Индейцы племени тонкава и Техас 1800-1855

Григорий Коротков
ТОНКАВА И  ТЕХАС
Мир с Техасом – Плам-Крик 1840- Вождь Пласидо – Путь Белых
-----------------------------------
 B конце восемнадцатого века и первых десятилетий девятнадцатого века, тонкава постепенно передвинулись на юг, теснимые команчами и вичита (Ньюкомб 1993:28 ).
    В 1805 тoнкавa бродили между реками Тринити и Колорадо, примерно 200 мужчин этого племени описаны как хорошие охотники, которые охотились в основном на бизонов и оленей. Они использовали лук и были прекрасными наездниками. Их отношения с испанцами, видимо были попеременно дружественными и враждебными, а их экономика по-прежнему базировалась на сборе дикорастущих плодов и охоте. Они описаны как физически сильные, спортивные люди. (Sibley, 1832, p. 723.)
    Два года спустя, в то время когда испанцы, взявшие в плен Зебулона Монтгомери Пайка, сопровождали его через Техас вдоль дороги Сан-Антонио, он стал первым американцем, который встретил и описал тонкава. 16 июня 1807 он наблюдал несколько этих индейцев недалеко от маленького испанского поста на реке Колорадо. На следующий день Пайк посетил большой лагерь, состоявший из более чем сорока палаток. Он описал их следующим образом:
    Tancards (тонкава) являются нацией индейцев, которые бродят по берегам Красной реки (Колорадо), и насчитывают 600 крепких мужчин. Они следуют за буйволами и дикими лошадьми, и ведут торговлю с испанцами. Воин тонкава вооружен луком, стрелами и пикой. Они двигаются хаотично и не ограничены какой-то определённой территорией. Это высокие, красивые люди, в их разговоре присутствует своеобразное кудахтанье, и выражается многообразие жестов, больше чем у всех других дикарей, которых я когда-либо посещал: и действительно, в понимании языка не добился большого прогресса. Они жалуются, что испанцы чаще всего относятся к ним плохо; крайне бедны, и за исключением Appaches (апачей), являются самыми независимыми индейцами, с которыми мы столкнулись на испанских территориях. Они обладают большими табунами лошадей. (Jackson, 1966, стр. 79.)
    Самуэль Давенпорт в отчете 1809 года об индейских народах внутренних провинций Мексики заявил, что Tancahua (тонкава) кочуют между реками Бразос и Сан-Маркос, выше и ниже Камино Реал(Camino Real). Он оценил их население в 250 мужчин со своими семьями. Они охотились на оленей и бизонов, надолго нигде не задерживаясь. Давенпорт также отметил, что обычно тонкава образуют две группы. (Davenport, 1809, стр. 204.)
    Между 1809 и 1820 годами тонкава кочевали по среднему и нижнему течению рек Гваделупе, Колорадо и Бразос. В 1820 появляются два утверждения, оценивающие их военное мастерство. Одним из них является документ без подписи и даты, прилагавшийся к апрельской бумаге 1820 года, хранящейся в территориальных архивах Арканзаса. В этом документе указано, что «Тонкава..., считаются наилучшими экспертами в огнестрельном оружии, и они воинственнее индейцев любой из провинций Техаса». (U.S. Territorial Papers, 1820 p. 198.) Другое одинаково сильное заявление утверждает, что «они не так воинственны, как другие индейцы (команчи и липан)....» Это не говорит о том, что они избегают сражений или им не хватает отваги, но они «ленивее и хитрей», чем команчи и липаны. (Падилья, 1919, стр. 56.)

    В 1819 году Падилья сообщал, что они часто кочуют в пределах рек Гваделупе, Сан-Маркос, Колорадо и Бразос. К началу девятнадцатого века, тонкава всё чаще встречались вдоль восточных и южных окраин Плато-Эдуардс в компании с липан-апачами. В период Республики Техас, тонкава «служили в качестве ценных разведчиков и способных бойцов за англо- техасцев, они также служили ударными частями в диверсионной войне между англо-техасцами и их индейскими врагами»(Himmel 1999:83). Военная помощь тонкава не помешала сокращению их общей территории на реке Колорадо в центральной части штата, но всё же они получали определенную защиту и помощь, что повысило их способность к выживанию при вхождении Техаса в США.
    Вождь Пласидо пришел к власти среди тoнкава, после «Экспедиции Лонга» в Техас - в 1819 году. Воины из нескольких племен, в том числе Пласидо и его тонкава, выступили вместе с Джеймсом Лонгом и в сражениях с испанской армией получили лошадей, другое награбленное и скальпы. После того как в 1823 году умер КАРИТА(Carita – с исп. –«Личико») - видный лидер тонкава, Пласидо был избран вождями и старейшинами в качестве  главного вождя своего народа.
    Пласидо родился сыном вождя тонкава и женщины  пленницы - рабыни из команчей. Хотя его мать происходила из команчей, это не помешало ему стать самым большим их врагом в Техасе. Пласидо, известный на его родном языке, как Ха-шу-ка-па («ЕГО НЕЛЬЗЯ УБИТЬ»), стал последним крупным вождём индейцев тонкава. Ожесточившиеся тонкава стали большими друзьями белых поселенцев Техаса, помогая им сражаться против всех своих врагов.
    Поселения американских колонистов в Техасе коренным образом изменили жизнь тонкава. Начиная с 1820-х годов и в течение следующих тридцати лет в тонкава, как и другие племена Teхаса, все больше и больше ограничивались в своем передвижении на традиционных землях, а в конце 1850-х их вообще удалили из Техаса.
    Когда Стивен Ф. Остин и его группа в 1822 году прибыли в Техас, они обнаружили лагерь тонкава, расположившийся вдоль западного берега реки Бразос в районе нынешнего округа Вашингтон. Отношения между этими индейцами и вновь прибывшими белыми соседями были иногда душевными, а иногда напряженными. Осенью 1823 Остин в письме к Луциану Гарсиа, губернатору и политической главе Техаса, заявил, что:
    Группа индейцев Tancahue (тонкава) в середине прошлого сентября появилась на этой реке, и украла у наших граждан коней, несколько из них очень ценной американской породы. В то же время другая группа той же нации пошла вниз по реке, где поселенцы живут очень разбросанно, и под угрозой убийства заставили их дать им кукурузу и т.д. и т.п. (Barker, 1922a, p. 702.)
    Остин сообщает, что он выступил против тонкава и заставил их вождя отказаться от украденных лошадей и наказать мародеров серьёзной поркой «в моем присутствии». Тонкавам приказали покинуть Колорадо и Бразос, а также перестать воровать или они будут расстреляны. (там же, стр. 702,)
    В начале 1820-х годов тонкава были тесно связаны с ветвью липан апачей. Два народа, по-видимому договорились, что каждый из них может охотиться на земле другого. Но тонкава всё больше раздражали белых, и они решили собрать их всех вместе, чтобы переместить подальше от белых населенных пунктов. Когда тонкава собирались вынужденно переселяться, прибыла группа липан с письмом от Остина, который назначал их опекунами тонкава. Липаны обещали забрать их в район между верховьем реки Нуэсес и Рио-Гранде. Оба племени в течение нескольких лет оставались в этой области, но в конечном итоге тонкава снова пришли к побережью и белыми поселениям. (Шоберг, 1953, стр. 283.)
    К концу 1825 года в Техас переселились первые триста американских семей. Руководство колонией осуществлял Стивен Остин. Тонкава в союзе с апачами и новыми англо поселенцами объединились против команчей. Стивен Ф. Остин заключил договор с тонкава в 1824 году.
 
   Стычки с индейцами продолжались, особенно недовольны вторжением американцев были- каранкава. 22 июня 1824 года между колонистами низовий реки Бразос и индейцами каранкава произошло сражение на Джонс Крик. После нескольких индейских рейдов, в которых некоторые иммигранты были убиты, чтобы организовать возмездие Стивен Ф. Остин задействовал Рэндала Джонса и группу из двадцати трех поселенцев. По словам Джонса, проблемы начались в магазине, когда воины потребовали продать боеприпасы. Разгорелась борьба, и индейцы бежали в свой лагерь, а Джонс и поселенцы их преследовали. Следующим утром поселенцы напали на тридцать индейцев, которые разбили лагерь на берегу ручья, который позже стал называться Джонс-Крик, в южном округе Бразориа. С обеих сторон было много жертв; поселенцы вернулись домой, а индейцы отступили через реку Сан-Бернар, но продолжали беспокоить поселенцев. Ручей с тех пор носит имя Джонса. (С 1858 года каранкава считают вымершими).
    В 1825 году американец Грин де Витт получил разрешение основать колонию в Мексиканском Техасе, и вскоре туда начали прибывать колонисты. Главным городом колонии стал Гонсалес, расположенный при слиянии рек Сан-Маркос и Гуадалупе, названный по имени Рафаэля Гонсалеса- временного губернатора Коауилы и Техаса. Колония часто подвергалась набегам индейцев племён каранкава, тонкава и команчи. В июле 1826 года Гонсалес был сожжён дотла. На следующий год (1827) де Витт вступил в переговоры о заключении мира с каранкава и тонкава, но рейды команчей, собиравших дань с поселения продолжались. Для защиты поселенцев Гонсалеса, глава администрации Сан-Антонио-де-Бехара послал им шестифунтовую пушку. Историк Тимоти Тодиш описывает её как «малокалиберное орудие, более годное, чтобы подавать сигналы о начале скачек».

    К 1827 году тонкава и липан вернулись в более тенистые места к югу от дороги Сан-Антонио. В феврале 1827 года, Джеймс Керр сообщил в Остин, что он слышал о битве, в которой команчи и уако напали на группу липан и «почти всех тонкава» на реке Сан-Маркос около девяти миль выше города Гонсалес. Липан и тонкава потерпели поражение, и потеряли от пяти до шести сотен лошадей. (Баркер, 1922b, стр. 1607.) Другое сражение в том же году произошло дальше к востоку на Екуа-Крик, в современном округе Вашингтон, в тот раз, по-видимому, между тонкава и уако состоялась ничья. (Hasskarl, 1962, стр. 222.)
    В 1827 году Мэри Рабб, поселившаяся возле Египта, штат Техас, записала:  «От индейцев исходили одни неприятности. Они убивали наш крупный рогатый скот и свиней,  я так боялась их. ... Как-то утром ... Я увидела семь индейцев подходивших к нашим детям. Я крикнула ...  работающим в доме. .. к тому времени, индейцы уже были внутри ... большая собака сдёрнула со старого вождя его буйволиную шкуру и оставила почти голым. Затем они стали просить все, что попадалось им на глаза, съедобное и не съедобное. Стояла зима. Один из них подъехал ... на хорошей американской лошади. На нем был американский жилет и больше ничего. Выпросив все, что смогли, индейцы ушли».
 
   В ноябре 1827 года Верховное Правительство Мексики назначило генерала Мануэля де Маер у Терана командовать отрядом, посланным изучить Техас и обследовать границу между Мексикой и Соединенными Штатами. Среди назначенных для этой экспедиции были Жан Луи Берландье - ботаник и зоолог, и чертежник Хосе Мария Санчес. Они оба оставили уникальные записи о тонкава 1828.
    Мексиканская экспедиция 21 апреля 1828 года встретила пожилого тонкава между реками Навидад и Колорадо, вероятно, в современном округе Колорадо, Техас. По оценкам Санчеса старику было от семидесяти до восьмидесяти лет. Пожилой тонкава носил вокруг талии кусок оленьей шкуры и пару tequs из того же материала. Накормив его, испанцы узнали, что рядом находится лагерь его брата. Трое из отряда, в том числе Берландье, в тот же день направились в лагерь тонкава.
    Санчес и генерал Теран дождались следующего дня. Санчес записал в своем дневнике то, что они увидели. Около восьми часов утра они прибыли в лагерь тонкава.
    Он располагался в центре густой рощи, на входе которой было привязано несколько лошадей, с виду все очень хорошие. Прибыв на окраину лагеря, Лосойя, солдат из нашего сопровождения, издал боевой клич, используемый этими индейцами в бою, и сразу весь лагерь пришёл в движение. Некоторые даже начали садиться на лошадей, но как только увидел, кто мы такие, всё стихло. Они все вышли к нам, и пока генерал разговаривал с вождем племени, я исследовал этих индейцев, о которых позже получил больше информации. Их хижины были маленькими и едва насчитывали тридцать, все конической формы, выполненные из легких ветвей, покрытых тем же материалом и случайными шкурами буйвола. В центре каждой находился очаг, вокруг которого в полном бездействии лежали мужчины, в то время как женщины находились в постоянном движении либо разделывали мясо, или дубили шкуры, или готовили пищу, которая в основном состоит из жареного мяса, или, возможно, делали оружие для своих ленивых мужей. Старухи много работают, поэтому у младших за счет несчастных стариков появлялись моменты для отдыха. Мужчины носят сережки и другие украшения на шее и волосах, сделанные из кости, раковин или ярких перьев, в то время как женщины носят только черные полосы на своём рте, носе, спине и груди. На груди нарисованы полосы в виде концентрических кругов идущие от соска к основанию каждой груди. Они не носят ничего, кроме грязного куска оленей кожи вокруг талии, оставляя остальную часть своих тел голой, и короткие волосы. Это маленькое и бедное племя, состоящее из восьмидесяти семей, но они храбрые друзья липан и живут в непосредственной близости от других соседних племен накогдочес и смертельных врагов команчей, тавакони(Tahuacanos) и уако. (Санчес, 1926, стр. 268-70).
    Санчес также оставил визуальный отчет о двух мужчинах и одной женщине тонкава. По его оригинальному рисунку Санчес у Тапиа позже сделал акварель. На рисунке изображена женщина в очень короткой юбке и голыми окрашенными грудями. Один из мужчин носит длинную набедренную повязку, а другой человек, одет в рубашку, закрывающую верхнюю часть своего тела. Рубашка проходит вниз, прикрывая пах и напоминает раннюю кожаную броню. Если это броня, то это одно из последних свидетельств встречи таких предметов одежды на южных равнинах.
 
   В течение следующих нескольких лет тонкава совершали набеги на белые поселения и индейские лагеря, чтобы захватывать лошадей. Иногда они помогали белым в кампаниях против других племен. Со своими союзниками липан-апачами, они, как сообщалось, охотились между реками Бразос и Колорадо, вероятно, к югу от Камино Реал. (Шоберг, 1953, стр. 283.)
    Один посетитель  Техаса в 1830 году так описал тонкава:
«... Плохо одетые люди, грязные и отвратительные. Вынужденные жить далеко от мест, где бродят буйволы, они делают одежду из оленьей кожи, хотя чаще всего ... ходят голыми, и очень страдают от голода».
    В середине июня 1835 года, некий Роберт Колеман (Robert M. Coleman), собрав отряд стрелков, произвел удачный набег на индейцев племени тонкава. Это первое упоминание о Техасских Рейнджерах.
    Как утверждают, в 1830-х и 1840-х годах, тонкава и липан, проживали между реками Колорадо и Сан-Антонио, их лагеря, располагались вдоль реки Сан Маркос. Они помогали техасским рейнджерам в войне против команчей, кэддо и вичита -уако. Республика Техас заключила с ними соглашения в 1837 и 1838, хотя они и официально считались выходцами из Мексики, а не штата Техас. Индейское бюро Республики Техас дало им мотыги, семена кукурузы, ножи, порох, свинец для пуль и оружие, чтобы они могли охотиться и выращивать кукурузу .
 
    После объявления 2 мая 1836 года независимости от Мексики, новая Республика Техас сразу  же столкнулась с проблемой борьбы со своим индейским населением. Одним из первых шагов стало обследование новых подопечных. 12 октября 1837 года, вновь сформированный Постоянный Комитет по Делам Индейцев, под председательством А. В. Бертона, направил президенту Сэму Хьюстону список названий и краткое описание индейских племён в пределах границ Техаса. Toнкава, липан и каранкава были объединены в этом обзоре, как часть населения Мексики и «больше не рассматриваются как различные народы этой нации». Расположение этих племен указывается в западной части Техаса. (Уинфри, 1966, т. 1, стр. 28-29.)
     Двадцать второго числа следующего месяца Республика изменила свое отношение к тонкавa и заключила с ними договор, назначив торгового агента, который будет контролировать общение между тонкава и народом Техаса. Этот контроль включал лицензирование торговцев, которые хотели иметь дело с индейцами. Договор назначал торговым агентом Натаниэля Льюиса. Подписантами были Ouchcala, Gosata и Harshokena за тонкава и Генри У. Kарнеса, комиссара по индейцам Техаса. (Ibid., Стр. 49.)
    Пять месяцев спустя правительство Техаса заключило другой договор с тонкавами. В Хьюстоне 10 апреля 1838 года военный министр Барнард И. Би и полковник Джордж Хокли встретились с генералом Кампо, полковником Окуин(Oquin) и Пласидо Бенвидо (Placido Benvido), где подписали договор о мире и дружбе между Техасом и тонкава. Это позволило правительству назначить для них агента, и вести дела связанные не только с торговлей, но и со всеми аспектами племенной деятельности. В последующие годы обязанности агента в основном свелись к попыткам удержать тонкава подальше от белых поселений. Договор также содержал обычные оговорки против убийства или воровства скота. После подписания договора, секретарь Би санкционировал расход двадцати долларов за говядину, которую следует предоставить делегатам тонкава, затем они были отправлены домой. (Ibid., Стр. 46-49.)               

 B августе 1840 года, после мартовского предательского убийства вождей команчей в Доме Совета  в Сан-Антонио, 500 команчей возглавляемых БИЗОНЬИМ ГОРБОМ совершили рейд прямо в сердце англоязычного Техаса. Дома были сожжены, многие убиты, и прежде чем остановится, команчи достигли Мексиканского залива близ Виктории. Затем, нагруженный добычей, военный отряд начал медленное отступление  на север. Видимо, команчи были слишком самоуверенны, и это дало техасцам время для организации нападения. С помощью вождя ПЛАСИДО и тринадцати его разведчиков тонкава, милиция штата Техас  из Бастропа и Гонсалеса устроила засаду основной части возвращавшимся из набега, на Плам-Крик (возле нынешнего Локхарта, Техас).
    Джон Дженкинс, в своих «Воспоминаниях раннего Техаса», говорит нам, что вождь Пласидо положил руку на круп лошади мистера Барлесона  и без отдыха пробежал со своими разведчиками все тридцать миль до Плам-Крик. По словам Ноа Смитвика, милиция убила около восьмидесяти воинов команчей и из них никто не пострадал. Прочие источники рассказывают об одном убитом милиционере и семи раненых. Оставив большую часть своей добычи, команчи бежали на север. Пласидо уговаривал техасцев преследовать их, но по иронии судьбы, та же жадность  которая замедлила лошадей команчей и помогла милиции устроившей засаду, также и  спасла их. Белые получили мулов загруженных серебряными слитками. Они просто перестали сражаться, разделили деньги и пошли домой.
    Несколько учетных записей битвы Плам-Крик дают большую похвалу Пласидо и его тoнкавам, которые прибыли на ногах, но быстро стали конными воинами, порой в одно движение убивая и сталкивая с лошади команчского воина. Автор Уилбергер(Wilberger) отметил, что сам Пласидо «в самую жаркую часть битвы, на каждом шагу нёс смерть, в то время как стрелы и пули противника тучно и быстро летали вокруг него». Союзники- тонкава  отличались от врага белыми тряпками обвязанными вокруг их рук или головы. Вилбергер отметил, что по своему обычаю, тoнкавы продолжали вырезать мясо, ноги и руки  своих мертвых врагов, которые использовались в качестве победных трофеев. Победившие техасцы и воины Пласидо захватили очень много скальпов команчей и сотни лошадей.
    Пласидо, его сын и соратники тонкава  были близки к уважаемой семье Барлесон. Они часто посещали их усадьбу, расположенную недалеко от нынешнего Сан-Маркоса, у истока реки Сан-Маркос. Вождь тонкава хвастался тем, что никогда не проливал кровь белого человека. У команчей, вероятно, не было более ожесточенного наследственного врага, чем он. Вождь не очень доверял Барлесонам и другим белым с которыми сотрудничал, в том числе Teхасским рейнджерам и их полковнику Джону С. (Rip) Форду и капитану С. П. Россу,  Вашингтону Питтс, Престону и Танкерсли. Он был убит мстительными команчами из-за лояльности к Техасу, после того, как ушел жить в резервацию, в современной Оклахоме, но об этом позже. Вилбергер и писатель Джон Генри Браун оба соглашались, что вождь был «человеком чести и никогда не предавал доверия. Он оказал неоценимые услуги интересам Техаса, в знак признания которых, не получил никакого материального вознаграждения, кроме нескольких ничтожных фунтов  соли и пистолета» .

    22 августа 1843 года, Уильям Боллаерт, английский путешественник, встретил около реки Колорадо подростка из племени тонкава и написал отчет об этой встрече. На молодом человеке был одет только «пояс вокруг поясницы и длинная узкая полоска ткани, свисавшая спереди и сзади; а тело окрашено киноварью...» (Hollon, 1956, стр. 188.) Toнкава из подручных средств делал недоуздок, верёвку из гривы мустанга. В тот же день Боллаерт посетил лагерь этого парня.
    Стойбище состояло из четырех или пяти семей, возглавляемых вождём тонкава Кампо(Campos). Большинство людей сушили на медленных кострах оленину и говядину, чтобы сохранить для дальнейших путешествий. Кампо сообщил Боллаерту, что его люди недавно вернулись с гор, где охотились на бизонов. Упоминание о горах является здесь сомнительным - возможно, он имел в виду Плато Эдуардс. Вождь сказал Боллаерту что он скоро двинется со своим лагерем на побережье, чтобы увидеть океан и поохотиться на мустангов и оленей. (Ibid., Стр. 189.)
    На следующий день Боллаерт посетил городок Бастроп на реке Колорадо, в современном округе Бастроп. Он отметил:
    В городе есть только один галантерейный магазин, но этого вполне хватает тонкавам, обменивающим свои бизоньи плащи, оленьи шкуры, мокасины и другое, на порох, хлопчатобумажные ткани, бисер и тому подобные вещи для своих скво, а иногда они приобретают бутылку виски из алкогольного заведения. Этот последний момент является нарушением приказа. (Ibid., Стр. 190.)
    Через семь лет после своего визита в Техас, Уильям Боллаерт представил документ, озаглавленный «Индейские племена в Техасе» перед этнологическим обществом Лондона. В этой статье он расширил некоторые из своих ранних наблюдений за тонкава. Он начинает, с заявления, что «Tancahua (Tonkawa), по всей видимости, происходят от вымирающих команчей». (Bollaert, 1850, стр. 275.) Кроме этого довольно спорного начала, его повествование о тонкава 1840-х годов представляет некоторый интерес:
    «Их нынешний вождь по имени Кампо, имеет под своим руководством около 100 воинов. Они бродят вокруг белых поселений в поисках защиты, и сильно страдают от команчей. Они очень активны в сражениях, а «использовать кусты, как Toncahua», является общим выражением по отношению к ним. В 1840 году они помогли техасцам в бою против команчей на Плам Крик, на счет этого дела говорят, что 80 команчей пали, а после драки тонкава занялись свежеванием команчей, жаря и поедая части их тел. …Индейцы липан называют тонкава - «людоедами». (Bollaert, 1850, стр. 275.)
 
   Джон Холланд Дженкинс (1822-1890) сражался за Техас в течение 30 лет. В возрасте 13 лет, в 1836 году он вступил с майором Барлесоном в первый Техасский революционный полк. После того, как мексиканцы были отброшены, Дженкинс вернулся в Бастроп, Техас, где быстро заработал репутацию истребителя индейцев. Он стал техасским рейнджером, а позднее солдатом Конфедерации.
Вот отчёт Дженкинса о встрече с группой индейцев тонкава(ок.1840). Хотя некоторые историки оспаривают, что тонкава, как прибрежные каранкава, были каннибалами, Дженкинс в этом не сомневается:
    «Среди нас жило трусливое племя тонкава, которые находились в мире с белыми, но ненавидели все другие индейские племена. Как раз незадолго до этого, группа уако убила пятерых из них во время охоты, и конечно же, это увеличило их ненависть к этим [уако] индейцам. Услышав, что я убил одного из их врагов [уако], они пришли группой из тридцати человек, и настояли, чтобы я пошёл с ними показать мертвого воина.
    Когда мы приблизились к месту, их волнение и скорость увеличились, каждый нёсся всё быстрее, в то время как я бежал за ними, решив не отставать и посмотреть, что они намерены предпринять. Обнаружив тело, их обуял дикий восторг, граничивший с исступлением. Они набросились на тело, скальпировали, отрезали обе ноги по колени, обе руки на запястьях, вытащили ногти на руках и ногах, повесив на своих шеях, а затем жестом показали мне отойти в сторону. Видя, что они имеют ввиду дальнейшее надругательство над уже и так ужасно изуродованным телом, я потребовал объяснить, почему мне нужно уйти. Они сказали: «Мы будем стрелять ему в голову, наудачу ...».
    Я отошел в сторону, и они стреляли.... Затем все вернулись к дому и остановились, прося у меня дать им немного говядины. Они сварили говядину вместе с руками и ногами мертвого уако .... В ответ на вопрос, я узнал, что они собираются провести танец, где будут кормить своих скво руками и ногами погибшего индейца, полагая, что это придаст им смелость в ненависти к своим врагам и твёрдость перед лицом опасностей и страданий.
    Они воздвигли шест, к которому привязали скальп, руки и ноги уако, а затем с ужасными криками и жестами, все стали вокруг него танцевать. В это же время скво постоянно танцуя, приближались к шесту, откусывали от рук и ног, а затем снова возвращались к танцующим. Они проводят такие танцы в течение трёх, пяти, а иногда десяти дней».

                ИДТИ БЕЛЫМ ПУТЁМ

 Из-за постоянных войн между племенами, индейское бюро Республики Техас в 1844 году созвало совет племенных вождей. На этом соборе, вождь  КАМПО, в переводе с испанского - «ПОЛЕ», великий предводитель тонкава (говорят, что он дожил до 123 лет), сделал одно из записанных выступлений. Он в частности, сказал:
   «Я не услышал сегодня ничего нового, но доволен, потому что все это сказано хорошо. Мне не стоит что-либо обещать, больше чем уже пообещал. Я всегда был в дружеских отношениях с белыми, боролся за них и буду это продолжать. Сейчас я хочу быть дружелюбным со всеми моими красными братьями и идти с ними по белому пути мира. 
    Я хочу, чтобы все наши женщины и дети больше не боялись за свою жизнь, имущество, или передвигаться по стране. Мы приглашаем всех, приехать в мой лагерь, где я буду относиться к ним также хорошо, как к собственным людям, и хочу, чтобы все обращались со мной и моим народом таким же образом. Если здесь есть кто-то  из моих Красных Братьев, кто еще не примирился с моим народом и хочет это сделать сейчас, пусть их юноши придут к нам. Я хочу, чтобы они танцевали с моими молодыми девушками и женились на них. Я не вижу здесь тех, с кем не готов встретиться, как с братьями.
    Сейчас мы без лошадей,  их всех украли уако, но у нас скоро будет много коней, а затем мы отправимся в путешествие, чтобы увидеть своих Красных Братьев, которые уже все живут в мире. Но если Великий Белый позовёт вождя и его народ на войну с уако, я с удовольствием, как и все другие, присоединюсь, чтобы сразится с ними и попытаться вернуть лошадей, которые они украли у моего народа».

    Отчет Боллаерта указывает на две проблемы, которые могли вызвать тревогу тонкава в течение следующих пятидесяти лет. Во-первых, и более непосредственной, был их нужда останавливаться возле белых поселений в поисках защиты и торговли. 14 декабря 1844 года, Кембридж Грин - агент липан и тонкава, написал Томасу Г. Вестерну, управляющему по делам индейцев, о том что он Грин, побывал в феврале 1844 года и сообщил тонкава расположившимся на Сидар-Крик, указание оставаться вне белых поселений. Грин был проинструктирован Хьюстоном, донести до них эти распоряжения. (Уинфри, 1966, Том 2, стр. 150.)
    Спустя два месяца, 12 февраля 1845, Роберт С. Нейборс дал присягу в качестве нового агента для липан и тонкава. В своей письменной инструкции к новым агентам, суперинтендант Вестерн (Thomas G. Western) подчеркнул, что «абсолютно необходимо, чтобы эти индейцы (тонкава и липан) как можно быстрее  были удалены от населенных пунктов, с этой целью предлагаю вам выбрать подходящее место для их лагеря на реке Сан-Маркос либо выше, либо ниже Сан-Антонио,..» (Ibid., стр. 159.) Даже спустя пять месяцев пребывания в своей должности Нейборс получал письма от Вестерна с поручением ему держать тонкава подальше от белых поселений. Эта ситуация в конечном итоге привела к удалению тонкава со своих традиционных земель в резервацию на Клер-Форк реки Бразос.
    Нейборс, уполномоченный по индейским делам штата Техас, сообщал, что обнаружил в 1845 г лагерь тонкава на Cиболо-Крик, а потом они жили между реками Сан-Антонио и Сан-Маркос.  К 1847 году, по официальным оценкам населения тонкава, у них было всего пятьдесят воинов.

    Служивший с 1845 года в качестве индейского агента по Республике Техас, Роберт Нейборс записал одну из самых известных встреч с вождём команчей Старая Сова, во время посещения им лагеря тонкава. Вождь Старая Сова прибыл, приведя с собой 40 воинов, и «самым наглым и властным» тоном потребовал, чтобы тонкава накормили его людей, и всех лошадей военного отряда, а также обеспечили для них развлечение. Тонкава «с готовностью повиновались», предоставив «сорок наиболее симпатичных девушек тонкава». Нейборс, известный своим бесстрашием, решил воспользоваться этой возможностью и познакомиться с команчами. Старый Сова, познакомившись, первым делом похвалил его китель из тонкой синей шерсти. Нейборс, понимая значение этого комплимента, сразу же подарил вождю свой мундир. Остальные воины стали восхищаться его брюками, сапогами и другой одеждой, и вскоре Нейборс остался стоять только в ночной рубашке.
    Старая Сова отметил бесстрашие Нейборса. Он сказал, что хотя большинство белых его раздражает, однако Нейборс ему понравился, и предложил сопровождать его военный отряд. Вождь предложил Нейборсу, оставить привычки цивилизованного человека, а вместо этого он сделает из него прекрасного конокрада, и примет в племя. Нейборс, понимал, что такой возможности не представлялось никому до него, и сразу согласился. Военный отряд отправился в Мексику, где Нейборс на одном ранчо попытался купить говядину. Когда мексиканцы отказались продавать в кредит говядину чиновнику Республики Техас, Старая Сова потребовал у них немедленно предоставить две головы крупнорогатого скота, или ранчо будет сожжено, а весь рогатый скот захвачен. Этот ультиматум оказался весьма эффективным, и еда была немедленно предоставлена.
    Нейборс произвёл неизгладимое впечатление на Старую Сову как первый (и единственный) чиновник Республики Техас который когда-либо ездил с военным отрядом команчей. По окончании похода он с благодарностью откланялся, и вернулся домой.

    В 1847 году через три года после прохождения Боллаэрта через Техас, полковник Пирс М. Батлер и майор М. Г. Льюис представили «Палате представителей Соединенных Штатов», «Отчет об индейцах Техаса и юго-западных прерий».  12 сентября 1845 года, за четыре месяца до того, как Техас был принят в союз, этих людей направили провести переговоры по заключению договора с техасскими индейцами. На совете 15 мая 1846 года в Консил-Спрингс, округ Робертсон, рядом с рекой Бразос, с семью племенами был подписан договор (U.S. House Document 76, 1847, p. 2; and Winfrey, 1966, vol. 3, p. 53...) Затем тонкава жили между реками Сан-Маркос и Сан-Антонио, находясь под пристальным наблюдением со стороны агента Нейборса. 4 февраля 1846 года, в письме к суперинтенданту Вестерну он отметил, что тонкава остаются вне белых поселений и поехали на обозначенные Батлером и Льюисом земли. (... Уинфри, 1966, том 3, стр 13-14) В докладе Батлера-Льюиса палате представителей о своих наблюдениях в Техасе, они описывают тонкава следующим образом:
     «…Тонкава и липаны: первые числом примерно семьсот душ, последние около ста двадцати пяти. Живут рядом с Сан-Антонио, в Техасе, и одинаково дружат с техасцами. В своём рационе для существования они полагаются только на дичь; не обрабатывают землю, и не имеют постоянного места жительства. Они чрезвычайно извращены в своих привычках (это может означать, каннибализм); большие пьяницы, и любят играть в азартные игры. Большинство из них бегло говорит на испанском языке. Дурная привычка употреблять крепкие спиртные напитки характерна для двух этих племён, а также айоне, аннодарко и кэддо». (U.S. House Document 76, 1847, p. 7.)

    Два года спустя между техасцами и тонкава возникли серьезные проблемы. В январе 1849 года было установлено, что тонкава украли лошадей и мулов, а также убили несколько граждан, все эти бесчинства ранее списывали на «диких индейцев»:
    Вождь липан-апачей ЧИКИТО защищаясь от обвинения в убийстве его людьми белого человека, привлек двух свидетелей, которые утверждали, что убийцами были тонкава. Когда вожди Пласидо и Кампо столкнулись с этим свидетельством, Пласидо спросил у своих людей, кто из них убил этого человека. Двое вышли вперед и признали вину, но утверждали, что их поступок не противоречит договору, поскольку убитым был «moshitivo» - «бородач» то есть немец, а не «pavotivo» - белый мужчина.
   Белые чиновники требовали, вернуть все имущество, и выдать правоохранительным органам лиц, ответственных за кражи и убийства. Вожди выразили готовность передать этих людей капитану Россу, и сказали индейскому агенту, что будут охранять их, до востребования. Вместо того, чтобы выполнить эти указания, 130 воинов племени собрали более 650 человек, и переехали в верховья реки Бразос. (Кэтлетт, 1850, р, 31.) Якобы, те двое сбежали, а вожди искали их в течении нескольких месяцев, опасаясь, что их повесят вместо убийц. 

    В течение следующих пяти лет тонкава оставались относительно мирными, особенно по сравнению с другими племенами равнин, которые мародерствовали на границе Техаса.
    Тем не менее, тонкава продолжали поддерживать своё присутствие на реке Бразос, а в 1851 году атаковали на этой реке тавакони,  и часто приближались к области торгового поста Бернарда (1853-1854 гг.). В период с 1851 по 1856 годы их территория сильно изменились, тоже произошло в их союзах с другими племенами. В 1852 году в течение нескольких месяцев тонкава находились в Форте-Мейсон, наряду с группами липан и мескалеро апачей.
    «Форт Мейсон был первым постом в Техасе, на котором я встретил индейцев», - писал в середине августа 1853 года инспектировавший пограничные форты Уильям Г.Фримен (William Grigsby Freeman). «Они были из народа тoнкава, примерно 30 числом, пришедшие, чтобы попрошайничать. Более убогой, полуголодно выглядящей расы, я никогда не видел».
    В течение этих лет они также поддерживали свою деревню на реке Колорадо, на общей площади Пекан Байу, но не один раз изгонялись другими племенами (как правило, команчами). Напротив, в 1854 они располагались вместе с команчами возле старой миссии Сан-Саба.
    Весной 1854 года у тонкава вновь возникла проблема. Полагая, что они не исправились, губернатор Техаса, Е. М. Пиз, отвечая на ходатайство граждан округов Бернет, Белл, МакЛеннан и Виллямсон, признал, что тонкава злоупотребили доверием и будут удалены от белых населенных пунктов. Пиз сообщил, что если перед правительством возникнут трудности в исправлении индейцев, то техасцы должны сразу выдвинуться «... Оперативно вернуть и наказать их (тонкава), не дожидаясь приказа от исполнительной власти». (Уинфри, 1866, т. 3, стр. 184-85).
    В том году тонкава напали на несколько немецких семей и бежали к реке Нуэсес, а затем в Форт Инж и далее в Форт Кларк. Они оставались на этой общей территории более года, в то время как Нейборс и законодательные власти Техаса пытались создать одну резервацию для нескольких племен, в том числе тонкава.
В течение того же (1854) года военнослужащие из Форта Кларк сообщали, что в стране голод и по возможности они подкармливают их говядиной. В течение этого периода, тонкава встречали на реках Нуэсес, Фрайо, Сэбинал, и реже, на реке Пекос, обычно в компании с липан апачами. Они пытались выращивать в этой области кукурузу, пока их окончательно не прогнали прочь команчи.
    В рамках индейской программы Пиза, капитан Р. Б. Марсе, армии Соединенных Штатов, и Р. С. Нейборс, который в 1853 году был назначен осуществлять надзор за всеми индейцами Техаса, отправились в верховья реки Бразос, чтобы обследовать земли для двух индейских резерваций. Одна, выбранная для тонкава составляла 35,424 акров и была расположена в современном округе Янг.
    Наконец, в середине 1855, тонкава собрались в Форте-Кларк, чтобы в сопровождении военного эскорта проделать свой путь к резервации Бразос. Tонкава разделили эту резервацию с кэддо, анадарко, айони и другими мелкими племенами. К 1856 году в резервации тонкава насчитывалось около 1000 индейцев. (Ibid., Т. 3, стр. 193-209 и Hasskarl, 1962, стр. 224.)
    Восемьдесят тонкава, бежали из резервации в Техасе, и скрылись в Мексике, где в начале ноября 1855-го года их отдали под командование вождя семинолов Дикого   Кота, но в декабре, опасаясь за свою жизнь, они дезертировали и присоединились к бежавшим липанам. В течение десяти мартовских дней 160 вооружённых мужчин тщательно, но безрезультатно прочёсывали область, стремясь затравить неблагонадёжных беглецов липан и тонкава как диких зверей.
    После 1858 года в Техасе оставалось всего около 120 липан-апачей. Одна небольшая группа менее 10 человек находившаяся в браке с тонкава, присоединилась к этому племени в резервации в Техасе.

*Hasskarl, Robert A., Jr. (1962). "The Culture and History of the Tonkawa Indians." Plains Anthropologist 7:217-231.
*Jones, William K. (1969). Notes on the History and Material Culture of the Tonkawa Indians. Smithsonian Contributions to Anthropology, 2(5). Washington, D.C.
*Newcomb, William W., Jr. (1961). The Indians of Texas from Prehistoric to Modern Times. Austin: University of Texas Press.
*Sjoberg, Andree F. (1953). "The Culture of the Tonkawa." Texas Journal of Science 5:280-304.

*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте"