учился на филфаке. II курс

Геннадий Башкиров
Первое, что я сделал в начале второго курса, это поинтересовался, какие именно иностранные языки мы будем изучать. На первом курсе мы изучали языки древние, один из которых давно умер. Оказалось, что доступны три кафедры на выбор: английского, немецкого и французского языков.

Я, памятуя о ЛЭС-е, пошёл узнавать, с кем буду работа... В смысле, кому буду экзамен сдавать. Я только посмотрел на двух красавиц — глав кафедры английского языка и начал оперативно соображать, как бы мне их обойти, чтобы не пересекаться даже в коридоре. На кафедрах французского и немецкого языков были нормальные, с виду, тётки. Французский был мне неинтересен, в отличие от немецкого.

На кафедре немецкого языка я пробыл, самое большее, 15 минут. Беседа была конструктивной, выводы — логичными. Я узнал, что группы у преподавателя нет, а ездить в этот университет преподавателю далеко, но удобно, однако, если здесь работы не будет, придётся ездить к "чёрту на рога", что совсем неудобно. Минимальное количество учащихся, чтобы на этом месте возникла работа, — 5 человек. Я уточнил, что немецкого не знаю и в школе его не изучал. На что меня уверили, что это не препятствие, если я соберу группу. Ровно через 10 минут... Да-да. Ровно через 10 минут я привожу 6 желающих, считая себя, изучать немецкий. Я помню этот взгляд преподавателя кафедры немецкого языка; ещё я слышал обрывок разговора, когда преподаватель французского языка сказала: "Мне бы кто так группу организовал."

Позже количество любителей немецкого возросло из-за знания, но потери любви к языку английскому. Наверное, система образования такая: с английским в университете было не очень хорошо. А я, с нулевым знанием немецкого языка в начале обучения, сдал и зачёт, и экзамен. Без особых проблем.

На втором курсе был эпизод на тему рукописного ввода данных в мозг, посему, имею сказать об одном талантливейшем студенте, моём однокурснике и одногруппнике, который написал наипрекраснейшее сочинение на заданную тему аж на восемнадцати листах обычной школьной тетради в линейку. Была у нас такая контрольная работа. Мне и, примерно, половине группы, была поставлена коллективная "двойка" за несвязное, без цитат и ссылок, что было неправдой, слишком короткое сочинение на 16 листах. Кара была ниспослана от "грешницы": "двойка" поровну делилась на всех. "Грешница" ставила в пример моего талантливейшего однокурсника, наипрекраснейшее сочинение которого рекомендовала прочитать всем без исключения, если он, мой одногруппник, сочтёт возможным этот текст предоставить для ознакомления. Когда половина сессии была позади, я спросил про ту тетрадку и однокурсник дал мне почитать своё творение.

Сочинение было написано мастерски! Его почерком. Я понял и осознал, что мне до таких высот искусства построения фраз весьма и очень далеко. Так или подобным образом, я писать не буду не только на этом курсе (втором), но и, вероятно, на четвёртом. Нельзя сказать, что я читал текст сочинения без удовольствия от красоты слога... Это ощущение продолжалось, пока я не прочитал 7 страниц. Потом "глаз споткнулся". "Переход" к другой теме длиной в одно предложение: таких переходов было четыре. Я назвал это про себя "падением стиля в ноль". 18 листов, стандартная тетрадь для средних школ, 5 "кусков" "красивого" текста соединены четырьмя микротемами, от одного до трёх предложений в каждой, с качеством взаимосвязи между частями, характеризующимся расхожим выражением "не пришей кобыле хвост". Однокурсник скачал из Интернета, распечатал и переписал от руки? Или?.. Оснований для предположения нет.

"Грешница" любила форму перекрёстного опроса. Если не по научному, то "пятёрку" получит тот, кто быстрее ответит. Соревнование. Ровно один раз я успел ответить первым и правильно. Оказалось — неправильно. Правильно — это когда "правильный" студент отвечает слово в слово фразой, тобой построенной, слегка заикаясь и оглядываясь на тебя, и получает зачёт. "Правильный" студент — он, собственно говоря, "один" в аудитории, к тому же, оценка ему уже "поставлена".

Во второй раз на повторение произнесённых фраз я нарвался на втором курсе на сдаче экзамена по факультативному предмету. Группа студентов сдаёт экзамен, проводимый в форме перекрёстного опроса. Соревнование. Ровно один раз я успел ответить первым и правильно. Оказалось — неправильно. Правильно — это когда "правильный" студент отвечает слово в слово фразой, тобой построенной, слегка заикаясь и оглядываясь на тебя, и получает зачёт зимней сессии, так как этот экзамен — последний. "Правильный" студент — он, собственно говоря, "один" в аудитории. К тому же, оценка ему уже "поставлена". Остальных восемнадцати человек, явившихся ко времени, как бы не существует. Это ведь факультативный предмет. Да и дела есть у преподавателя...

Договорились они, что ли? Или дружили?

Вся группа в полном составе пошла в деканат. Преподавателю нашли "замену" на время сессии — дела у человека, как вы не понимаете! Вопрос утрясли.

Можно — щадить. Можно — не щадить. Если частица "не" сопутствует глаголу, то пишется раздельно. Если частица "не" сопутствует наречию, то — слитно, в том случае, если нет противопоставления с союзом "а". Мне довелось, во время учёбы на филологическом факультете, прочитать наречие, образованное от глагола "щадить" и отрицательной частицы "не" с добавлением приставки "с" в роли интерфикса. Это — дело помыслов талантливейшего студента и "отличника по всем предметам" до третьего курса, в начале которого ему вдруг поставили три балла. Это был нонсенс. Это было... так внезапно. "Несщадно".


13 июня 2017 года — 24 августа 2017 года.