Калюня

Ирина Никитина 7
    В этом старом деревянном доме уже год, как никто не жил. А дом был еще крепкий: фундамент  и стены могли служить еще лет пятьдесят, а при хорошем ремонте и уходе, может и лет сто. Рядом с ним раньше  стояли еще шесть таких же домов. Но дома эти снесли, а на их месте выстроили два высотных дома. Пришла очередь и за этим домом. Он был последним  деревянным  домом на этой тихой, и когда то уютной улице. Деревья, посаженные рядом с домом, выросли, и теперь с грустью смотрели на перемены вокруг. Часть деревьев подлежали сносу, как и деревянные дома, им не было места в новой застройке квартала. Их могучие корни мешали работе строителей,  и скоро холодная сталь электропилы вонзится в  живые тела деревьев. На их месте будет еще один высотный дом. В него заедет пара сотен семей, и новая улица заполнится шумом детских голосов и ревом автомобилей возле подъездов. И все забудут, какие славные старые деревянные дома, окруженные величавыми деревьями, были на этом месте.
      Наступила осень и  возле нашего старого заброшенного дома появились энергичные строители. Они возвели забор, пригнали технику и начали рыть котлован под новый дом.
-Ну вот, это конец,- грустно подумал деревянный Дом, - три удара экскаватора по моим стенам, и я рухну. Прощайте любимые деревья, прощай небо и солнце. Прощай,  Калюня! Домовой, ты где спрятался?
- Я здесь на печке,- отозвался домовой.
-Что лежать то на печке? Она год, как не топлена.
-Так ведь осень, холодновато. Вот и лежу по привычке на старом месте. А помнишь, как раньше баба Маня затопит печку, да напечет пирожков с капустой?  А внучат ее помнишь- Федечка, Митя и Сонечка? Какие славные ребятишки были. Сейчас то они понятно, уже взрослые.
-Да, хорошо мы пожили- ответил  старый Дом, - но ничего вечного нет на свете. Меня теперь разрушат, а тебе, Калюня, придется искать новое жилье. Старых домов уже почти не осталось. Придется тебе перебираться в высотные новые дома из бетона и стекла. А может тебе в лес уйти? Найдешь в большом дереве дупло и устроишься там.
-Я что белка, жить в дупле,- обиделся домовой,- я хозяин дома. Я в доме должен жить и охранять  жителей этого дома. Я-ДО-МО-ВОЙ – с гордостью сказал Калюня, - и все мои предки тоже были домовыми. И ни в какой лес я не пойду.
-Ну, ладно не обижайся,- миролюбиво сказал Дом,- я же хотел, как лучше для тебя. Погляди, строители ходят вокруг меня, что-то смотрят, давай послушаем, о чем они говорят.
-Ребята, а дом то крепкий, даже стекла в окнах не выбиты. Крыша хорошая и дверь нормальная. Что нам жить в строительном вагончике, предлагаю обосноваться в этом доме. Стройке он пока не мешает, стоит в стороне. Давайте войдем в него,- предложил молодой строитель в каске.
Строители открыли не запертую дверь и вошли в дом.
-Смотрите, печь  в доме. Можно обед на ней разогреть и отдохнуть хорошо. Дрова на стройке всегда найдутся. Нормальное жилье, надо только с бригадиром договориться. Это я мигом.
Строитель выбежал из дома. Через несколько минут  он вернулся с бригадиром.
-Смотри, Петрович, мы нашли неплохое жилье. Вся бригада здесь поместится. Если надо, печь и крышу немного подлатаем. Зато на одном строительном вагончике ты сэкономишь. Новую высотку будем строить два года. Мы тут обоснуемся, а как закончим строительство, и начнется благоустройство территории, старый дом снесем.
- Я не против, только с печкой поаккуратней, проверьте ее, чтобы не угореть от дыма,- согласился бригадир.
Строители вышли их дома.
-Калюня, ты слышал? Нас оставляют до конца стройки! Поживем еще, вот это подарок судьбы!- обрадовался Дом.
-Да, хорошо. Только шумно будет. Стройка, механизмы круглые сутки, огромный подъемный кран, крики рабочих,- возразил домовой.
-Теперь наша жизнь резко изменится, но это лучше, чем быть грудой строительного мусора.

    Дверь резко отворилась, и в дом вошли  шесть рабочих.
-Располагаемся  ребята. Тут надо все вымыть. Вы мойте, а я печкой займусь.
И работа закипела. К концу рабочего дня старый заброшенный дом приобрел вполне  жилой вид. На дверь повесили замок, в крутили электрические лампочки. На полках появилась простая посуда, электрочайник и кулечки с едой- сушки, печенье, сладкие булки и яблоки из своего сада. Уходя, строители заперли замок на двери, а ключ отдали ночному сторожу стройки Семену Семеновичу.

   Следующий день выдался холодным и ветреным. Строители с утра затопили печь, чтобы к обеду дом прогрелся. Дрова в печке горели хорошо, отдавая тепло старым стенам.
-Хорошо то, как! Давненько я не грелся на печке. Как радуются мои косточки теплу. Сейчас бы еще подкрепиться неплохо. Вон сколько еды у строителей. Но без спроса не возьму. Вот если после обеда  на столе что нибудь останется, можно будет взять,- сказал домовой.
-Гордый ты, Калюня,- вступил в разговор Дом,- с такими манерами  и голодным можешь остаться.
-Не гордый, а правильный. Меня так учил мой дедушка. Он был очень уважаемый в нашем роду. Он часто повторял: « Главное, Калюня, быть полезным людям, беречь дом, поддерживать порядок в нем». Хоть нас и не видят люди, но некоторые догадываются о нашем существовании, и иногда и заводят с нами знакомство или даже дружбу. Такое тоже бывает. Вот баба Маня была для меня, как родная бабушка. Она всегда оставляла для меня что то вкусненькое. Светлая ей память. Хороший человек была. А не стало ее, и дом опустел. Уходить я не хотел из этого жилья, привык, сто лет здесь обитаю.
-Не грусти, Калюня,- поддержал друга Дом,-  может еще будет у тебя хорошее жилье и добрые хозяева.
На обеденный перерыв в дом ворвались строители.
-Тепло, хорошо и обед на печке теплый. Правильно мы сделали, что въехали в этот дом. Ребята нам завидуют, у них в вагончиках тоже тепло, но уюта как у нас нет. В гости напрашиваются,- сказал один из рабочих.

   Они сели за стол и начали обедать. С печки на них внимательно смотрел Калюня. Ему показалось, что один из рабочих, самый молодой, странно посматривает в его сторону.
-Не уже ли он меня видит?- подумал домовой,- надо привести себя в порядок. А то волосы уже почти год не расчесаны.
Калюня с усердием стал прилизывать и приглаживать свои упрямые волосы. После обеда строители немного решили отдохнуть. И тогда Калюня впервые увидел у них в руках   маленькие прямоугольные штучки. Они прикладывали их к уху и говорили в них. И из этой штучки был слышен человеческий голос. Калюня много видал на своем веку. У бабы Мани в доме было и радио и телевизор, но такой маленькой вещицы, из которой слышен голос, не было.
-Да, человек умный,  что то придумал новенькое. А вот разговаривать и видеть мир другой, не людской, они не могут. Вот я в школу не ходил, а общаться с любой вещью могу: хоть с домом, хоть со столом или стулом. В этом доме  у меня много было друзей. А самый лучший мой товарищ были настенные часы с кукушкой.  После смерти бабы Мани часы пропали, наверное, внуки взяли их на память. И,возможно, висят эти часы в другой квартире, а может их выбросили, как старую и ненужную вещь,- размышлял наш домовой.
      Тем временем строители надели сапоги, каски и вернулись на стройку. Только один парень немного замешкался.
-Это тебе, домовенок,- сказал он, ставя блюдечко с молоком и кусочек сладкой булки на печку,- ешь, давно, наверное, не кушал.
На глазах Калюни навернулись слезы.
-Он меня видит. Какой хороший парень. Спасибо,- сказал Калюня, прямо глядя ему в глаза.
После рабочего дня строители быстро переоделись и сели в поджидавший их автобус.
-Уезжайте без меня,- крикнул молодой парень своим товарищам,- я сегодня  на своей машине.
Автобус уехал, оставив за собой столб пыли. Парень вернулся в дом.
-Ну, давай знакомиться. Меня зовут Митя, Дмитрий. А у тебя есть имя?- спросил он у домового.
Домовой немного обиделся. Конечно, у него есть имя. Домовые очень развитые существа, почти как люди.
-Меня зовут Калюня.
-По нашему, то есть Коля, по простому Колян?- уточнил Митя.
-Нет. Ни Коля и ни Колян. Я – Калюня,- строго сказал домовой.
-Прости, я не хотел тебя обидеть. Ты давно живешь в этом доме?
-Почти сто лет. Как только дом построили, хозяева и попросили нас здесь поселиться,- ответил Калюня.
-Вас, это кого, ты жил здесь не один?
-Конечно, не один. Со своим дедушкой. И жили мы здесь очень дружно. Нас уважали и почитали. Мудрые люди жили в этом доме. Народные традиции соблюдали. Знали, что домовой- это хозяин дома.
-Времена сейчас другие. Ты знаешь, что дом этот подлежит сносу?- спросил Дмитрий.
-Знаю. Но не знаю, как жить дальше буду. Все меньше домовых остается в городах. Люди в нас не верят, и мы покидаем людей и создаем свой мир, без людей. Но я не хочу покидать вас, и что делать дальше, не знаю.
-Пока живи здесь, в этом доме. Стройка будет года два продолжаться. А дальше что нибудь придумаем. А хочешь, переезжай в мою квартиру. Познакомлю со своей семьей, с женой и дочкой. Правда, квартира у нас маленькая, однокомнатная, тесновато, но ты  пространство не занимаешь, ведь ты не шкаф,- предложил Митя.
-Да, я –не шкаф, и не в любом жилье мне уютно. А дом твой деревянный?- спросил Калюня.
-Нет, из бетона, как все современные дома, этаж десятый.
-Не лучший вариант. Бетон и высота- для нас не очень хорошо, но спасибо за приглашение. Я рад, что мы познакомились,- сказал домовой.
-Я тоже. До завтра, пока.
Дмитрий помахал Калюне на прощание рукой.

    Дни проходили за днями. Осень сменилась зимой. Потом пришла весна. Калюне было хорошо жить в старом доме с рабочими. Они частенько посмеивались над   Митей, что  он оставляет еду какому- то домовому, считая это, вымыслом и бабушкиными сказками. Митя только улыбался в ответ на эти шутки. Но еда всегда была у Калюни на печке.
Стройка подходила к концу. Красавец  дом в двадцать этажей вырос в назначенный срок. Вокруг нового дома стали   делать детскую площадку, газоны.
-Калюня, мы уезжаем, стройка закончена, завтра деревянный старый дом снесут,- сообщил Дмитрий домовому. - Я предлагаю тебе два варианта. Первый- переехать жить ко мне. Что ты на  это ответишь?
-Я знаю, что в твоей квартире живет свой домовой. Вдоем нам будет там не уютно. А второй вариант какой?- спросил Калюня.

  -Второй вариант не обычный. Не давно я и дочка ездили в конный клуб, под названием «Белая лошадь». Этот клуб находится за городом, вокруг поля, река, лес. Очень красиво. В этом клубе кроме лошадей, есть маленький зоопарк с кроликами, зайцами, косулями и лисицами. В этот клуб приезжают покататься на лошадях и покормить животных. В выходные дни там много детей. Я был в конюшне. В ней восемь лошадей, есть кладовки со всякими снастями и инструментом. Я подумал, что ты бы мог подружиться с жителями этого клуба. А кладовка вполне бы смогла быть твоим местом обитания. В деревянной конюшне всегда тепло, еды много, опять же природа кругом. Ты это любишь. Как тебе этот вариант?- с надеждой спросил Дмитрий.
-Надо подумать. Это неожиданно. Возможно, раньше домовые жили и в конюшнях. Надо попробовать. А в чем ты меня перевезешь туда? У тебя есть старый башмак? Я соблюдаю свои традиции.
-Башмака старого нет. Есть старые кроссовки, они подойдут?
-Да, времена меняются. Я согласен на кроссовки. Ты должен сказать: « Дорогой хозяин дома, спасибо тебе за верную службу. Пожалуйста, полезай в этот старый башмак, и поедем жить в новый дом»,- серьезно сказал Калюня.

   Дмитрий сделал, как велел ему домовой. Он видел, как Калюня быстро перебрался с печки в предложенный ему один кроссовок.
-Аромат в твоих кроссовках, я тебе скажу, не очень приятный,- зажимая свой нос, сказал домовой.
-Потерпи, мы быстро приедем,- сказал Митя, заводя свой автомобиль.

    Через час они приехали в конно-спортивный клуб « Белая лошадь». Дмитрий направился в конюшню. Кроссовок с Калюней он нес под курткой. Как только они зашли в конюшню, Калюня  вышел из кроссовки, ему не терпелось посмотреть на новое место жительство.
-Не плохо, не плохо. Тепло и светло. Пойду, познакомлюсь с лошадками,- сказал он.
По радостному ржанию лошадей, Митя понял, что знакомство удачно состоялось.
-Ну, как остаешься здесь?- спросил Дмитрий.
-Да. Это мне подходит. Спасибо.
-Я и дочка будем тебя навещать. До свидания, Калюня! Желаю тебе приобрести  новых друзей.

    Митя вышел из конюшни, сел в свою машину и уехал. А Калюня уютно устроился в пустой синей коробке в кладовке конюшни и уснул. Он очень устал в этот день. Ему снился старый деревянный дом, печка, баба Маня и сладкие пироги. И даже во сне он понимал, что все это осталось в прошлом, в светлом и хорошем прошлом. Но он не грустил. Он верил, что сможет выстроить свое будущее  радостным и счастливым.