет как все. По заслугам и только Волей Бога. Если по Плану Бога, то и ночью, оставив тело, и в зимнее время, человек может быть отправлен на духовный план; и оставив тело в светлое время дня, в благоприятный сезон может продолжать вращать колесо сансары. Просто современному человеку надо научиться полностью вручать себя Богу и быть бесстрашным в вопросе своей дальнейшей участи после оставления тела и не стремиться прибегать к некоторым условным или искусственным методам решения этого вопроса, ибо это есть низкие качества, есть то, что не обусловит успех хотя бы из наличия такого понимания и мышления, есть и привязка к успеху и зависимость от конечного результата или плодов своего преданного служения Богу.

26. По мнению Вед непременно существует два способа ухода из материального мира: при свете и в темноте. Идя одним путем – не возвращаются, другим – возвращаются снова.

КОММЕНТАРИЙ:

Веды созданы Богом. Здесь очень много глав, регламентирующих образ жизни и ценностей, как и направление мышления для верующих. Здесь поднимаются вопросы всех духовных практик, всех жертвоприношений, всех вариантов достижения Милости Бога, все формы поклонений Богу, все виды трудовой деятельности, все тапасьи, формы поклонения другим живым существам. Поднимаются вопросы изначального положения живых существ, даются определения души, ее извечности и положения перед Богом, даются правила достижения и материальных благ, и выхода на духовный план, и на райский… описано, как достичь успехи в работе, в семье, в любви, описано, как человек может удовлетворить чувства Бога или полубогов, дается разъяснение, как уже теперь достичь успех… Это очень большой труд Бога, ориентированный на самые разные ступени материального и духовного развития людей. Здесь даются и духовные сведения и затрагиваются вопросы материальной жизни, ибо уровень был таков на тот период, что человек не мог начать духовный путь без материальных посулов, без в этом направлении помощи или подсказки Бога, причем действенной, проверенной… Человек не мог добровольно идти по пути отрешения от материальных благ и если так делал, то это было с внутренней оговоркой, что за это он получит или хорошее рождение, или райский план, или успехи в той или иной области. В обещаниях нуждались даже йоги. Им надо было заниматься йогой при условии, что не зря, что они могут процессом управлять, что могут своими силами обеспечить и успех в плане достижения конечной цели – скажем, выхода на духовный план. Здесь как бы все выглядело так, что надо просто попасть в нужную струю в нужное время и такую уверенность Бог давал йогу, ибо необходимо было его привлечь, посулить и показать его личную возможность повлиять на исход.
Поэтому в Ведах, давая их человеку в руки, Бог Лично вел человека, Бог устремлял взгляд человека именно на те разделы, давал изучать именно те разделы, которые и были ему согласно Плану Бога на него и нужны. Бог полностью управляет человеком, его руками, мыслительным процессом. Дает возможность ознакомиться с Ведами, через них настраивает мыслительный процесс, дает ему цель, желание, дает и само действие или направление практики, как материальной, так и духовной. Поэтому, кому было надо, они были знакомы с тем, в какое время лучше оставлять тело, кому было надо получали это непосредственно из рук своего духовного наставника; кому это было не нужно, они эти главы опускали и останавливались на том, что им и было предназначено.

27.Никогда ни один из этих созданных способов ухода из материального мира не вводит в заблуждение знающего их йога. Поэтому в любое время будь вовлечен в практику йоги, о, Арджуна.

КОММЕНТАРИЙ:

Несомненно, эти способы ухода из материального мира есть творение Бога, есть то, что помогает йогу сосредоточиться на исполнении йоги, помогает ставить себе цель, связанную с такой практикой, дает человеку надежду; и эта надежда и все, что следует из таких знаний, непременно поддерживается в человеке Богом, необходимым образом его мобилизует, направляет на старания, на определенный мыслительный процесс. Но, с другой стороны, Бог указывает Арджуне, что эти знания не должны очень сильно беспокоить йога, он не должен очень сильно к ним привязываться; и таким образом Бог дает человеку толику сомнений, толику и надежды и ориентира. Такое как бы подвешенное состояние тоже необходимо. А что будет в мыслительном приоритете – это уже Знает Бог, ибо каждому дается свое понимание, свой путь в йоге, своя Милость, свои и ошибки. Но чтобы было возможно управлять человеком, опираясь в нем на знания, Бог эти знания и дает и Сам будет ими и распоряжаться.

А Арджуне просто надо понимать, что религиозность не должна быть  не направляющей к Богу постоянно. Поэтому Бог Указывает однозначно на то, что ему пора начать связующий процесс с Богом, хотя бы с посвящения Богу плодов своей деятельности, ибо именно это рекомендует Бог, а не отшельнический образ жизни и не отказ от работы, как таковой, и не уединение… Из йоги надо извлечь медитацию на Бога и отрешение от плодов. А этот вопрос решает карма-йога.

28.Йог превосходит всех тех, кто, направляемый плодами благочестивой деятельности, занят изучением Вед, совершает жертвоприношения, также непременно совершает тапасьи и благодеяния. Уже познав все это, йог достигает высшую Изначальную Обитель.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо понимать, что, действительно, чтобы стать йогом, человек должен пройти путь изучения Святых Писаний, путь аскетизма и добродетели. Только в таком случае Бог даст ему духовную практику. Но надо также знать, что самым высоким уровнем связующего процесса с Богом является только и единственно преданное служение, где человек ни когда-то был добродетельным, ни когда-то был аскетичным, ни когда-то изучал Святые Писания, но все это включено в повседневное преданное служение, есть постоянная и разнонаправленная и не прекращающаяся духовная практика на момент преданного служения. Во времена Арджуны, а речь о современниках Арджуны, путь медитационной йоги был как бы стихийным. Человек не мог знать причины, приведшие его к практике той или иной йоги. Они скрывались в прошлых рождениях человека, отсюда и была Милость Бога. Непременно, такой йог обладал многими добродетельными качествами, несомненно, был и аскетичен, несомненно также получал из уст наставников знания Вед, но главная цель таких людей или преимущественно основывалась на медитационной йоге, как средстве достижения или духовного или райского плана; описание такой йоги было и в Ведах, как и могло  передаваться изустно или рекомендоваться духовным наставником. Такое служение Богу тоже служение.

Но преданное служение, которое провозглашается Богом современному человеку, более емкое, более угодное Богу, более соответствует современности, более четко ставит перед человеком требования Бога и указывает приоритетные направления духовного развития. Но в те времена непременно человек, участвующий в связующем процессе, в основном практиковался на медитации, на контроле ума, желаний, чувств… и тем не менее, добродетель и аскетизм были как бы ему знакомы, этот путь был за плечами и потому есть смысл говорить о том, что такой йог превосходит как бы тех, кто занимается только благочестивой деятельностью, или только изучает Веды, или только идет по пути тапасьи… Все это в совокупности у йога было как бы позади. Путь йога считался вершиной всех других духовный практик. Таким образом, Бог Указывает Арджуне, что ему надо заниматься реальной духовной практикой, что это положение выше любых других перечисленных, ибо все в себе имеет, все пройденный для йога этап.

Но и не следует забывать, что так было сказано с учетом ступени и понимания самого Арджуны. Кто кого выше… это еще вопрос. Это Знает только Бог. Это на самом деле не должно беспокоить человека, он не должен проявлять привязанность к таким вещам. Но надо было восхвалить путь йога, сделать это в сравнении, показать преимущество этого пути и тем как бы обеспечить Арджуне, так идущему человеку, успех и дать ему основание или мотив выбрать именно такой путь впоследствии, как и во время сражения, просто посвятив его Богу и не привязываясь к результату сражения.