Обрести себя

Кошкина Виктория
- Сколько Вам лет?
- Много.
- А всё-таки?
- Двадцать.
- Боже, я не могу поверить, чтобы человек в Вашем возрасте мог думать о таких вещах!
- Что же здесь удивительного?
- Вы ещё спрашиваете! Когда мне было столько, сколько Вам сейчас, у меня были абсолютно другие интересы. Юность... Теперь это кажется далёким, нереальным. Мне ведь уже 59.
- И как Вы себя ощущаете?
- Даже не спрашивайте. Жаль, что время невозвратимо. Двадцатилетний юнец - об этом можно лишь вспоминать. Кажется, я был тогда ещё слишком глупым, чтобы задумываться о жизни, о будущем. Меня больше интересовали развлечения. Эх, молодость - весёлая пора.
- Вы недовольны своим теперешним состоянием, своей жизнью?
- Как Вам сказать. Я, конечно, немало повидал, стал несколько умнее (но мудрости, скорей всего, ещё не приобрёл). Научился сдерживать себя, промолчать, когда это необходимо. Получил высшее образование. Вполне обеспечен. Но мне вроде чего-то не хватает. Есть какая-то пустота, которую нечем заполнить. Иногда кажется, что всё - пыль, ничто. Хочется исчезнуть, ничего не видеть. Но тут же я задумываюсь: что, если бы мне предложили оставить всё, что я имею, что меня окружает, и уйти в никуда, оставшись наедине с собой? Нет, я боюсь этого. Меня пугает одиночество. Оно может свести с ума. Это удел тех, кто не от мира сего.
- Почему же?
- Потому что обычный человек погибнет без общества, без цивилизации. Каждому нужно некое окружению. Пусть это будут бытовые предметы, только не пустота.
- А как Вы относитесь к книгам? Что, если заполнить пустоту чтением художественной, научной литературы?
- Честно говоря, я читаю не слишком много. То ли времени не хватает, то ли просто лень. Когда учился в университете, тогда нужно было читать, хочешь ты этого или нет. Человек - существо ленивое. Его необходимо заставлять. Это делает кто-то из его окружения или он сам, если есть сила воли. У меня, видимо, последняя присутствует в наименьшем количестве.
- Скажите, Вы когда-нибудь любили по-настоящему, от чистого сердца?
- ...Да, любил. И очень. Это был один из самых счастливых отрезков в моей жизни. Мне казалось, что всё прекрасно. Каждое мгновение, проведённое с любимым человеком, было удивительно и неповторимо. Действительно говорят: кто не любил, тот не был счастлив. Я благодарен судьбе, что испытал это счастье. Пускай оно было не так долго, как мне тогда хотелось, но я ни о чём не жалею.
- А что случилось? Вы потеряли свою любовь?
- Я её оставил... И знаете, почему? Я боялся испытать разочарование. Не смог свыкнуться с мыслью: а что, если меня предадут, бросят? МЕНЯ бросят, покинут, разлюбят. И поэтому я ушёл сам. Это было трудно, но я сделал этот - слишком тяжёлый для меня - шаг.
- Выходит, Вы сами лишили себя обретённого счастья.
- Как ни странно, но это так.
- Опять страх. Боязнь одиночества, боязнь быть брошенным. Как Вы жили дальше?
- Пытался заполнить образовавшуюся пустоту. Работа, спорт, новые знакомства. Я бежал от любви, хотел заглушить, забыть то, что было. Я душил те чувства, те ощущения, что испытал прежде. Я убивал любовь. И у меня это получилось... Вы меня осуждаете?
- Нет. Человек волен выбирать. У него есть право поступить так или иначе. Вы были счастливы. Это замечательно. Борхес сказал: "Я совершил самый большой грех в жизни - я не был счастлив".
Я уверен, что многие бы Вам позавидовали. Любимым может быть кто угодно, а вот по-настоящему любить способен далеко не каждый.
- Я вспоминаю о прошлом без сожаления. Я никого ни в чём не упрекаю. Моя жизнь была насыщенной. Всегда - и в юности, и в более зрелом возрасте - меня кто-то окружал. Я имел много хороших знакомых, друзей. Признаюсь без лишней скромности, люди ко мне тянулись.
- Обаяние, внутренний магнетизм - это Вы имеете в виду?
- Возможно. Мне было легко общаться, я находил общий язык со всеми.
Не скажу, что вся моя жизнь была безоблачной. Иногда яркие краски сменяли более мрачные тона. В 35 лет я пережил большое потрясение. Произошел несчастный случай, погибли мои родители. Я думал, не вынесу такого удара. Потерять самых дорогих, любимых, самых близких для меня людей... Это было невыносимо. После этого случая я стал задумываться о Боге. В мыслях общался с ним, задавал вопросы: почему так произошло? за что Бог наказал меня, забрав родителей? Тогда я понял, что это одно из испытаний, приготовленных мне судьбой.
С трудом я пришёл в себя. Года полтора был сам не свой. Но всё течёт, всё меняется. Прав был один мыслитель: жизнь не спрашивает, она идёт. И, действительно, она продолжалась. После этого я встретил свою (наверное, единственную) любовь, о которой Вы спрашивали.
Знаете, я ведь, в общем-то, многого добился. Карьера, деньги, уважение, окружение элиты.
- Мне кажется, Вы чувствуете себя неуверенно, испытываете сомнение, что-то Вас мучает.
- Стыдно признаться, но Вы опять правы. Чего-то в жизни я так и не смог понять.
- Что Вы имеете в виду?
- Не знаю. Мне не хватает...
- СЕБЯ! Вы жили для других, Вы работали ради карьеры. Вы стремились к независимости, хотели признания, уважения со стороны окружающих. Но при этом забыли о главном - О СЕБЕ. Этим Вы создали в себе пустоту, обеспечили одиночеством.
Жизнь шла. И Вы шли, но не по ней, а мимо. Шли рядом, но никак не по жизни. Существование радио окружения. Я задам банальный вопрос. В чём смысл Вашей жизни? У большинства - в бессмысленности.
- Неужели я отношусь к этому большинству?! Ведь если подумать, так оно и есть.
- Из жизни нужно брать лишь то, в чём нуждаешься. Вы же пытались завладеть многим, но не смогли получить самое необходимое.
Всё приходит и - уходит. Каждый смертен. Когда-нибудь умрёте и Вы. И все о Вас забудут. Люди слишком ко всему безразличны, хоть и делают вид, что всё как раз наоборот. Всё имеет конец, за которым следует ...продолжение. Забудьте обо всём, взгляните на остальное.
- Мне кажется, что слишком поздно.
- Опоздать можно только раз в жизни. Найдите, верните себя. Это и будет Вашим истинным счастьем .
- Но как? Я не знаю. Я снова боюсь.
- Избегать можно многого, но от себя не убежать. А именно это Вы пытались сделать в течение долгих лет. Вы стремились. Вы искали. Вы задавали вопрос себе и Богу. А ведь, ища ответы на многие "вечные" вопросы, мы на самом деле ищем себя.
- Я понял. Мой мир, настоящий, остался в прошлом, а именно - в детстве. Просто нужно себя вспомнить, вернуться в самое начало.