У истоков промышленного переворота в России

Борис Тебиев
Борис Тебиев
У ИСТОКОВ ПРОМЫШЛЕННОГО ПЕРЕВОРОТА В РОССИИ:
ВРЕМЯ ГРАФА Е.Ф. КАНКРИНА

Рассказывают, что однажды во время разговора с императором Николаем I на каком-то важном приеме придворный острослов светлейший князь А.С. Меншиков, заметив проходившего неподалеку графа Канкрина, как бы невзначай произнес:

- Фокусник идет!
- Какой фокусник? - удивился государь, - это министр финансов.
- Фокусник, - настаивал Меншиков. - Он держит в правой руке золото, в левой - платину: дунет в правую - ассигнации, плюнет в левую - облигации...

Прошло более ста семидесяти лет после смерти Канкрина, а среди историков (российских и зарубежных) не утихают споры - кем же был этот человек: типичным представителем правительственной бюрократии николаевских времен или выдающимся экономистом и финансистом своего времени. Залетным иностранцем, искавшим в России чины и звания, или патриотом страны, которую выбрал для себя в качестве второй, но, пожалуй, главной родины [1, c. 86-112].

Георг Людвиг фон Канкрин родился в немецком городе Ганау (ландграфство Гессен-Кассель) 27 ноября 1774 года. И дед его, и отец были отменными знатоками горного дела, хорошо разбирались в строительстве и архитектуре. Будущему министру и русскому графу не было и девяти лет, когда его отец Франц Людвиг фон Канкрин (1738-1816), автор 9-ти томного сочинения «Первые основания искусства горных и соляных производств» (русский перевод 1785 г.) получил выгодное приглашение из России. Ему было предложено возгласить старейшие в стране соляные прииски в Старой Руссе. Оставшись в Германии, Канкрин-младший получил прекрасное гимназическое образование, а затем и высшее, обучаясь юриспруденции и техническим наукам сначала в Гессенском, а потом в Марбургском университетах. Его служебная карьера началась в 1794 году у герцога Бранденбургского в качестве советника правления.

В 1797 году Георг Людвиг приехал в Россию к отцу и был назначен его помощником в чине коллежского советника. Но вместе работать не получилось. Виной тому строптивый нрав Канкрина-старшего. После этого молодой Канкрин некоторое время работал бухгалтером, а затем секретарем у предпринимателя Абрама Перетца, основателя первой в Петербурге еврейской общины.

В 1803 году способный и перспективный молодой человек, принявший к тому же российское подданство и ставший Егором Францевичем Канкриным, попадает в штат Министерства внутренних дел. Здесь он становится советником экспедиции государственных имуществ по соляному делу. В 1809 году первый существенный взлет в карьере будущего главного финансиста Российской империи. Егор Канкрин назначается инспектором немецких колоний Петербургской губернии в чине статского советника.

Следуя семейной традиции, Егор Канкрин с молодых лет проявил склонность к наукам и сочинительству. Еще в Германии им были написаны работы по архитектуре и даже произведение изящной словесности – социально-критический «роман из теперешней войны за освобождение» «Дагобер». В России увлечением Канкрина становится военное дело и камеральные науки. В 1809 году он пишет и издает в Петербурге на немецком языке работу «Отрывки, касающиеся военного искусства с точки зрения военной философии».

Личность Канкрина и его сочинение обратили на себя внимание состоявшего в ближайшем окружении императора Александра I генерал-майора К. Л. Пфуля, автора «Плана Отечественной войны 1812 года», о котором упоминает в «Войне и мире» Л.Н. Толстой, а также военного министра М.Б. Барклая де Толли. Своеобразной проверкой способностей Канкрина стала подготовленная им записка «О системе и средствах к продовольственному снабжению больших армий». В 1811 году в чине действительного статского советника (штатского генерала) Канкрин назначается помощником генерал-провиантмейстера, ведавшего провиантской частью русской императорской армии. В 1812 году Канкрин генерал-интендант 1-й армии, а в 1813 году - генерал-интендант всей действующей русской армии. Во многом благодаря проявленной им распорядительности русские войска во время боевых действий на своей и чужой территории не испытывали нужды в продовольствии. 30 августа 1815 года Канкрину присваивается звание генерал-лейтенанта, впоследствии, 25 июня 1826 года - генерала от инфантерии.

Важной заслугой Канкрина военного и послевоенного периодов стало его активное участие в коренном реформировании военно-хозяйственных органов. Эти реформы были крайне необходимы России для того, чтобы укрепить армию и флот перед лицом возможных агрессий. Именно в эти годы полевому интендантству впервые была придана более или менее законченная организация. Канкрин являлся активным сторонником соединения всех ветвей военного хозяйства в одно управление и немало сделал практически для решения этой задачи. В качестве генерал-интенданта Канкрин сберег Россию от существенных финансовых потерь. Он блестяще провел расчеты с союзниками, убедительно доказал несостоятельность их финансовых притязаний к России. С чисто немецким педантизмом четыре года генерал-интендант собирал квитанции за фураж для скота, за лес для повозок, за продовольствие и боеприпасы. Это было его оружием - бумаги, квитанции, чеки. Он был профессиональным бухгалтером-экономистом - и свято исполнял свои функциональные обязанности.

Завершенная в 1826 году Государственным контролем ревизия книг и отчетов полевого Интендантского управления за период 1812–1817 годов показала, что Канкрин, обеспечивая полноценное снабжение солдат, сумел сэкономить за годы войны фантастическую цифру в 23.867.208 руб. 88 коп., Контактируя с иностранными державами-кредиторами России, Канкрин сумел урезать их требования на 81.631.771 руб. 67 коп. То есть без Канкрина наполеоновские войны обошлись бы русскому народу на 100 млн рублей дороже [2].

Государственный ум, политическая дальнозоркость и человеколюбие Канкрина в полной мере проявились в 1816 году. В составленном им по личному распоряжению императора Александра I документе «Разыскание о происхождении и отмене крепостного права или зависимости земледельцев, в особенности в России» Канкрин предстает как убежденный противник всех форм эксплуатации человека человеком [3, с. 102-104].  К ним он относил не только русское крепостничество, но и плантаторское рабство, положение английских рабочих и пролетариев, ирландских крестьян.  Разработанная Канкриным поэтапная программа освобождения крестьян от крепостной зависимости предусматривала серию государственных мероприятий, позволявших к середине столетия не только сделать русских крестьян лично свободными, но и материально обеспеченными в гораздо большей степени, чем это смогла сделать крестьянская реформа его ученика «царя-освободителя» Александра II. Канкрин вернулся к вопросу о крепостном праве в своей последней работе (1845 г.), где писал, что свобода крестьянина без владения землей хуже, чем крепостная зависимость[3].

В конце 1810-х начале 1820-х годов по причине происков недоброжелателей Канкрин на какое-то время оказался удаленным от государственных дел и лишь числился членом Военного совета. Однако время забвения не прошло для Канкрина бесследно. Он вновь увлеченно занимается научной работой. В 1820-1823 годах Канкрин работает над книгой «О военной экономике во время войны и мира» и анонимно издает ее в Петербурге.

В 1821 году в Мюнхене Канкрин также анонимно выпускает книгу «Мировое богатство, национальное богатство и экономика страны».В этой работе Канкрин излагает собственную программу управления государственными финансами. Он, в частности, пишет: «Надо чуждаться крайностей, избегая четырех великих апокалипсических зверей: понижения достоинства монеты, бумажных денег, чрезмерных государственных долгов и искусственного накопления торгового капитала, и приводить в строгое соответствие расходы с естественными доходами, стремясь увеличить последние путем поощрения народного труда, порядком и хорошим управлением и только в крайнем случае прибегая к умеренным займам, чтобы их погашать при первой же возможности».

В 1822 году император Александр I вспоминает о Канкрине. Опальный генерал был введен в состав Государственного совета, а 22 апреля 1823 году назначен министром финансов. Кстати, эту должность министра Канкрину еще в 1813 году прочил выдающийся реформатор М.М.Сперанский, утверждавший: «…Нет у нас, во всем государстве человека, способнее Канкрина быть министром финансов». 

Образованное 8 сентября 1802 года в соответствие с Манифестом Александра I об учреждении министерств, Министерство финансов рассматриваемого периода представляло из себя центральное государственное учреждение с весьма широкими функциями. Оно ведало управлением всеми источниками государственных доходов: государственными имуществами (землями, оброчными статьями, имениями и др.); горной и соляной частью; промышленностью и внутренней торговлей; внешней торговлей; таможнями, податями, пошлинами и сборами; акцизами, таможенными и железнодорожными тарифами; бюджетной частью; приходом, расходом и хранением государственных средств, кассовой частью, производством ревизии кассовых учреждений; переводом капиталов за границу; государственными кредитными учреждениями и другим [4, с. 108,109].
 
На посту имперского министра финансов Канкрин сменил бездарного и чопорного графа Д.А. Гурьева. Во время службы в Министерстве финансов с особой степени проявились такие качества Канкрина, как решительность, высокая работоспособность, собранность и деловитость. По воспоминаниям современников он трудился по 15 часов в сутки, был одарен драгоценной способностью быстро и верно решать самые сложные и тонкие вопросы. Служа делу, а не лицам, Канкрин был чужд всякого рода интригам и служебным церемониям, беспощадно боролся с процветавшей в чиновничьей среде коррупцией и всякого рода злоупотреблениями. «Новый министр начал с очищения своего ведомства от накопившихся осадков прежнего времени: лихоимства и злоупотреблений, – писал о Канкрине его современник О.А. Пржеславский. – Удаление недостойных чиновников и несколько примеров строго наказания показали служащим по министерству, что благое гурьевское время миновало безвозвратно».

Многим это было не по душе. Ведь коррупция настолько проникла во все поры государственного управления, что считалась явлением не только неизбежным, но и способом ускорения решения различных вопросов управления, а также определенной формой компенсации низкого жалованья государственных служащих.

Назначение Канкрина на ключевую государственную должность было встречено в обществе неоднозначно. Высказывались опасения, что новый министр не справится и разорит Россию. Но вышло по-другому. Как в области отечественных финансов, так и во многих других сферах экономической жизни империи успехи Канкрина оказались весьма примечательными. В 1829 году Канкрин был возведен в графское достоинство. Его деятельность на благо государства в разные годы была отмечена высшими наградами Российской империи. В конечном итоге многими историками он был признан лучшим российским министром финансов XIX столетия. Канкрин способствовал существенному оживлению деловой жизни России, укреплению  ее позиций в сфере международных экономических отношений.
 
Говоря по-русски с сильным немецким акцентом, Канкрин всей душой болел за интересы России. Ироничный и прямой он был одним из немногих государственных деятелей империи, которые не только понимали необходимость модернизации и индустриализации страны, но и знали какими методами и средствами этого можно добиться. Безусловно знакомый с либеральным учением Адама Смита и Давида Рикардо, теорией фритредерства, Канкрин тяготел к немецкой исторической школе в экономических науках. Недаром некоторые исследователи называли его «русским Ф. Листом».
 
В течение 13-летнего министерства Гурьева российские финансы все более и более расстраивались. Государственный долг России постоянно рос. Финансовая система империи деградировала. Падали сельскохозяйственное и промышленное производство, сокращались объемы внешней торговли.
 
В основу деятельности Министерства финансов Канкрин положил принципы, изложенные в его анонимных работах. Прежде всего, необходимо было предотвратить катастрофическое падение рубля, вызванное бесконтрольным введением в оборот бумажных денег – ассигнаций, начавшееся еще в екатерининскую эпоху. В 1796 году из 158 млн рублей в ассигнациях замещались в обращении металлической монетой только 32 млн рублей. В результате в Российской империи стали ходить два рубля: серебряный, обеспеченный запасами драгметалла в казне и равный 100 серебряным копейкам, и ассигнационный рубль, равный 100 медным копейкам. Курс последнего постоянно снижался. Начавшаяся в 1805 году эмиссия бумажных денег, связанная с началом Наполеоновских войн, обесценила бумажный рубль до 20 копеек металлического. Такое падение курса встревожило русское общество. Началась политика сокращения расходов. С 1817 года происходило систематическое уничтожение части ассигнаций, поскольку наряду с нормальными в стране находились в обращении труднораспознаваемые фальшивые ассигнации, выпущенные  Наполеоном накануне вторжения в Россию для подрыва российской экономики. К 1823 году количество ассигнаций в России уменьшилось с 826 до 595,8 миллионов. С 1 января 1824 года и до начала 1843 года, благодаря усилиям Канкрина, количество ассигнаций в обращении ни разу не менялось, оставаясь в пределах указанной суммы  [5, c. 16]. Это позволило приступить к приведению в порядок монетной системы. Для этого понадобилось «переложить все доходы и обязательства государства на серебро» на основании указа от 1 июня 1830 года об установлении серебряного рубля государственной платежной монетой. Оставшиеся бумажные деньги в 1843 году были девальвированы и превращены в кредитные билеты. По свидетельству известного историка А.А. Корнилова к 1830-м годам репутация русских финансов под управлением Канкрина улучшилась настолько, что бумаги русские на заграничных рынках котировались постоянно альпари, чего ранее никогда не было  [6, c. 170,171].
 
Таким образом, утвердившийся в России в результате денежной реформы графа Канкрина серебряный монометаллизм, положил конец выпуску ассигнаций с постоянным колебанием курса. Это в полной мере отвечало интересам развития отечественной промышленности и торговли, которые испытывали постоянную потребность в твердой валюте. Созданная Канкриным денежная система, при которой бумажные деньги разменивались на серебро и золото, успешно действовала вплоть да начала крайне разорительной для российской казны Восточной (Крымской) войны 1853-1856 годов.
Укрощая «великих апокалипсических зверей», Канкрин добился принятия в 1826 году высочайшего  указа императора Николая I, согласно которому золотая, серебряная и медная монета, имевшая в народе хождение в период царствования Александра I, не обесценилась, а осталась такой же по весу, пробе, величине и наружному виду.
Исключением было лишь то, что на николаевской серебряной монете всех достоинств стали изображать летучего орла с распущенными крыльями[7].
 
Уже через год после назначения министром финансов Канкрин сумел обуздать бюджетный дефицит. Ему удалось извлечь выгоду из курсовой разницы при внешнеторговых сделках России, предотвратить финансовый кризис, избежать ненужных кредитов, ежегодно сокращать бюджетный дефицит, провести полезную денежную реформу. Понимая, что экономия сродни созиданию, Канкрин обратил внимание на непроизводительные расходы министерств и ведомств. Так бюджет Военного министерства был урезан на 20 млн рублей, бюджет Министерства финансов — на 24 млн рублей. Только за первые годы правления Канкрин сэкономил государству 160 млн рублей. К 1836 году Канкрин добился установления нормальной (т.е. сбалансированной) сметы государственных расходов.

Продуманностью и последовательностью отличалась налоговая политика министра Канкрина. За время управления Канкрина сумма прямых налогов была увеличена на 10 млн рублей серебром путём привлечения инородцев к платежу подушной подати и пересмотра налога на право торговли. В 1842 году увеличен был гербовый сбор. При Канкрине был введён акциз на табак.
 
Важным нововведение стало обращение состоявших с 1818 года  в казенном управлении питейных сборов в частное откупное содержание. Взамен государственной монополии  на продажу вина, понизившей казенные сборы и оказывавшей деморализующее влияние на чиновничество, Канкрин ввёл откупную систему, в финансовом отношении выгодную для государства. Отправной точкой перемен стал  Указ Николая I Правительствующему Сенату  от 14 июля 1826 года  «О торгах на питейный откуп в 29 Великороссийских губерниях» [8].  Отметим, что в дальнейшем, полученные крупнейшими русскими откупщиками в результате откупной деятельности существенные денежные средства, с отменой в 1861-1862 годах откупов, были инвестированы в отечественное промышленное производство, железнодорожное строительство, банковское дело. Так поступили, например, купцы-миллионщики Д.Е. Бенардаки, В.А. Кокорев, Е.Г. Гинцбург.

Канкрин последовательно выступал за оптимизацию налогообложения предпринимательской деятельности, расширение льгот для различных видов полезной деятельности. Так, 11 июля 1826 года был принят закон «О допущении некоторых облегчений по части гильдейских повинностей» [9]. Согласно этому документу за свидетельства купцов 3-й гильдии, например, во всех уездных и заштатных городах и в местечках (кроме портовых городов), в губерниях не причисленных к льготным, с 1 января 1827 года стало взиматься, вместо 220, 150  рублей, а в льготных губерниях, вместо 132, 100 рублей. За крестьянские свидетельства 3-го разряда, вместо 400, стали взимать 300 рублей. С 80 до 50 рублей уменьшилась стоимость прикащичьих свидетельств.  Этим же законом облегчались покупка и продажа ярмарочных мест, перемещение купцов из одного города в другой «по торговым соображениям», отменялась принудительная запись в гильдии дворян, владевших фабриками и заводами в городах.
 
8 января 1830 года был принят закон «О доставлении казенным поселянам новых способов для усовершенствования сельского хозяйства и усиления промышленности» [10]. В основу закона были положены разработанные Министерством финансов правила, дозволявшие казенным поселянам на отведенных селениям общественных землях разводить фруктовые сады, виноградники, тутовые рощи, рассадники лесных деревьев, огороды для красильных растений и прочего, без всякого платежа казне или мирскому обществу, а с платежом устраивать разные заведения, мельницы, фабрики и прочее.
 
Для пополнения предпринимательского корпуса за счет инициативных работников из числа крепостных законом от 7 июля 1831 года Министерство финансов получило право входить в Правительствующий сенат с представлениями об увольнении фабричных рабочих и мастеровых для записи их в купечество или мещанство [11]. Появлению этого закона предшествовал конкретный прецедент – обращение к министру финансов владельцев Ярославской большой мануфактуры Яковлевых с прошением уволить из мануфактуры для вступления в купечество два семейства посессионных крестьян Захаровых и Чекаловых, ведущих самостоятельное предпринимательство.
 
Подобного рода мероприятия, являясь частью торгово-промышленной политики министерства Канкрина, работали на перспективу, создавали благоприятные условия для вступления России в эпоху промышленного переворота.   

11 июля 1828 года по инициативе Канкрина при Департаменте мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов был учрежден особый Мануфактурный совет, призванный способствовать развитию в стране мануфактурной промышленности [12]. В состав совета входили представители владельцев крупных предприятий как дворянского, так и купеческого сословий, а также представители науки (профессора химии, механики и технологии), чиновники министерства финансов.  Мануфактурный совет располагал сетью провинциальных отделов, самый крупный из которых находился в Москве.

В ноябре 1828 года по инициативе Канкрина в Петербурге был основан Практический технологический институт. Целью нового учебного заведения состояла в том, «чтобы приготовить людей, имеющих достаточные теоретические и практические познания для управления фабриками или отдельными частями оных».

В 1824 году при Министерстве финансов была учреждена особая канцелярия по кредитной части, а в 1829 году созданы Коммерческий совет, а также особой институт русских коммерческих агентов (корреспондентов) за границей, просуществовавший до 1911 года. В задачу агентов входил сбор сведений об улучшениях в фабричной, заводской и ремесленной промышленности в главных европейских центрах. Эти данные использовались для технического усовершенствования отечественного производства и финансового оздоровления страны.
За период министерства Канкрина существенно улучшился торговый баланс страны. С 1823 по 1844 год таможенный доход России вырос с 11 до 26 млн рублей [13, c. 67].

Под защитой высоких таможенных пошлин Россия сделала существенный рывок в своем промышленном развитии. Так, установленная таможенным тарифом 1826 года высокая пошлина на ввозимый иностранный сахар дала существенный импульс развитию отечественного сахарного производства. К 1844 году в России насчитывалось 206 сахарных заводов общей производительностью 484 тыс. пудов, а к середине века свыше 300 с производством более 900 тыс. пудов сахарного песка [14, c. 533]. В заградительных таможенных пошлинах Канкрин видел не только средство покровительства русской промышленности, но также и способ получения дохода с привилегированных сословий, свободных от прямых налогов.
 
При Е.Ф. Канкрине более четкую организацию получила биржевая торговля. В 1831 году принимается «Положение о биржевых маклерах, гоф-маклерах, аукционистах, нотариусах, корабельных маклерах, диспашерах и о Биржевом Комитете для надзора за благочинием биржевых собраний при С.-Петербургском порте», а в 1832 году высочайше утверждается Устав Санкт-Петербургской биржи, составленный биржевым старшиной К.И. Мейснером. Инициатива в разработке и принятии этих документов принадлежала Канкрину. Именно по указанию министра финансов был утвержден и первый в России Биржевой совет [15, c. 37]. В Уставе 1832 года биржа определялась как «общее собрание принадлежащих к торговому сословию лиц, которые собираются в одном месте для удобства взаимных сношений и сделок по всем оборотам торговли и промышленности». По сравнению с некоторыми западными биржами, например, действовавшими во Франции, Петербургскую биржу можно считать в значительной степени «вольной».

Позитивные сдвиги происходили в сельском хозяйстве. В некоторых районах империи (Южная Украина, Область Войска Донского, Нижнее Поволжье), где крепостные порядки фактически не действовали, стали появляться сельские хозяйства фермерского типа, в которых использовался труд наемных работников.
 
Период министерства Канкрина характеризовался упрочением жизнеспособности крупной индустрии, ее развитием на общих началах капиталистической конкуренции. Этому во многом способствовало существенное сокращение принудительного крепостного труда и замена его вольнонаемным трудом. В 1839 году Канкриным был внесен в Государственный совет проект постепенной ликвидации в России посессионных фабрик, использовавших крепостной труд.18 июня 1840 года на основе министерского проекта был принят закон, подписанный императором Николаем I. В соответствие с этим законом в 1840-1850 годах, по инициативе правительства, было закрыто более 100 посессионных фабрик. К 1851 году количество посессионных крестьян сократилось до 12-13 тысяч, в то время как к началу XIX века их число превышало 300 тысяч человек.

Параллельно с этим шел процесс освобождения частных предприятий от государственной опеки в виде привилегий и казенных заказов, бюрократической регламентации и фискальных ограничений производства.
 
Протекционистская политика Канкрина, его усилия по развитию отечественного производства привели к подъему фабричного производства целого ряда отраслей. Если в 1825 году в России действовало 484 хлопчатобумажные фабрики с 47 тыс. работающих, то к середине века 536 фабрик с 110 тыс. работающих [14]. За это же время поднялось и суконное производство, а также продемонстрировали рост отрасли обрабатывающей промышленности.

На фоне развития промышленности и торговли наблюдалась устойчивая тенденция роста городов и городского населения империи. Если в 1825 году в России насчитывалось 496 городов, то в 1860-е годы - 595 городов. С 1825 года по 1858 год доля городского населения выросла более чем в 2 раза — с 4,5 % до 9,2% всего населения империи [16, c. 274, 275].

Серьезную озабоченность Канкрина с первых шагов его министерской деятельности вызывало состояние горной промышленности России, ее кадровый потенциал [17, c.137-142]. По его мнению, горный промысел являлся «главной отраслью производительности». Анализируя состояние казенных и частных горных заводов, Канкрин неоднократно отмечал их устарелое устройство и отсутствие высококвалифицированных кадров управленцев и служащих. В 1824 году при министерском Департаменте горных и соляных дел был образован особый Комитет для пересмотра Горного положения 1807 года, и в первую очередь изменения системы управления казенными горными заводами. 21 марта 1825 года был образован Ученый комитет по горной и соляной части. В его обязанности входило рассмотрение проектов и предположений об изменениях и улучшениях по технической части, а также издание «Горного журнала».
 
Законом 1 января 1834 года в России была изменена структура органов управления горным делом. По примеру Франции для руководства горным, монетным и соляным производством из дипломированных специалистов был создан военизированный Корпус горных инженеров. Причисление горных чинов к военным давало им определенные служебные преимущества, способствовало притоку в отрасль молодых представителей привилегированных сословий. Как министр финансов Канкрин был назначен главноуправляющим корпусом. Под его началом трудились 320 человек, в том числе 9 генералов, 16 полковников, 20 подполковников, 36 майоров, 48 капитанов.

В том же 1834 году при Петербургском технологическом институте была учреждена Горная техническая школа, готовившая горных механиков для  Корпуса горных инженеров. В 1842 году там же открылась пробирная школа. Созданный еще во времена Екатерины II и находившийся в  подчинении Министерства финансов Горный кадетский корпус был преобразован в Институт Корпуса горных инженеров. Он также получил военное устройство и предназначался не только для образования сведущих инженеров и чиновников для горной службы, но вместе с тем и «для усиления общих способов образования». Преподавательский состав Института был улучшен. По части общей и воинского устройства Институт подчинялся начальнику Штаба Корпуса горных инженеров. Хозяйственные дела учебного заведения находились в компетенции Департамента горных и соляных дел. Горные учебные заведения на заводах были «улучшены или учреждены вновь». В 1840 году на Урале были впервые созданы «женские школы».
 
Держа под постоянным контролем вопросы развития горной науки и образования, Канкрин стремился к тому, чтобы «через действия горной части русские ученые по естественным наукам вступили в сословие европейских ученых».

Борясь с застойными явлениями в области горной металлургии, Канкрин стремился в первую очередь обеспечить непрерывность и устойчивость работы горно-металлургических предприятий. Согласно одному из докладов министра финансов Николаю I ведение дел с частными заводами представляло самую неприятную обязанность министерства. Причины же упадка отрасли Канкрин видел не в сокращении спроса на русское железо и медь, а в нерадивом отношении заводчиков к своим обязанностям, их предпочтении жить в столицах, а не на местах производства. На решение этой задачи отчасти был направлен  ряд законодательных актов. В частности, разрешалось в случае необходимости учреждение на частных заводах казенного управления, облегчались опись и оценка заводов для публичной продажи, а также способы распоряжения ими в случае перехода по наследству или продажи.

Что же касается казенных горно-металлургических предприятий, то Канкрин последовательно выступал за их расширение и укрепление. При этом противникам государственного предпринимательства в данной области Канкрин указывал на опыт Англии, где наряду с частными предприятиями успешно развивались и государственные. «Казенные заводы, - отмечал Канкрин, -  служат не столько для прибылей, как для независимости армии и флота в некоторых потребностях первой необходимости. Но как снаряды требуются в таком совершенстве, как нигде, а пушки чугунные, разного рода железо и изделия из оного, также белое (холодное - Б.Т.) оружие, должны быть высшего достоинства, то все сие, совокупно с издержками казенного управления, делает их довольно дорогими. Однако, наверное, можно сказать, что если все сии потребности и можно было получить дешевле с частных заводов, но далеко не такого высокого…» [17, с.142].
 
Падение горно-металлургического производства было приостановлено. Если в 1830 году в России было произведено 7,137 тыс. пудов чугуна, то в 1850 году 13, 664 тыс. пудов [18, с. 223]. Однако потребности страны в металле были куда более значительнее, особенно в связи с развернувшимся железнодорожным строительством.
 
В 1836 году в России было принято акционерное законодательство [19]. Законом от 6 декабря вводилось единообразие в учреждении и структуре акционерных обществ. Закон был призван, с одной стороны, обеспечить свободное развитие всех ветвей российской промышленности, а, с другой стороны, по возможности оградить общество от «последствий легкомыслия необдуманной предприимчивости».
 
Канкрину принадлежала большая заслуга в организации геологических исследований в России. По его приглашению в страну постоянно приезжали  известные иностранные естествоиспытатели. В их числе был знаменитый немецкий ученый Александр Гумбольдт (1769-1859). В 1829 году основатель современной физической географии совершил обстоятельную поездку по России с геологическим изысканиям и осмотром месторождений железных и золотоносных руд, самородной платины, малахита. В течение нескольких лет Канкрин вел с Гумбольдтом деловую переписку. В числе обсуждавшихся в ходе переписки вопросов был вопрос о целесообразности введения в России платиновой монеты [20].

Исследования Гумбольдта положили начало широким изыскательским работам по многим направлениям. В дальнейшем по поручению Министерства финансов систематически стали снаряжаться экспедиции в различные районы страны и горные округа. В своем «Обзоре» 1843 года Канкрин упоминает о командировании чиновников и специалистов в Закавказье, Западные и Остзейские губернии, Поморский край, южные провинции, поволжские места, к вершинам Абалани и Чулишмани по Китайской границе, на сибирские золотые промыслы и в разные другие места.

Особое значение для экономики России имела разведка и разработка месторождений каменного угля и золотодобыча. Приоритетное значение приобретает разработка каменноугольных месторождений в южных районах страны, где отсутствовали леса. Расходы по разведке угля казна взяла на себя. С 1829 года разработка угля на казенных землях была разрешена всем желающим. В 1832 году на Луганском заводе начаты опыты плавки чугуна на каменном угле. Вместе с тем частным горным заводам было предписано принять меры к сбережению лесов (1838 г.).

В начале 1830-х годов в связи с открытием новых месторождений золота, крайне необходимого для российской казны в качестве «денежного металла», Министерство финансов принимает важные шаги по регламентации золотодобычи. 11 декабря 1831 года были высочайше утверждены разработанные министерством «Правила для отвращения и разрешения споров между искателями золотосодержащих россыпей в Сибири» [21], которые вносили коррективы в Проект Горного положения 1806 года. Правила устанавливали особый порядок заявок и отвода участков. В 1833 году для надзора за золотым промыслом учреждена должность горного ревизора, обязанностью которого было следить за исполнением золотоискателями установленных правил, а также за продовольствием и лечением хозяевами рабочих и поведением последних.

Продолжавшееся развитие золотопромышленности побудило вскоре произвести полный пересмотр законоположений, касавшихся разработки золота, следствием чего явилось утвержденное 30 апреля 1838 года «Положение о частных золотых промыслах в Сибири» [22]. Положение более точно определило права и обязанности золотопромышленников, условия составления товариществ, порядок найма и содержания рабочих. Были установлены жесткие меры по прекращению тайной торговли золотом, похищенным с частных промыслов. Широкое распространение нелегальной торговли золотом крайне отрицательно влияло на всю отечественную золотопромышленность. Чиновники в районах золотодобычи даже ставили вопрос о запрещении производства старательных работ на частных золотых промыслах. Однако Министерство финансов находило эти предложения малопродуктивными. Было предложено вести старательные работы исключительно артелями в составе не менее 10 человек, что снижало утайку золота старателями. Всего за время пребывания графа Канкрина во главе Министерства финансов добыча золота в России выросла с 69 пудов в 1823 году до 1130 пудов в 1845 году.

Одну из главных забот Министерства финансов составляло активное внедрение на российских предприятиях машинной техники – паровых двигателей и системы рабочих машин, другого современного оборудования. Начало этому процессу было положено в 1830-е годы. Перестройке на новых технических принципах подверглось, прежде всего, хлопчатобумажное производство. После 1842 года в Россию хлынул поток передовой английской техники: набивных, ткацких и прядильных станков. Это способствовало дальнейшему формированию в стране крупных капиталистических фабрик, существенному повышению качества рабочей силы.

Поощряя усилия в этой сфере частных предпринимателей, Министерство финансов постоянно командировало за свой счет за границу молодых инженеров и техников, а также приглашало в Россию для консультаций зарубежных ученых и специалистов. В результате активного внедрения на отечественных предприятиях машинной техники в целом по империи с 1825 по 1863 год годовая выработка продукции русской промышленности на одного рабочего выросла в 3 раза, в то время как в предыдущий период она не только не росла, но даже снижалась [23, с. 426, 427].
Предметом постоянной заботы министерства Канкрина являлось качество российских изделий. Важное значение при этом придавалось всякого рода промышленным выставкам. В 1828-1830 годах выставки изделий русских фабрик были учреждены в Петербурге и Москве.

5 февраля 1830 года было принято разработанное Министерством финансов «Положение о клеймении изделий Российских фабрик» [24], призванное, с одной стороны, ликвидировать противоречия в ранее принятых по этому вопросу государственных документах, а, с другой – повысить ответственность производителей за выпускаемые изделия, повысить качество таможенного надзора за передвижением товаров. Клеймение или неклеймение фабричных и мануфактурных изделий предоставлялось владельцам предприятий. Однако на клейменные изделия российского производства, подлежащие экспорту, устанавливались определенные льготы и преимущества.
 
Одна из важнейших страниц в биографии  министра финансов Канкрина – его деятельность в 1838 году в качестве преподавателя теории и практики финансов наследнику российского престола великому князю Александру Николаевичу, будущему императору Александру II. Разработав для своего царственного ученика оригинальный  учебный курс, Канкрин , наряду с внутренними правилами финансового управления,  вложил в него целый ряд морально-этических  размышлений и максим, полезных для правителя такой  великой  как Россия.  Вот некоторые из них. Сегодня они звучат столь же актуально,  как 180 лет назад:

•Коренное условие доброго финансового управления —  содействовать благосостоянию народа разными учреждениями, облегчениями и прочим.
•Богатый народ может давать и большие доходы, а вымогать оные у бедного значит срубить дерево для получения плодов.
•Удобнее, избегая новых налогов, улучшать существующие, ибо новые налоги могут быть хуже старых.
•Должно иметь в виду некоторое постепенное умножение доходов, ибо расходы обыкновенно из года в год усиливаются; истинно полезные и умножающие народное богатство расходы должны быть покрываемы.
•Дефициты должны быть отвращаемы сокращением расходов, а к умножению налогов следует  приступать по одной крайности.
•Не приступать к большим переменам для выгод незначительных или неверных и не следовать путям сомнительным.
•В случаях чрезвычайных надо поступать с решимостью, не вовлекаясь в полумеры.
•Вернейшая порука внутреннего спокойствия государств и сильнейшее оружие против беспокойного духа века есть умеренность в налогах и вообще хорошее управление, соединяющее частные интересы с интересом общим.
•Важно заботиться чтобы текущие дела шли скоро и исправно, а важные не были решаемы скороспешно и неосновательно, и чтобы во всем была исправная отчетность.

Министерская карьера графа Егора Францевича Канкрина завершилась в 1844 году уходом в отставку по состоянию здоровья. 25 сентября 1845 года его не стало. Время Канкрина кончилось, но осталось его научное и литературное наследие, которое до настоящего времени еще по-настоящему не изучено и не оценено российскими учеными-экономистами, государственниками и политиками.

ЛИТЕРАТУРА
1. Мондэй К. Национальная идентичность и экономическая наука: Е.Ф. Канкрин в русском общественном сознании // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014. Сер. 5 Вып. 3.
2. Родионов М. 240 лет со дня рождения Е.Ф. Канкрина [Электронный ресурс]. // Библиотека банковского дела. http// www.bbdoc.ru / (дата обращения: 20.08.2017).
3. Ружицкая И.В. Е.Ф. Канкрин и крестьянский вопрос в России // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л.И. Бородкина. Вып. 6. М., 2001.
4. Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. Т.2. Центральные государственные учреждения. СПб.: Наука, 2001.
5. Кашкаров М. Денежное обращение в России. Историко-статистическое исследование. Т. 1. СПб., 1898.
6. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993. 
7. Об оставлении золотой, серебряной и медной монеты в весе, пробе, величине и наружном виде той же самой, какая обращалась в минувшее Царствование //  Полное собрание законов Российской империи (далее ПСЗРИ). Собр.2. Т. 1. №  457.
8. О торгах на питеи;ныи; откуп в 29 великороссии;ских губерниях // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 1. № 467.
9. О допущении некоторых облегчений по части гильдейских повинностей // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 1. № 458.
10. О доставлении казенным поселянам новых способов для усовершенствования сельского хозяйства и усиления промышленности // ПСЗРИ. Собр. 2. Т.5.  № 3410.
11. Высочайше утвержденное положение Комитета министров, объявленное Сенату министром финансов, – «О предоставлении ему власти входить с представлениями в Сенат об увольнении фабричных для записки в купечество или мещанство» // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 6. № 4687.
12. Об учреждении при Департаменте мануфактур и внутренней торговли Мануфактурного совета // ПСЗРИ. Собр. 2. Т.3. № 2146.
13. Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России с времен Петра Великого до наших дней. Пер. с нем. СПб.,1909.
14. Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. Т. 1. Докапиталистические формации. М.: ОГИЗ – Госполитиздат, 1947.
15. Тебиев Б.К., Щербинин С.С. История Биржи в России. 1703-1914 гг. М.: МПА-Пресс, 2011. С. 37.
16. Рожков Н. Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики) Л.; М., 1926—1928. Т. 10.
17. Шепелёв Л.Е. Горное дело и власть в России в первой трети XIX века // Финансы и бизнес. 2006. № 4.
18. Шульце-Геверниц Г. Очерки общественного хозяйства и экономической политики России. С предисл. П. Струве. СПб., 1901.
19. Высочайше утвержденное положение о компаниях на акциях// ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 11. Отд. 2. № 9763.
20. Локерман А.А. Рассказ о самых стойких. М.: Знание, 1982.
21. О правила для отвращения и разрешения споров между искателями золотосодержащих россыпей в Сибири // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 6. № 5008.
22. Высочайше утвержденное положение о частной золотопромышленности на казенных землях Сибири // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 13. № 11188.
23. Струмилин С. Г. Очерки экономической истории России. М., 1960.
24. Высочайше утвержденное Положение о клеймении изделий Российских фабрик // ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 5. № 3467.