учился на филфаке. V курс

Геннадий Башкиров
Как я писал диплом?!

В первых рядах, ещё до того, как "установилось" расписание занятий ("политчас, товарищи, никто не отменял!"), я выудил преподавателя, у которого я хотел бы писать диплом, поговорил, получил согласие и записался в деканате. Можно было расслабиться. Щаз-зз. Именно этого преподавателя вынудили уйти из вуза. Она уволилась. А, может быть, уважала себя.

Месяц записи в очередь истекал через три недели. Можно было выбрать профиль: или русский язык, или литература. Сдаёшь ГОС-ы по литературе, пишешь диплом по русскому. И наоборот. Кому что больше нравится. Если успеете.

Многие считают, что русский язык — это очень легко: его же в школе учат, всем хватает. Начинается нехватка, когда это — профилирующий предмет. Сколько букв в русском алфавите? А звуков? Разновидностей предмета "русский язык" в педагогическом университете — семь. И грамотность, вроде, не ниже стандартной школьной "четвёрки" ("пятёрки" ставят только "отличникам"), и помню пока ещё, когда не делать редукцию, а вот — нелегко. Хотите возрастающую сложность сформулированных вопросов?! Есть желающие стать преподавателем от слова "преподать"? "Не лепо ли ны бяше?!" Понравилось?

Я записался к преподавателю, которой, на прежнем курсе, читал поэмы Маяковского и Лермонтова. Наизусть, само собой. И без перерыва: я "сдавал" стихи двумя "блоками" часа по полтора каждый. Я даже заговариваться стал после "Тёркина" Твардовского и "столбцов" Заболоцкого. Выбор темы диплома, канвы повествования, раскрытие образа, что говорит по этому поводу критика, список источников. 6 доводок. Не потому, что число "красивое", а так получилось. С этим преподавателем. Времени было в обрез. Когда была финальная правка с моей стороны и финальная же вычитка с её, то есть — можно распечатывать и заворачивать в твёрдый переплёт, она, увидев результат, который должен был быть отправлен на рецензирование стороннему преподавателю, как ни в чём ни бывало, у меня поинтересовалась: "А в Вашей работе всех буковок хватило? Никуда не потерялись?!" — "Ну, да, — говорю, — хватило, не потерялись..." — "Странно..." — "Почему? Вы же мне прислали редактуру в файле, и я внёс необходимые правки." — "Странно, я думала... Ну, ладно. Сделали и сделали." Что она имела ввиду? Почему спросила про "буковки"? Со мной однажды уже "играли" по Wi-Fi в стенах университета, удаляя текст контрольной работы с ноутбука прямо в процессе её набора. Два часа выправления стиля ликвидируются двухсекундной командой "заменить на..." Я видел! Я видел вторую "мышь"! Так получилось.

После предзащиты и защиты диплома мы сдавали ГОС-ы и "накрывали поляну". На шесть персон. Когда преподаватели и, особенно, экзаменатор из министерства, учуяли, чем пахнет и из какой аудитории, а пахло вкусно, то идея, как утверждал Аристотель, начала витать в воздухе. Мы сдали ГОС-ы? Само собой. Долго готовились. Главное ведь, чтобы экзаменатор попался голодный.

Я видел это на первом курсе. Я видел это прежде. Это называется — память. Не организация времени для решения тех или иных задач, не метод их выполнения, — память. Ты можешь быть семи пядей во лбу, умный, то есть, а, к примеру, поэму А. С. Пушкина "Руслан и Людмила" запомнить не можешь от начала до конца с первого раза, хотя, вроде бы, небольшая. Не успел выучить нужное количество слов, интонационно обозначая знаки препинания в нужных местах, следуя тексту автора, — отчислен за неуспеваемость.

А ещё мы, студенты-филологи, писали тестовый ЕГЭ (Единый Государственный экзамен) по русскому языку. Это было перед последней педагогической практикой и до начала работы над дипломом.

Сначала мы изучили теоретическую составляющую форм-фактора ЕГЭ: для чего это надо, что это даёт и каким "хитрым способом" считать баллы. Я вовремя остановился, чтобы не задать вопроса: "Какой де`Бил этот ЕГЭ придумал?" Я остановился вовремя. Ну, потому что...

Было соблюдено правило одной авторучки и двух чистых листов. Поскольку это — не контрольный экзамен, а мы — не дети, то будет перерыв между двумя парами. Этот тестовый ЕГЭ по русскому языку мы писали три часа. Угнетали циферки. Я вот думаю: может быть, ввести "ЕГЭ" перед окончанием вуза? Будет бесконечная занятость для математиков.

Сейчас меня немного изумляют новости, повествующие о настоящих и чрезвычайно гордых знатоках русского, набирающих по 100 баллов после окончания школы. В нашей группе "самых стойких" студентов, состоявшей из 18 человек, тех, кто смог осилить не самые простые знания и кого не отчислили за неуспеваемость, только трое смогли набрать больше 90 баллов по русскому. Не сто: 92, 95 (у меня), 98 — если кому интересно.

На первом курсе с бывшими абитуриентами, а, точнее, с бывшими выпускниками (в основном, с выпускницами) школ обращались ласково, "гаек" не закручивали и поощряли инициативу. Это же — первый курс. Дети ещё.

Позже, когда ты узнал о метафорах и олицетворениях, было круче: чтобы "гранит науки" не приелся, его заменили на горы щебёнки (это — знания), вручили тебе совковую лопату (метод, признанный великими учёными прошлого) и показали за межу, где стоят бульдозеры, трактора и самосвалы (передовые технологии современности), улыбнулись и проворковали, что у тебя нет прав.

Разгрёб, нет ещё?!

И кому это надо? 5 лет учиться, чтобы получить бумажку, приклеенную к картонке, гарантирующую стабильную заработную плату, не превышающую двух-трёх МРОТ-ов по тарифной сетке прежней страны? Арифметический расчёт даёт "на леденцы": предполагаемая зарплата минус налоги, минус оплата квартиры, минус продукты, минус транспорт, минус новый костюм каждые три года. Сколько получилось? Карьерного роста нет, зато отпуск — два месяца.

Есть старый анекдот про экзамен. Экзамен — это диалог двоих умных людей. Если один из них — дурак, то второй лишается стипендии. Человеку с человеком найти общий язык можно. И даже добиться получения стипендии, если её "не зажмут". Человеку с компьютером общего языка можно и не найти в том случае, если Homo Sapiens не знаком с функционалом программной среды. Бланк ЕГЭ учит угадывать: "перфокарту" надо "продырявить" случайным образом, чтобы получить ровно 100 баллов. Хуже лотереи. Кто спрашивает, тот не заблудится, а ЕГЭ исключает фактор межличностного взаимодействия. Запись исключает интонацию.

Даёшь профориентацию в 1 классе! Введём поголовный тест IQ. Кому 100 баллов?


13 июня 2017 года — 24 августа 2017 года.