Высокое искусство

Валера Матвеев
               
   Решили как-то раз мы всей семьёй приобщиться к высокому искусству кино. Нет, кинотеатр мы с определённой периодичностью посещали и довольно часто, а в этот раз пошли во время воскресного гуляния всей семьёй на «нашумевший» фильм великого режиссёра Андрея Тарковского.

    Много слышали о нём и его творчестве изгнанника, но никогда не видели знаменитые фильмы Тарковского (исключение, «Сталкер», но он почему-то совсем нас с женой не впечатлил). Это, как говорится, многие слышали о них, но в большинстве своём никто не видел, что же это такое? А тут как раз наудачу в кинотеатрах вышел в прокат его фильм «Ностальгия», тоже, естественно, нашумевший в высоких кругах кино и в прессе.

   К этому историческому событию мы и приурочили «поход выходного дня» в кино, одновременно приобщится к высокому искусству кино. Взяли с собой и своих детей шести и девяти лет, пусть тоже потихоньку приобщаются.

   С первых минут начала фильма, прямо скажем, он нас не то, чтобы не впечатлил, а поверг в какую-то тоску по обычному кинофильму, однако мы терпеливо ждали, что «вот-вот начнётся великое». Спустя полчаса испытания нашего терпения, к нам подошла младшая дочка, они с сестрой сидели на первом ряду, и выразила, наверное, общее мнение, как мне позже показалось, всего зала. Ну, по крайней мере, почти всего:

   - Мама, мы ещё долго эту МУРНЮ (слово лучше и не придумаешь) смотреть будем?

   А как ребёнку объяснить, что это «великое кино великого режиссёра»? Тем более, что мы с ней были солидарны и после этих слов дочери мы с женой дружно встали, потому что ждали именно какого-то «толчка» к прекращению просмотра, повода к выходу из кинозала посередине сеанса, и дочка нас «толкнула» своими словами. А этого «примера первых» ждала ещё добрая половина зала «любителей высокого искусства кино», и пошли «в общем порыве» «любители» из зала. Мы оказались в оценке фильма не одиноки, со словами дочки согласно было большинство зрителей сеанса, но они, как и мы, терпеливо чего-то ждали. Терпение лопнуло, не дождались.

   Согласен, мы не поняли «тонкости души героя», его «ностальгии по Родине», его «внутренних переживаний». Но и оставьте себе это тонкое понимание прекрасного, а не навязывайте это понимание всем людям. Смотрите сами и восхищайтесь в своих кругах ценителей прекрасного.

   Вы когда-нибудь видели мазню (если кто-то не согласен, плюньте мне по телефону) Пикассо или Малевича? Это же ужас! И на этом искусстве, вы говорите, воспитывать подрастающее поколение? Оно и вырастет такое же убогое, как на картинах Пикассо.  Однако, есть ценители, которые могут часами объяснять «высокий» смысл той или иной картины!

   Мне как-то на работе один коллега сказал об этом направлении искусства, которое искусством даже с натяжкой назвать тяжело:

   - Вот нарисую три полоски, например, синюю, красную и, для большей интриги, белую на белом холсте. Вот пусть специалисты по искусству и анализируют годами, что я хотел этим сказать, какие фантазии мне пришли в голову, а мне пусть  всё время платят и платят, пока смотрят мою картину и обсуждают её.

   Ну, скажите, пожалуйста, в чём он не прав? Почему он не может претендовать на звание Великого художника? Не такой рукой мазанул по холсту? И почему нам объясняют, что великое, а что так себе? Почему нам не позволяют самим сделать выводы, посмотрев на картину, скульптуру или кинофильм, которые нам действительно нравятся? Ах, да, мы не понимаем! А почему Великими становятся в основном иммигранты? И почему различные течения, например, нудизм или какое-то ещё не совсем адекватное движение не могут считаться Великими. Кто это решил за нас за всех?

   Я не принадлежу к каким-то «общественным отклонениям от общепринятых понятий и правил», но всё-таки любопытно, почему мне навязывают то, что мне не нравится?

    Я, к примеру, не люблю балет или оперу, но я же не отрицаю, что это большое искусство, потому что это как не крути красиво и это ИСКУССТВО кому-то может нравиться, хотя я пытался несколько раз приобщиться к этому виду, мне всё равно не нравится. Произошли с годами перемены в восприятии и классической музыки, но отношение к таким как Пикассо или Малевич не изменили и долгие, долгие годы. Или я не прав? Извините, но я из большинства нормальных людей, поэтому имею право на своё мнение, которое совпадает с большинством.