КАК ЧАСЫ

Алла Растворцева 2
«Если не можешь писать, рисуй иероглифы, но работай. Душа всегда должна трудиться…»

Перебирала сегодня вещи – тряпки – барахло.  Осень наступает, и тряпки  имеют  привычку  менять свои  места  складирования – летнее – в сундук, осеннее-зимнее – из сундука.   А на сундуке  у  меня – по нашему узбекскому обычаю – летом  складируются все  зимние одеяла. Одеяла бывают разные – на вате, на ватине, лоскутовые, а сейчас – уже современные, китайского производства, очень разноцветные и по большей части из верблюжьей или овечьей шерсти.  Но очень красивые. Хоть на стену – вместо ковра, хоть на кровать- вместо покрывала.  Просто  украшение спальни.
Так  вот  про  одеяла  -  это  предисловие.   А  речь  в  рассказике  моём  пойдет  про  подарки  -  корпоративные и общественные.  И начну  из  давнего  времени, Обычно  корпоративные  -раньше они так не назывались  -  просто  -  подарки в честь какого-нибудь праздника или торжества, или юбилея – от производства – как вознаграждение  за   трудовой вклад и  всякие другие  почести.
Когда  я  жила и работала  в  Ферганской  долине  там  к  празднику  8е Марта  женщинам обычно  презентовали  по  три  гвоздички (цветы)  – обязательно!  И  в  те  давние  советские годы – по отрезу шелка или узбекского хан-атласа – на платье.  Пошивалось  ли платье из этого  отреза  - это уже было дело  хозяйское…  Я -  к примеру – шила  -- и  таких  платьев  у  меня  было  два или три.
Но  шли  годы.  Я  поменяла  место  жительства и место  работы,  но  оставалась  в  Узбекистане.  И  на  другом  предприятии эти  традиции были  такими  же. И  презенты  уже  были  по-красивее,  подороже  и  нужные  в  хозяйстве  -  скажем  -  наборы  чайной  или  кофейной  посуды  с  приложением  к  этим  коробкам  всё  тех  же  гвоздичек – три  штуки  -  устойчивая  традиция  в  Узбекистане.
Был  у  нас  начальник  - первый  руководитель.   Я поначалу  думала – он  русский.  Но  оказалось  -  гагауз.   Очень  уважаемый  был  человек  (R/I/P.).   При  всей  его  строгости  по  должности  --был  очень  компанейский  мужик.   Любил  рассказывать  анекдоты,  иной  раз  с  «перчинкой»  - в компаниях  же  бывало  много  мужчин,  а  женщинам  он  приказывал  закрывать  уши, если  вдруг  анекдот  «мужской».  Ну, закрывали  мы  уши,  но всё-равно – слышали  и  смеялись  вместе  со  всеми.   И  был  у  него  то-ли  анекдот,  то-ли  из  были  -  про  часы.   А  суть  этого  анекдота  была  такова.    Вот  так  на  праздник  какой-то  вручали  Почетные  грамоты  передовикам  производства , а к Грамоте, естественно, презент.    Мужику  - передовику  вручают  грамоту  и  читают  из  приказа  -  наградить  часами.   Грамоту  вручили. А часов нет.  Он  и  спрашивает  -  а  часы?  Руководитель и говорит  -  часы  большие, привезут  домой, жди.    Часы, действительно, оказались  большими,  напольными,  с  боем.  Мужик  потом  рассказывал  всем,  как  каждый  час  эти  ЧАСЫ  отбивают  ему  время…  Ну,  проходит  год.  Мужику  вышло  время  -  на  пенсию.    Провожают  его  торжественно.  Цветы, Почетная  Грамота  и  приказ  -  наградить  именным  охотничьим  ружьем.  На  пенсию  ведь  мужик  выходит.  Что  ему  делать?  На  охоту  только  ходить.  Ну  всё  вручили, а  ружья  -  нет.  Он  спрашивает  -  А ружьё?   Руководитель и говорит  -  жди!  Как  часы…  Наверное, это была  быль, но эта  быль  нам  уже  преподносилась в формате  анекдота  и  это вот  «Как  часы!»  уже  вошло  у  нас  в  поговорку.
Так  вот…ближе  к  часам…и  к  одеялам.
Сменялись  год за годом. Сменялись у нас и руководители.  Традиция  корпоративных  подарков – презентов  по разным  случаям  сохранялись  и  совершенствовались.
И как-то дошло  до  курьёзного.  Было  уже  начало  2000х. Пожалуй, был  уже  январь 2002й  года.   Было  собрание  по  итогам  2001  года…  Доклады, отчеты,  и  наступает торжественный  час  -  награждение  ПЕРЕДОВИКОВ  производства  по  итогам  2001  года.   Грамоты,  как  всегда,  ритуал  соблюдается. И к грамоте  прилагали  коробочку.  Понятно  было,  что  в  коробочке  часы.   И  я  попала  в  список  передовиков  производства. И мне  была  Грамота и к ней  коробочка с часами.  Конечно, все  довольны и счастливы – не забыли, наградили, отметили.
Пришла я домой после этого собрания.  Часы  без  браслета.  Большие  -  типа мужских – но презентабельные  часы.   Пришлось  на утро пойти  на  рынок и купить к этим часам  браслет.   Одел  мне  продавец  этот браслет  на  часы, завёл  ход  часов  -  тикают  часы.  Одела на руку. Довольная тоже.    Вечером  часы  сняла, на стол  положила.  Полежали  мои  часы  часа  два  на  столе  и  остановились.  Завод  пружины  полный, а часы  стоят.  Ничего не поняла.      Звоню  в  профсоюз  -  вы чо?  Испорченные  часы  нам  презентовали, что-ли?  А  мне  говорят  -  они  у  вас  лежат?  Лежат – говорю  и  остановились.   Смеются  мне  в  трубку  -  а  эти  часы  самоходные.  Это  как? – спрашиваю.   А  вот  так  -  они  должны  быть  все время  на  руке  -  ходите- рукой  машете- и часы тоже  ходят-тикают…  Ничего  себе  - думаю  -  вот  это  ПРЕЗЕНТИК… Точно  как  в анекдоте  у   Келеша  -  как  часы… и  уже  не  анекдот… И  не  смешно.

Утром  прихожу  на  работу..  Дочка  одного  ушедшего на пенсию и получившего такой же презент – ЧАСЫ – у нас работала.  Иду  к  ней  и  спрашиваю  -  ну,  как? Папа твой доволен  корпоративному презенту двадцать первого века?  А  она  и  говорит  -  да  он  от  обиды дома  даже  заплакал   И сказал  -  время  моё  остановилось  и  мне  дали  это  понять… 
И  я  тогда  этой  женщине  говорю  -  принеси  эти  часы  мне, я им  устрою  -  как  часы…
Она  на  другой  день  принесла.  Я  свои  часы  и  её  несу  в  профком  к  председателю,  кладу  их  ему  на  стол  и  говорю  -  спасибо  за  часы,  но  наше  время  еще  не  остановилось.  Он  удивленно  смотрит  на  меня  -  в  чем, дескать, дело?  А  я  узнала, что  эти  часы  китайские,  торгаши  в  Китае  их  закупали  на  вес  -  ведром, а в Узбекистане уже  продавали, как  презентабельное из Китая.  Такая  вот  случилась  оказия,  которая  у  нас  и  проявилась.   И  председателю  профкома  нашего  я  тогда  сказала -  уж  лучше  бы  вы  этому  пенсионеру  одеяло  презентовали,  он  вас  бы  вспоминал  с  теплом…
Извинялся  наш  председатель передо мной и перед дочкой того пенсионера,  заменили нам  часы.      И это еще  не  окончание  истории.

Наступает  8е Марта.  Женщин  надо  поощрять.  Цветы. Грамоты. И…китайские  красивые  одеяла  в  пластиковых прозрачных сумках. И видно – какие красивые эти одеяла…    Я  --  в  шоке….  Как  подействовало  тогда  моё  порицание  презента – ЧАСЫ..

Прошло  уже  с  тех  пор  немало лет. Но  одеяла  каждый  год  презентуют  женщинам. 
У  меня  таких  корпоративных одеял  накопилось  штук  восемь. 
И  детям,  и  внукам  раздарила.
   Сейчас  уже  не  работаю  давно.   Видно, и теперь времена  поменялись.   
Кризисы  финансовые , очевидно.   
Одеял  уже  не  вижу  в  праздники  в  руках  у  женщин,  но  цветы  и  косметические  наборы,  или  недорогие  наборы  посуды  в  красивых  коробках  -  вижу  -  в праздник  женщины  несут.

Вот  и  я  -  перекладывая  нынче  эти  презентованные  корпоративные  одеяла  у  себя  и  подготавливая  их  к  осенне-зимнему  сезону,  вспомнила  их  происхождение…
 Как  часы.