Теорема Ферма. 17. Вечность

Виктор Сорокин
Ну вот, кажется, всё улеглось: теорема Ферма не только доказана, но доказательство НЕОБРАТИМО вклеено во всемирное информационное пространство. Оно уже никуда не денется, как бы враги науки этому ни препятствовали. Дальнейшее хорошо известно: охи-вздохи, лобызание имени покорителя интеллектуального Эвереста... Да мало ли чего еще, только я нахожусь уже весьма далеко от всего этого...

Общение с цивилизацией как-то не доставляет мне большой радости – ни в нравственном, ни в интеллектуальном отношении. Человечество в целом оказалось жутким монстром. Это ж надо доразвиваться до такой степени, что лучшие люди общества нещадно истребляются или отправляются в тюрьмы, а омерзительные подонки стоят у руля общественным «развитием» и воруют миллиардами?! И пока, увы,  такое положение вещей сохраняется за редким исключеним повсюду...

...Но я смотрю на себя и на весь мир из миллионного года (из трехтысячного лучше не смотреть!). И знаете, в миллионном году кое-кто останется и из нашего времени, причем вполне конкретно. Я всю жизнь задаюсь вопросом: КТО же? Как ни странно, большинство среди этих имен – ученые, сделавшие по причине отсутствия конкурентов относительно некрупные в интеллектуальном отношении, но затрагивающие огромные области человеческой жизни научные открытия – типа законов Ньютона или теоремы Пифагора. И ведь навечно!

Но особый научный иконостас будут составлять ученые и изобретатели, сделавшие открытия, почти невозможные для своего времени. Прежде всего, это изобретатели огня – ключевого изобретения для развития всей цивилизации. (И лично я регулярно преклоняю перед ними свою бесталанную голову.) А из последующих я назвал бы только двоих – Николу Теслу и Пьера Ферма.

Многие изообретения первого люди не могут повторить и век спустя. А вот история второго просто шкодная – не будь его фантастической Великой теоремы, и вряд ли о нем кто-либо из обывателей знал. Да и сама-то Великая теорема без этого казуса гроша ломаного не стоит – не будь этой загадочной надписи на полях «Арифметики» Диофанта, ни один математик не обращал бы на нее ни малейшего внимания – как на одну из бесчисленного списка желаемых, но еще не решенных проблем. Но надпись «Я нашел поистине сказочное доказательство этой замечательной теоремы, но места на полях недостаточно, чтобы привести его здесь» поставила раком все научное мышление человечества, которое нашло весьма ловкий, но трусливый способ увернуться от предложенного диалога: «Автор Великой теоремы ОШИБАЛСЯ!»...

Я много раз приводил психологический анализ этой записи с весьма убедительным для себя выводом: Пьер Ферма НЕ ошибался и НЕ лгал!!! А после доказательства теоремы Эндрю Уайлсом общественный интерес к Пьеру Ферма существенно поубавился. Однако у меня свои нравственные законы и, благодаря подсказке Мэтра, 4 сентября этого года я ЕГО доказательство нашел-таки! Тем самым я создал два нерукотворных памятника – величайшему из интеллектуалов Пьеру Ферма и... безграмотному математику-изобретателю, решившему проблему, над которой по существу всё человечество билось три с половиной столетия! Не могу с уверенноостью заключить, что этого остоятельства достаточно, чтобы навека связать имена Мэтра и школяра, но если отныне теорема Ферма будет называться теоремой Ферма–Сорокина, то, пожалуй, имя последнего тоже войдет в анналы вечности, тем более, что простота формулировки делает ее понятной широкой публике.

Впрочем, я надеюсь, что потомки будут благодарить меня за более полезные открытия, ну да «будем посмотреть»...

А в заключение я хочу напомнить о самом великом человеке в Истории, по сравнению с которым все великие ученые и военные подвиги – ничто. Это Ирена Сендлерова, спасшая две с половиной тысячи детей от смерти в газовой камере концлагеря. И за КАЖДОГО спасенного ей грозила виселица!..