Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 27. гл

Наталия Маркова
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 27. ГЛАВА 9. СТ. 18-34. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


18.Я –цель, опора, господин (мужчина, хозяин, владелец), Свидетель, Обитель, Прибежище и самый близкий друг. Я – творение и уничтожение и Я – промежуточное существование, Я – место успокоения и Я – нетленное семя.

КОММЕНТАРИЙ:

Совершенные духовные знания надо уметь правильно понимать, и буквально и не буквально. К ним надо относиться с великой осторожностью, ибо здесь можно мыслью и согрешить. Поэтому, непременно надо в себе просить Бога время от времени их разъяснить, ибо ум человека склонен спекулировать или извлекать из Божественных откровений то, что душе более подходит, защищая ее интересы. Надо уметь во время медитации и вовремя остановиться, если пошли отталкивающие энергии, уведомляющие, что человек мыслит не верно или просто греховно. Такие энергии Бог человеку дает в виде сомнений, внутреннего беспокойства, когда мысль как на распутье…  На примере данного стиха можно предостеречь и просмотреть варианты простого мышления человека, который на пороге преданного служения и который готов медитировать на Божественные откровения, не обладая еще необходимым уровнем понимания и чистоты перед Богом, что также обуславливает и сам результат.

Я – цель. Как это понять? Прежде всего, это цель Бога на творение. Что есть его, творения, материальное и духовное развитие, проведение в материальном мире Своей энергии в виде отделенных неотделимых частиц, облаченных в материальные тела, от низших форм проявления до высших, человека, и в теле человека через преданное служение возвращение к Богу на духовный план.

Также, это цель, которую дает Бог Своим энергиям, живым существам, в пути их материального и духовного развития в условиях материального мира. Бог полностью Управляет Своим творением, давая ему мыслительный процесс, память, материальные и духовные желания, также смысл жизни и на разных этапах материального и духовного развития дает цель, план, сомнения…

Цель Бог дает живым существам и в очень низких формах существования, в проявленных и непроявленных, движущихся и неподвижных, осознающих себя и не осознающих. Цель своего движения и существования имеет на самом деле также и любая форма материи. Будучи энергией, она управляема целеполагающими энергиями Бога, считывая их, как цель, ибо это есть потенциальная форма существования движущихся и осознающих и не осознающих себя живых существ. Цель имеет и атом, и молекула, и ядро, и камень, и скала, и океан, и ручей, и песок, и клетка, и простейшие, и невидимые живые уже облаченные в материю существа… Весь материальный мир, каждая планета, вселенная, как и каждый сюда входящий элемент… все имеет от Бога цель и целью Бога Управляем.

Но на каждой ступени материального развития, начиная с самых простейших форм самопроявления и внутренней организации, как и форм тела, есть своя цель, свое в свою меру осознание, своя индивидуальность, ибо все исключительно есть энергии Бога, где присутствует Творец Сам Лично Своими полным целым и побуждает свои энергии к восприятию Указаний Бога в виде непрерывных энергетических посылов извне и изнутри. Все до малейшего на связи с Богом изначально, непрерывно, в полной мере для своей ступени. И та как бы неживая природа, которая присутствует в материальном мире, непременно есть, считается в Боге живой, есть источник живых существ, имеет к этому направлению неосознанную цель, поддерживаемую и направляемую Творцом. Ибо, грубо говоря, из камня Бог творит жизнь непрерывно и этому нет конца, и это цель Всевышнего на все времена.

Таким образом, материальный мир, как и духовный, пронизан Божественной целью, где каждый участник цели, получает ее из Рук Бога извне и изнутри согласно ступени своего развития, как направление движения, как то, что всегда поддерживается Богом, как то, без чего творение никогда не сможет развиться до уровня человека и далее и более того. В более сложных формах жизни цель уже дается, или развивается до осознанной, опредмеченной, понятной, через мыслительный процесс в виде образов ситуаций и обстоятельств, цель, в некотором роде и планирующая, дающая возможность обозревать, оценивать, сопоставлять, выбирать и определяться. В теле человека цель становится более направленной, осмысленной речевыми уточняющими и анализирующими возможностями человека, постановка цели становится абсолютной жизненной осознанной необходимостью. Но все это дается человеку Богом, но под влиянием иллюзорных энергий Бога, которые все еще продолжают оказывать на него воздействие, и такие, что человек любую свою цель, как и на низших формах существования, принимает за себя, свое проявление, свои качества.

Но на цели человека можно немного остановиться. Ибо здесь цель может опираться не только на поддержание тела, не только на добродетельные поступки, но и на вещи достаточно греховные. Но Бог Говорит: Я – цель.
Значит, Бог дает человеку цель и на греховные проявления? Да. Бог дает устремление, Бог дает и план, связанный с целью и саму цель. Но надо хорошо понимать, что Бог РАБОТАЕТ со Своим творением. Цель Бога на творение – его развитие. Для этого непременно необходимо развитие его качеств. Но душа идет к Богу с самых низких ступеней материального развития. До воплощения в теле человека она проходила путь низшей природы, обитала в телах животных и потому обладает очень не высокими качествами, которые в животном мире служили выживанию, а в теле человека препятствуют его  материального и духовному развитию. Поэтому надо избавляться от таких качеств, как гнев, зависть, жестокость, эгоизм… Тем более, что человек начинает проявлять на низших ступенях свои качества изощренно, идя на поводу низших желаний. В этой связи непременно надо эти низшие качества проявить через материальные игры и роли, непременно надо, чтобы человек эти качества увидел, необходимо, чтобы общество поставило ему на вид о несовместимости таких качеств с пребыванием в человеческом обществе. Человек должен начинать осознавать, что такие качества приносят страдания и не только другим. Поднимая, проявляя в человеке такие качества через поставленную в нем греховную цель, Бог непременно как бы их обналичивает присутствие и ставит человека перед фактом, что они имеются. Далее следуют последствия греховной деятельности, влекущие наказания, которые всегда есть зеркальное отображение греховной деятельности человека и его греховных качеств, но направленные на него самого через другого человека, обладающего такими же качествами. Проходя через страдания, человек осознает всю пагубность и все последствия таких качеств на себе или своих близких и так постигает их неприемлемость в материальном мире и в человеческом непременно обществе. Поэтому Бог вовлекает человека постоянно в те или иные игры и роли, дает ему непременно греховную цель, которая соответствует пониманию и качествам человека, легко принимается за свою, далее человек терпит страдания и таким образом начинает идти по пути очищения. Но, а тот, через кого Бог наказал через его цель, тот благополучно становится в очередь за своим наказанием. Т.е., по сути, Бог, давая цель человеку, ту или иную, непременно преследует и Свою Божественную цель – развитие человека через работу над его качествами в круговороте рождений и смертей.

Т.е. цель от Бога, она может выглядеть, как искушение, соблазн посулами материального мира, которые и заманивают в ловушку наказаний и таким образом очищения. Точно также дается и добродетельная цель, которая обеспечивает человеку и помощь, когда он оступится или проявит качества низкого порядка...

Я – опора. Здесь имеется очень большая возможность для йога в процессе медитации на Бога. Материальный мир дает человеку не мало путей преодолений, как и проявления себя. Но также он изобилует непредвиденностями или такими лабиринтами всякого рода, которые могут приносить очень большие неприятности человеку, тем более на самых ранних ступенях материального и духовного развития или преимущественно материального. Такого человека, еще обладающего большим разнообразием греховных качеств и устремлений, поджидает много неожиданностей, где человек просто не знает, как ему быть, ибо все может видеться, как великое крушение всех надежд. В таком случае, именно опорой, именно ведущей Рукой всегда является Творец, абсолютно Знающий Свое творение, помогающий ему постоянно и через мыслительный процесс, и через других людей, и через обстоятельства, и многие другие врата, к которым буквально подводит и помогает ими воспользоваться. Бог Кришна является опорой всему творению, каждому живому существу, в любое мгновение, в любой период. Бог - опора и для верующих и для слабоверующих; Бог - опора через и других людей, через их руки, через их качества и понимание. Бог - опора и через благосостояние других и через их мудрость, через качества и через их любые возможности. Также Бог есть то, на что человек физически опирается или рассчитывает, или надеется. Бог дает опору в виде надежды, в виде окружения, в виде семьи и работы. На самом деле люди, даже не верующие, постоянно в себе надеются на тот или иной исход событий и должны понимать, что мысль, основание, причину, внутреннее обозрение ситуации – все и каждому дает только Бог. Бог дает опору в виде памяти, в виде знаний своих и других, в виде материальных благ своих и других, Бог дает и силу физическую, и моральную… Буквально все в человеке и вне человека способствует его жизнедеятельности, есть опора, есть Воля Бога. Есть Сам Бог.

Я – Господин.  Здесь лучше всего понимать, что Бог – Творец, Высший Управляющий материальным миром, Тот, Кто развивает материальный мир, от Кого все исходит. Но также в некотором роде можно эти Слова Бога понимать и в связи с человеком, о котором можно сказать, что он господин. Через такого человека, так воспринимаемого другими, Бог может управлять, делать акценты, наказывать, заставлять подчиняться… Но с целью развития других, возвращения перед Богом кармических долгов, с целью также воспитания того, кто в данной ситуации назван господином и имеет от Бога некоторую власть, ибо в материальном мире все условно имеют определенное от Бога данное положение, непременно используются Богом для влияния и управления через них другими. Это не титул, ни особое положение перед Богом, это материальные игровые иллюзорные приемы, это работа Бога в материальном мире.

Господином можно назвать и мужчину, и хозяина и владельца в материальном мире. Через мужчину Бог объявляет свою Волю в семье, через хозяина Управляет материальными благами и рабочей силой, через владельца – преумножает и распоряжается, всем им, этим людям давая иллюзорное, но работающее основание так себя понимать и так действовать согласно своим качествам и своему положению. Через так определенных людей Бог Управляет в материальном мире, упорядочивает его, ставит в обязанность, дает наказания, дает и поощрения… Но невозможно сказать, что такие люди в материальном мире точно выполняют Волю Бога, но делают все сообразно своим качествам, уровню материального и духовного развития и точно также, как все, могут ошибаться, могут совершать греховные и не слабые деяния, могут служить Богу и средством наказания другим и непременно могут наказываться сами. Понятно, что в этом смысле эти все роли ни есть Сам Бог, но именно через них Бог провозглашает свои требования разного порядка. Бог Знает как и через что вести и развивать материальный мир, все есть труд Бога, где Бог работает в пределах уровня ступени материального и духовного развития людей, в пределах их качеств, Плана Бога на каждого и непременно с учетом кармы всех и каждого.

Бог – Свидетель. Это также надо понимать несколько двояко. Бог – Свидетель всего, что делает, думает, планирует человек, полностью Знает все, что было в прошлом у каждого, Знает, что предстоит каждому и непременно Сам будет Свидетель всего, чему еще быть. Это понятно, ибо Бог Собой пронизывает весь материальный мир, входит в него, остается в нем полным Своим целым. Бог изначальный Свидетель всего, ибо есть Высочайший Творец, абсолютно Знающий Свое творение и непрерывно им Управляющий.

Также, Бог присылает свидетелей любому событию в материальном мире, приводит их и на место преступления и открывает им рот, и дает им память и свидетельство о том, чему быть явным и закрывает рот тем, кому не время свидетельствовать.

Бог – Обитель. Чаще всего имеется ввиду духовный план, то место, куда Бог направляет человека из материального мира. Эта Обитель считается Высшей, Нетленной, Конечной. Но есть еще понимание Святой обители, где имеется ввиду храм, церковь, монастырь… Место где Богу поклоняются, преданно служат Богу, ведут отрешенный образ жизни. На мирскую жизнь это определение не распространяется, и никак под словом Обитель не следует понимать жилище человека или материальное строение, используемое не в религиозном смысле. Но и здесь надо понимать, что Бог, Личность Бога выходит на рамки понимания места поклонения Богу, есть условное название Бога и разумный должен это понимать. Духовный план также, являясь конечной Обителью, ни есть Сам Бог, но входит в Тело Бога.

Бог – Прибежище. Это понимается только в религиозном понимании. Бог, Творец, Высочайшая Личность изначально есть Прибежище всех живых существ. Это означает, что непременно надо уповать на Бога, Знать Бога, как Высшего Управляющего материальным миром. Непременно постоянно надо поклоняться Богу, видя в Нем Причину всех причин, Того, от Кого зависит все. Непременно надо посвящать свою жизнь Богу, надеяться только на Бога и не видеть причиной никого другого ни в материальном мире, ни за его пределами. Человек не может быть прибежищем. Но руками человека Бог может помогать, давать еду, кров, решать проблемы. Но Изначальным Прибежищем надо знать только Бога. Здесь недопустимы разнотолки.

Я – самый близкий друг. Как здесь можно мыслить. Большая ошибка понимать Бога, как друга человеку. Это не Божественная категория и не имеет к Личности Бога никакого отношения. Но так было сказано Арджуне. В те времена бытовало понимание, что с Богом можно быть в тех или иных отношениях – дружеских, супружеских, рыцарских и пр. Это все неприемлемо. Но такие игры и роли существуют даже на духовном плане. Но они имеют только воспитательное значение. Не более и не менее. Это все та же работа Бога с человеком через иллюзорные энергии. Но надо знать, что истинные, изначальные отношения с Богом только подчиненные, только через путь непосредственно преданного служения. Но и в таких отношениях человек непосредственно на Личность Бога не выходит. С каждым Бог строит отношения только через Свои иллюзорные энергии. Бог есть для человека Высший Управляющий, Творец, Изначальная Божественная Личность, Верховная Личность Бога, Абсолютная Истина, Отец творению. Только так можно медитировать на Бога и только через это обращаться к Богу в своих молитвах.

Я – творение, Я – уничтожение, Я – промежуточное существование. Здесь нечего добавить. В период творения Бог создает материальный мир из сосредоточенной в Нем, в Божественном Теле, материальной субстанции, переводя ее из непроявленного состояния в проявленное. Весь период существования материального мира поддерживает его, развивает, пронизывая Собой Свое творение и оставаясь в нем Своим полным целым. И в момент уничтожения материальный мир переходит из проявленного состояния в непроявленное и сохраняется в Теле Бога до начала нового творения.

Я – место успокоения. Как это понимать? Здесь точнее надо понимать не место успокоения, а место мира в себе. Все энергии, все состояния все внутренние преодоления человеку хорошо знакомы. В материальном мире уже умудренный жизнью человек не желает другому богатств, славы или великих денег, но мира в себе, ибо жизнь перенасыщена проблемами, страданиями, всякого рода потерями и переживаниями. На фоне всего мир в себе человек испытывает далеко не часто. Но тот, кто осознал ценность такого состояния, он не пожелает себе никаких благ и ни в каком направлении, но то, что успокоит, даст просто хлеб насущный, здоровье и труд. Это состояние мира в себе не просто достичь материалисту, но чаще достигается йогом вследствие не только долгой практики йоги, но и потому, что человек начинает уклоняться от материальных игр и ролей, не желает себе слишком многое, не борется за власть, не устремлен к посулам материального мира. В таком случае он отходит от влияния иллюзорных энергий Бога, идет по пути отрешения, и Бог его вознаграждает миром в себе, что есть то, что йог называет великим удовлетворением или счастьем не имеющим ничего общего с счастьем материальным.

Я – нетленное семя. Здесь просто надо всегда понимать, что Бог есть Тот, от Кого все изначально исходит. Но Сам Бог и есть это семя и не это семя, хотя входит во всякое семя изнутри Своим полным целым, остается в нем и развивает его. Личность Бога непостижима.



19.Я даю тепло, Я удерживаю и посылаю дожди, Я также, непременно, Смерть и Бессмертие, Я дух и материя, О, Арджуна.

КОММЕНТАРИЙ:

Я – даю тепло. Я – удерживаю и посылаю дожди. В материальном мире человек должен понять, что погода ни есть нечто произвольное, стихийное, но есть проявление Воли и Плана Бога. Бог управляет температурой, давлением, силой дождя, ветром, ураганом… Бог дает благоприятное и неблагоприятное самочувствие человеку в зависимости от перепада температур или смены погоды. Никогда человек точно не может знать, что его в этом направлении ожидает, но некоторые возможности, все же необходимые для жизнедеятельности людей, Бог дает через науки, через материальную деятельность человека, как и через его интуицию. Также, как Бог дает дождь, так и дает Засуху, дает все температурные нормы и отклонения, дает и то, что есть для человека испытанием и то, что преодолеть человек не может, но все в зависимости от кармы человека, от его заслуг перед Богом.

Также, непременно, Я Смерть и бессмертие. Речь идет об оставлении тела живыми существами, включая человека. Вопрос о смерти - вопрос невежественных людей. Хотя эта тема самая болезненная и самая неотвратимая для каждого. Именно Бог дает каждому момент оставления тела. Этот вопрос касательно смерти решен еще задолго до рождения любого живого существа и непременно имеет отношение к Плану Бога на это живое существо, как и к его непременно карме. Никто не может сам лично решать вопрос касательно смерти ни своей, ни другого. И если человек мыслит, что сам распоряжается своей жизнью или жизнью других людей, то, несомненно, это иллюзия. Без Воли Бога никакие вопросы материального мира никакого уровня не могут быть решены, и мысль не будет дана, и желания не будут присутствовать, и не будет ни возможности и ни обстоятельств. Никогда видимая смерть не является таковой. В момент смерти душа просто выходит из тела и ждет дальнейшую свою участь. Она хорошо себя осознает, все видит, слышит, понимает, движется, может себя контролировать, мыслить и порою не сразу осознает, что оставила тело. Смерть есть никогда не случайность. Не стечение обстоятельств, но строгое следование всех событий Воле Бога. Значит, уже подготовлены будущие родители, есть необходимые условия, будет дано нужное окружение – все благоприятствующее дальнейшему пути человека в новом теле с новыми возможностями, где, однако, сохраняются качества души, желания, склонности, убеждения, ее собственно личностные характеристики, которые будут напоминаться постепенно по мере роста, по мере требования ситуации. Если человек оставил тело, то на это только и однозначно Воля Бога и по сути нет и не может быть другой причины. Он все в этой жизни уже исчерпал и далее ничего в этом теле уже и не должно было быть. Но если виной Бог показал желания и умышленные или нет действия другого человека, если Бог дал смерть из-за греховных помыслов другого человека, если этот другой человек мыслил и желал такого исхода другому, то считается, что он шел на поводу своих низших качеств, и они должны быть исправленными через наказание, которое Бог опять же дает человеку Своими путями и чаще всего через правоохранительные органы или обстоятельства и ситуации, уготовленные Богом, иногда и через греховных людей.

Также надо понимать, что Бог есть – Бессмертие. Бог извечен. Душа есть отделенная неотделимая частица Бога. Но в материальном мире развитие этих частиц невозможно без их телесного обновления, как и без обновления возможностей человека. Но на духовном плане смерти как таковой не существует. Однако, там также имеются свои обновления, свои методы развития, свои страхи и свои новые возможности.

Я – дух и материя. Здесь надо быть несколько осторожным в понимании и проповедях. Сам Бог – Духовное живое существо. Тело Бога – духовное. Это надо знать однозначно и не приравнивать Бога к материи. Материя есть энергетическая субстанция, входящая в Тело Бога. Но эта субстанция непрерывно Волею Бога развивается через работу Бога в материальном мире, переходя в те субстанции или стихии, которые уже есть лоно для появления и развития живых существ. Таким образом, материальная энергия через материальный мир одухотворяется через тела живых существ до уровня сознания человека и возвращается к Богу в условия духовного плана, переходя в состояние непрерывного преданного служения в непрекращающемся процессе материального и духовного развития именно в условиях духовного плана.



20.Знатоки трех Вед, пьющие сок Сома, очищающий от грехов, поклоняясь Мне жертвоприношениями, молят о пути на Небеса (на райские планеты). Они, достигая добродетельные планеты полубогов, управляемые Индрой, наслаждаются на Небесах божественными наслаждениями богов.

КОММЕНТАРИЙ:

Это все было сказано для уровня развития и понимания Арджуны и его современников и тем, кто за ними следовал. На самом деле эти знания отнюдь не истинны, но и такие давались Богом для того, чтобы человек все же поклонялся не вымышленным мистическим живым существам, но Самому Богу Кришне. Этот стих изобилует многими неточностями, но главное через него можно было донести из расчета ступени развития Арджуны. Надо знать, что нет такого напитка, который бы смог очистить от грехов. Но в исторических хрониках они, такие напитки, упоминаются, как средство достижения райских планет, как средство очищения, как то, что дает человеку силу и выносливость. Также, невозможно сказать, что Бог такого рода просьбы (…молят о пути на Небеса…) удовлетворял. Отнюдь. Человек вновь рождался в материальном мире и шел по пути материального и духовного развития примерно начиная с той ступени, на которой и остановился. Если человек вследствие добродетельного образа жизни претендовал на материальные блага, на власть или славу, то, если карма позволяла, Бог давал ему и такой путь, и все плоды своей благочестивой деятельности человек мог исчерпать в условиях материального плана, на той же планете, где и оставил тело. Однако, невозможно сказать, что в Бог категорически не дает рождение и на райской планете. И это возможно. Но это зависит от Плана Бога на человека и непременно кармы человека.

21.В огромной степени насладившись на райских планетах и исчерпав последствия своей благочестивой деятельности, они снова падают на смертную Землю. Таким образом, те, кто полностью следуют доктринам трех Вед, желая удовлетворения чувств, выигрывают рождение и смерть.

КОММЕНТАРИЙ:

В любом случае, если человек не занимается преданным служением именно Богу Кришне, он непременно идет по пути рождений и смертей. Другого не дано. Но стих построен так, чтобы убедить Арджуны в бессмыслице претендовать на райский план, как бы человек ни старался быть добродетельным и какие бы жертвоприношения ни приносил полубогам. И Арджуна, и его современники и последователи… все доверяли обещаниям Вед и устремлялись свои старания духовного порядка посвятить именно тому, чтобы после смерти в полной мере насладиться  на райской планете,  в великой степени, и такими материальными желаниями преимущественно и были руководимы, исполняя и жертвоприношения, и идя по пути благотворительности и аскетизма.. Но более всего они ошибались в том, что изначально направляли себя на поклонение полубогам, тем, по сути, открывая врата к круговороту сансары, вновь обрекая себя на страдания и преодоления, и не более того.

22.Те люди, которые, не отвлекаясь умом, должным образом поклоняются Мне, им, всегда с твердой верой и преданностью вовлеченным в соединение со Мной, защиту при исполнении практики йоги несу Я.

КОММЕНТАРИЙ:

Непременно надо хорошо понять, что невозможно достичь успех  в духовной практике, если человек не направляет эту практику только на Бога Кришну. Об этом Бог предупреждает Арджуну и неоднократно.

23.Те бхакты,  которые, наделенные верой, поклоняются другим полубогам, и они также непременно поклоняются  Мне, о, сын Кунти, но это было неизвестно в древние времена.

КОММЕНТАРИЙ:

Также, непременно надо знать, что, если человек, имея свою цель, поклоняется полубогам,  то как бы человек ни старался,  какой бы силы веры он ни был бы наделен, он вновь возвратится в материальный мир, ему снова предстоит вращать колесо сансары, ибо его поклонение полубогам не будет зачтено, не даст ему  успех в его духовной практике, ибо Бог Кришна следит за всеми его стараниями, которые, по сути, направлены на удовлетворение своих чувств, материальных желаний, на успехи в новом рождении. Здесь нет ничего, что бы удовлетворило Бога Кришну. В таком случае снова человека ожидает рождение, снова путь страданий и преодолений, снова поиск Бога… Но зачем эти все старания посвящать тому, кого не существует? Это – религиозный тренажер, подготавливающий все же качества человека к преданному служению Самому Богу Кришне, но в свое время. Бог Кришна объясняет Арджуне, что за полубогами стоит Он Сам. Он дает устойчивую веру, желание, возможности, религиозное мышление, навыки, устремляет по пути аскетизма и жертвоприношений, принимает жертвоприношения, принимает аскезы и распоряжается плодами добродетели. Пора это знать, пора осознать, что нет других Богов, нет другой воли, нет другого и направления. Но если человек поклоняется Богу Кришне, то Сам Бог обеспечивает ему все для этого условия, дает все, что необходимо, и Сам ведет человека к Себе, дает ему подходящие время, место и возможности, ослабляя страдания и потрясения.

24. Непременно, Я и Наслаждающийся и Господин всех жертвоприношений, но они не знают обо Мне этой Истины и поэтому падают.

КОММЕНТАРИЙ:

Таким образом, Бог Кришна объявляет Арджуне и всем, что непременно следует поклоняться только Ему, Верховной Божественной Личности, только Он, Бог Кришна, принимает все жертвоприношения, только Он распоряжается плодами жертвоприношений, добродетели и аскетического образа жизни человека. Это – Истина. Но тот, кто это не знает, непременно просто тратит время, не получая, можно сказать, никаких явных результатов своих духовных усердий, но вновь и вновь идет по пути рождений и смертей.

25.Давшие обет полубогам, идут к полубогам, давшие обет предкам, идут к предкам, поклоняющиеся духам и приведениям идут к духам и  приведениям, поклоняющиеся Мне, опять же, идут ко Мне.

КОММЕНТАРИЙ:

Дело обстоит похуже. Очень редко кто достигает на время райских планет, но в основном возвращаются на свою планету и продолжают идти по пути страданий и преодолений. Никто также не идет к предкам, ибо такого пути нет, не идут также ни к духам и ни к приведениям. Но Бог направляет на материальный план, в лучшем случае давая человеку возможность продолжить свое духовное развитие через религию. Но бывает и так, что качества еще слишком неразвиты и приходится думать лишь о продолжении их развития в условиях подходящих, но не всегда тех, на которые и смотрел человек, идя по пути жертвоприношений и поклонения потусторонним силам.

26. Тот, кто с преданностью предложит Мне лист, цветок, плод или воду, от него Я приму это подношение, если он идет по пути очищения.

КОММЕНТАРИЙ:

Очень для слабых ступеней преданного служения это можно принять. Может быть, для неофитов, которые еще очень далеки от полноценного преданного служения или это можно использовать тем, кто хочет привлечь своих родственников хоть к такому уровню преданного служения с надеждой, что далее Бог Сам поведет.  Бог Говорит с Арджуной, как с человеком, стоящим на очень не высокой ступени материального и духовного развития. Это еще далеко не созревший в духовном плане человек, чтобы с ним можно было говорить строго и по существу. Здесь как бы необходимо определенный подход. Собственно, и со всеми, ибо люди его периода примерно так и могли воспринимать. Предложить Богу лист, цветок, плод или воду – это по всем счетам несерьезно. Высота Бога такова, что с Богом так не говорят, это не предлагают. Это очень невысокий вариант приношения Богу. Бог на самом деле не примет. Не посмотрит. Тогда можно было так сказать. Теперь – категорически нет и нет. Это не детский сад. Богу предлагают только преданное служение. Только плоды своего труда, свой труд. Никаких цветов, никаких лепестков… Бог изничтожит так дающего. Чтобы быть угодным Богу, необходимы многие вещи, вся жизнь человека должна быть до секунды посвящена Богу. Аскетизм, добродетель, простой образ жизни, контроль ума, желаний и чувств, направленный на Бога постоянно мыслительный процесс, отрешенность, отказ от материальных наслаждений, очищение своего существования, постоянное поклонение Богу, жертвоприношения, путь карма-йоги, развитие качеств, смирение, терпение, не многословие, контроль одежды, прически, речи, поведения, не осуждение, видение везде Бога и все в Боге… Бог отменяет прасад. Любая пища готовится обычно. Есть отказ от некоторых продуктов, оговоренный в религиозных принципах, и этого следует придерживаться.

Бога непременно надо благодарить до и после еды. Не следует Богу насыпать в тарелку еду и предлагать. Это категорически делать современному преданному не следует. Но поклониться перед едой, попросить прощение, поблагодарить Бога – это делать непременно перед каждым приемом пищи. Чтобы ты ни ел, непременно, не беря еще в руки, сложи ладони, поблагодари Бога, сотвори молитву благодарственную, попроси прощения и ешь. После еды поклонись, поблагодари и попроси прощение. Никаких лепестков, цветов, гирлянд…все это Бог прекращает в преданном служении Богу Кришне. Этот путь был в прошлом. Пора понять, что Бог – Высочайшая Личность, и требования Бога к преданным перешли на новый и более строгий уровень.


27. Что бы ты ни делал, что бы ни ел, что бы ни предлагал, что бы ни отдавал, через какую бы тапасью ни проходил, о, сын Кунти, делай это как подношение Мне.

КОММЕНТАРИЙ:

Если речь идет о еде, непременно надо Бога благодарить. Если речь идет о благотворительной деятельности или тапасье, то это надо посвящать Богу, не претендуя на плоды любой своей деятельности. Посвящается Богу через мыслительный процесс, через молитву, через благодарение. Но этого далеко не достаточно, чтобы освободиться от последствий греховной деятельности. Для этого необходимо преданно и полноценно служить Богу. А указанный стих относится к духовной практике, элементу памятования, составной части преданного служения.

28.Таким образом, ты освободишься как от благоприятных, так и от неблагоприятных плодов, которыми связывает кармическая деятельность. Практикой йоги вовлеченный в состояние отречения своей духовной сущностью, ты достигнешь Меня.

КОММЕНТАРИЙ:

Невозможно отречься или преодолеть благоприятное и неблагоприятное в своей жизни только посвящая или предлагая все плоды любой своей деятельности Богу Кришне. Т.е. уровня одного мыслительного процесса мало. Надо реально поклоняться Богу, заниматься благотворительной деятельностью, быть аскетичным, вести простой образ жизни, не вовлекаться в излишние материальные игры и роли, вести отрешенный образ жизни, контролировать свои чувства, желания и мыслительный процесс, а также непременно необходимо свой труд, как и плоды труда, посвящать Богу. В этом случае речь идет не о достижении Бога, а о выходе на духовный план. Но этот вопрос решает только Бог.  Но невозможно было все эти требование сразу предъявить Арджуне. Ему следовало вовлекаться в преданное служение постепенно, начав хотя бы с того, чтобы предложить плоды своего труда, а речь идет о сражении, Богу. А далее Бог так старающегося человека непременно поведет Сам, постепенно усложняя через мыслительный процесс духовную практику и давая непременно направление через сами совершенные духовные знания.

29.Я равно расположен ко всем живым существам. Нет никого, кто был бы Мне ненавистен или более дорог. Но те, кто преданно служит Мне, они во Мне, и Я в них.

КОММЕНТАРИЙ:

Это Истина. Бог равно расположен ко всем живым существам и в этом не может быть сомнений. Все перед Богом равны. И преданные и те, кто еще идет по пути материальных наслаждений. Каждый выполняет то, что ему и положено согласно своим качествам, ступени материального развития, согласно и карме, как и Плану Бога на человека. Каждый, так или иначе, но идет по пути своего развития. И тот, кто уже поклоняется Богу Кришне, и тот, кто пока добирает качества, идя по пути привязанности к материальному миру и всем его проявлениям.

Также, нет ни одного преданного, кто в свое время не побывал на первых ступенях материального и духовного развития. Но есть те люди в материальном мире, кого пора будить, кто заигрался материальными играми, в то время, как качества уже достигли того уровня, что можно говорить о преданном служении и, так сказать, пора начинать таких людей тормошить событиями и проблемами материальной жизни, устремляя мысль на строгое религиозное направление, также впоследствии и на преданное служение Богу Кришне. Бог присутствует в каждом. Но когда речь идет о преданных Бога Кришны, то это уже тот уровень, когда Бог практикой преданного служения выводит человека на необходимость постоянного памятования о Боге, что становится насущной необходимостью и потребностью человека, помимо и его духовной практики высокого порядка. Это, именно памятование о Боге (Я – в них), непрерывное, и отличает преданного от материальных людей, и Бог, по сути, на это и указывает Арджуне.

30.Даже если человек совершает достаточно дурные поступки, но преданно служит Мне, без отклонений, он непременно должен считаться святым, поскольку он полностью утвердился разумом.

КОММЕНТАРИЙ:

Вопрос о святости – достаточно болезненный вопрос для преданных или большинства. Духовная практика такова, столь не проста и требует столько сил и отдачи, не смотря на то, что человек управляем и полностью ведом Богом и все здесь как бы оговорено и предусмотрено Богом, но все же так не прост этот путь преданного служения, что очень сложно многим преданным не посчитать такое подвижничество святостью и не менее. Увы. Все святые в материальном мире притянуты за уши. Нет их. Нет ни одного человека, который бы не был греховен перед Богом, кто не обладал бы среди прочих и низменными качествами, кто бы в предыдущей жизни не совершал достаточно низкие поступки. Ни один, объявленный святым, не оказывался после оставления тела на духовном плане, но еще вращал и вращал колесо сансары, ибо и качества, и духовная практика, и уровень совершенных духовных знаний всегда был очень и очень не высок. Но Бог давал такое понимание о себе старающимся в Боге, давал им и некоторые мистические способности для подтверждения избранности, ибо необходимы были Богу такие условные посредники и чудотворцы, к которым Бог направлял невежественных верующих, которые могли бы поклоняться Богу  через них, чтобы удержать их в вере, но никак не давать еще поклоняться Себе, Самому Творцу. Ибо Самому Творцу поклоняться не возможно, если человек не занят в полноценном преданном служении и обладает низменными качествами.

Таким образом, многие преданные легко попадаются на такую приманку, объявляющую их святыми, тем беря дань за свое служение Богу Кришне и таким образом обрекая себя на круговорот сансары. Как только человек читает такой стих и соглашается с тем, что он святой, он тотчас и безоговорочно падает. И в этом не может быть сомнений. Даже самый старательный преданный непременно греховен, непременно способен на достаточно низкие поступки, непременно еще в немалой степени привязан к наслаждениям материального мира.  Невозможно также утверждать, что преданный полностью утвердился умом и разумом. Есть и то, где он слаб, в сомнении, где поступает сообразно своим качествам, не высокого порядка. Только Бог знает степень утверждения человека разумом. И никогда такое утверждение не бывает абсолютным.

31.Религиозная душа очень быстро достигает (в себе) продолжительный мир. О, сын Кунти, смело заявляй любому, что Мой бхакта никогда не погибает.

КОММЕНТАРИЙ:

В преданном две вещи и во все времена идут параллельно – и потрясения и мир в себе. Бог никому не дает продолжительность мира в себе. Это не рай и не духовный план. Но и там тоже Бог найдет, чем потревожить. Жизнь на любом плане не может стоять на месте, не может выжидать, не может быть без проблем. Это никак не возможно при том, что Бог непрерывно развивает свое творение. А это путь страданий и преодолений, путь постоянной работы над живым существом, путь не простой, путь извечный и привносящий. Для преданного это путь сотрудничества с Богом, путь полного подчинения Богу, но в некоторой иллюзии самости. Но тем не менее, человек свои изначальное положение перед Богом обязан знать, обязан следовать Воле Бога, ибо, иначе, он будет отстранен от преданного служения, пока не доберет в материальном мире те качества, которыми Бог сможет распорядиться во благо совместному труду в преданном служении. Но когда человек Милостью Бога достиг качества, угодные богу, то путь преданного служения становится необратимым. В таком случае Бог оказывает преданному постоянную поддержку, давая все необходимое, помогая преодолевать трудности, управляя этим процессом преданного служения так, что человек не может не видеть постоянное присутствие Бога в своей жизни, как и помощь Бога постоянную. Поэтому есть смысл говорить о том, что преданного Бог доводит до конца и далее выводит за пределы материального существования, не давая ему погибнуть, как преданному, хотя Милостью Бога такой человек может еще повращаться в колесе сансары. И будет потрясаться, и будет преодолевать. Но как преданный  не погибнет. И в этом не должно быть сомнений.



32.О, Партха, все те, кто укрывается во Мне, включая тех, кто является источником греха: женщины, торговцы, а также шудры – все они непременно идут к своему высшему назначению.

КОММЕНТАРИЙ:

Источником греха являются все. Но указанные люди выбраны Богом не потому, что именно они в своем большинстве склонны к греховной деятельности, но потому, что с глаз Арджуны это видится очевидным, приемлемым суждением о людях этого уровня материального и духовного развития. Надо заметить, что Бог Говорит с Арджуной с учетом его уровня понимания, его знаний, его ступени материального и духовного развития. Ему невозможно пока объяснить, что не все обстоит так, как ему видится, что далеко не всякий грех - великий грех, ибо к греховной деятельности человек может понуждаться обстоятельствами жизни, ситуациями, где человек становится перед выбором: или выжить или умереть. Не объяснить также Арджуне, что грех не складывается из одной жизни человека и есть то, что знает только Бог. И не всегда человек был в теле женщины и не всегда он был торговцем или шудрой; и Один Бог знает, кто более греховен, или тот, кто по своей деятельности призван убивать других, будучи воином, или женщина, которая вынуждена идти на греховные деяния, чтобы прокормить своих детей. Поэтому по всем счетам Бог с человеком на такие темы не говорит, ибо не сопливое это дело человека. Но Арджуне надо было донести важность, крайнюю необходимость преданного служения, как и его современникам. Поэтому надо идти тем путем, который оптимален и имеет лучший результат, ибо человек типа Арджуны непременно хочет возвышения на чьем-то фоне, считает себя мыслящим человеком и хочет следовать убедительным доводам, должен хоть малость почувствовать свое в чем-то превосходство или избранность. Это придает ему сил, уверенность, оптимизма, и все это во благо его выбору и решению, которое он будет принимать по Воле Бога в себе, но без внутреннего сопротивления, ибо оно ни к чему или категорически теперь не нужно, но подчинение, но понимание и желание внимать Богу и выразить готовность следовать Воле Бога.

33.На сколько же в большей степени это относится к благочестивым брахманам, бхактам, а также праведным царям этой временной, полной страданий планеты. Поэтому, приобретая, посвяти себя преданному служению Мне.

КОММЕНТАРИЙ:

И здесь снова прием Бога, который использует принцип сравнения, влекущий за собой однозначный как бы выбор. Но надо понимать, что Один Бог на самом деле Знает доподлинно, кто более заслуженный, или брахман, или женщина, или шудра. Или любой другой. Человеку это не видно. Человек не может судить по тому, что видит. Его надо направлять. Других вариантов нет. Приходится убеждать теми средствами, которые на самом деле иллюзорны или есть дань невежеству человека. Но важно, чтобы в любом случае человек извлек то, что потом и будет в помощь преданному служению или что выведет на путь преданного служения.

34.Всега думая обо Мне, стань Моим бхактой, поклоняясь Мне, выражай Мне почтение. Вовлеченный таким образом в преданное служение Мне, ты достигнешь Меня, всей своей сущностью устремившись ко Мне.

КОММЕНТАРИЙ:

Этот стих увенчивает все, что было сказано Богом в данной главе. Есть по сути логическое заключение, итог того, что намерен был лично Арджуне сказать Бог. Это понятные истины, но надо не ограничиваться несколькими стихами, но убеждать, но настаивать, приводить доводы. На самом деле все Святые Писания имеют только одну цель – привести к преданному служению, надо убедить человека, показать, что другого пути нет и не может быть в материальном мире, что это путь неизбежный, есть Воля и План Бога на творение, и этот путь непременно пройдет каждый, но в свое время. Надо постоянно думать о Боге, надо поклоняться Богу Кришне, непременно надо заниматься преданным служением во всей полноте. Только тогда человек устремится к Богу, этот путь станет для него необратим, его смыслом, его жизнью, посвященной Богу. Но, а если говорить о достижении Бога, то это весьма условно или в плане перехода на духовный план. Но достичь Бога ни в материальном мире через путь преданного служения, ни на духовном плане невозможно. Этот процесс не имеет границ, как и конца.