Монстра или китайские приключения бабушки и внучки

Ирина Федурина
В дорогу, в дорогу …

Я бабушка...
Какое мягкое слово! Так и перекатывается на языке. Ба-буш-ка. Б-а-а-а-б-у-у-у-ш-ш-ш-к-а-а-а. По звучанию эти семь букв похожи на ушко, на которое шепчут милые нежности,  и на подушку, к которой прижимаются тем же ушком, и еще на много других таких же добрых и теплых слов. Вот уже три года я ласкаю это слово и произношу его каждый раз по-новому.

Моя чудная внучка – миниатюрная, словно Дюймовочка, девочка. Зато характер у этой малютки далеко не ангельский. Если что-то Жене не нравится, сверкает голубыми глазками и возмущается так сильно, что справиться с ней не может никто.
– Женечка, иди завтракать, – зовет мама утром дочку, которая в комнате сосредоточенно раскладывает конструктор, чтобы строить из него башню.
– Я не буду есть эту кашу, – заявляет Женя

– А откуда ты знаешь, что на столе стоит каша? Может, я сегодня на завтрак приготовила кусочек волшебства?

– Я вижу, – раздается голос за спиной у мамы, которая от неожиданности вздрагивает. Оказывается, любопытная малышка тихонько пробралась на кухню и уже заглянула в тарелку.

– Ой, а кто это такой сладенький сюда пришел? Ну и что же ты видишь?
– Противную манную кашу с маслом в серединке.
– Но она вкусная, твоя любимая, садись за стол, пожалуйста.
– И ничего не любимая. Я манку не хочу, – Женя возвращается в комнату.
– Ну что ж, придется есть кашу мне, – сдает позиции мама, – а папе положу на тарелку солнышко. Оно такое красивое получилось, желтенькое, с нежной корочкой.
– Какое солнышко? – Женя снова прибегает на кухню. – Б-е-е-е, это омлет!
– Омлет? – удивляется мама, – я думала солнышко. – Ты попробуешь эту вкусняшку, хоть одну ложечку?
– Ну, давай, – нехотя соглашается голодная малышка, забирается на свой стул и открывает рот.
– Женечка, ты уже большая девочка, ешь самостоятельно, – говорит мама.
– Я еще маленькая. Покорми меня.
– Дочка, в три годика дети едят сами.
– А я не хочу.
– Женя, перестань капризничать. Ешь быстро сама, – включается в разговор папа, который тоже пришел на кухню.
– Тогда я не буду есть ваш омлет, – обижается Женя, категорично хмурит брови, надувает губы и сплетает возмущенно руки. Потом демонстративно сползает под стол и сидит там, пока семья завтракает.
Так девочка дрессирует домашних, а те – малышку. Обычно родители выдерживают атаку маленького тирана и не обращают внимания на детские капризы.
– Ну что ж, папа, придется нам завтрак съедать, дочка решила на диете посидеть, – громко говорит мама и хитро подмигивает.
– Ах, мама, какую вкусную кашу ты сегодня сварила! Истинный шедевр кулинарного искусства, – неловко шутит строгий обычно папа. – А такой омлет я в своей жизни еще ни разу не ел. Вкуснотища!

Не прошло и пяти минут засады, как над краем стола появляется светлый конский хвост с огромным бантом, за ним – два синих глаза. Они беспокойно оглядывают тарелки: вдруг и, правда, родители все съедят! Каша малышку не привлекает. Подумаешь, волшебная. Знаем мы ваши хитрости! А вот за омлет, который папа поглощает с невероятной скоростью, девочке становится тревожно: вдруг не достанется. Так Женя, игравшая в аллигатора, ныряет снова вниз, на четвереньках добирается до стула, усаживается и наперегонки с папой съедает свой завтрак.
Бывает и другое развитие событий. Если мама начинает девочку уговаривать, то Женя устраивает настоящее представление: просит еду подогреть, или мультики включить, да еще может тщательно выбирать, что бы такое посмотреть. Затем приходит очередь Маши, которую надо срочно покормить, медведя, собачки и дальше всех по списку. Авось, кто-нибудь да проскочит. Не проскакивает. Назревает конфликт, и завтрак заканчивается слезами, потому что у родителей терпение не железное.

И все же любую кризисную ситуацию Женя сама должна пережить и отпустить. Зато когда внучка довольна, послушнее ребенка не найти: ласковая, нежная, улыбается во весь рот, показывая окружающим чудесные ямочки. Вот так мы и живем: то буря, то затишье.

И вот с этим, таким противоречивым ребенком мы поехали на отдых в Китай. Родители долго размышляли, можно ли мне ее доверить, справлюсь ли я с нашей малышкой. Да и я сомневалась в своих силах, но спрятала страхи подальше, раз обещала ребенку эту поездку, значит, надо слово сдержать.

Я специально для отдыха выбрала санаторий. Прежде всего, привлекла закрытая территория, я решила, что будет меньше контакта с местным населением. Манил отдых в лечебнице еще и потому, что открывал возможность подлечить свои болячки и оздоровить ребенка. А главное – я соблазнилась открытыми бассейнами с водой из термальных источников, горками для детей и близким морем.

Я рассматривала чудесные рекламные проспекты и представляла себе потрясающий отдых. Например, мы с внучкой каждый день плаваем в бассейнах с аквамариновой водой. Почему с аквамариновой, а не изумрудной, спросите вы? Даже не знаю. Аквамариновая звучит лучше, слово красивое. А над нами клубится легкий парок, так как вода горячая. И вот мы с Женей, такие изящные, гордые, в новых купальниках и солнечных очках, выглядываем из этого пара – мир вокруг играет радужными красками, а потом скрываемся, и все кажется фантастически нереальным.
Вечером мы кормим форель в темных прудах, которая так и выпрыгивает из воды, чтобы мы ею полюбовались и непременно сфотографировали, гуляем по тенистым аллеям и вежливо здороваемся с встречными китайцами.

А еще мы отдыхаем в большом саду (он красиво смотрелся на рекламном проспекте), срываем плоды прямо с ветки и лакомимся ими, сидя в беседке у бассейна. Красота для фантазера. Я уже далеко не юная девочка, и по миру поколесила немало, а все равно поддалась соблазну, отодвинув подальше голос разума.

Выбрав место отдыха, мы быстро стали готовиться в путь. Я, как правило, странствую налегке и придерживаюсь жизненного принципа: главное в дороге – деньги и документы, если они есть, то все необходимое легко купить. Но вот маленькому ребенку надо много разных вещичек. Мы с невесткой долго раскладывали все по кучкам, пытаясь понять, что можно не брать, а без чего совсем не обойтись в поездке. Здесь же крутилась и Женечка.

– Бабушка, я хочу с собой взять бегемотика, – предлагала внучка мне то одну, то другую игрушку.
– Хорошо, пусть будет бегемотик, но только один. Ок?
– Ага, – Женя убегала в комнату и мгновенно возвращалась с новым вопросом, – подружку ему можно взять? Бегемотику будет скучно.
– Какую подружку?
– Машу.
– Женечка, Маша – большая кукла, а нам место нужно оставить для других вещей. Пусть Маша дома тебя ждет. Мы ей лучше привезем подарок.
Женя надувала губы, но ненадолго: собираться в дорогу так интересно. Через минуту она уже бежала с новым предложением. Также тщательно она выбирала кофточки, обувь, платье, а затем снова все меняла. Малышка была в том прекрасном возрасте, когда еще трудно сделать выбор: хочется иметь все и сразу. У взрослых и детей вообще разное представление о нужных вещах. Мы с невесткой, Жениной мамой, во время сборов думали о практичности, а малышка о красоте и развлечениях.

Наконец, мы определились, и Женя тоже собрала свой рюкзачок. Она положила в него цветные мелки, несколько маленьких, с детский пальчик игрушек. Затем добавила коробку карандашей, книжку-раскраску и мягкого синего дельфина с черными глазами. Почему она взяла именно его, мы с невесткой так и не поняли, игрушек у малышки много, могла выбрать любую, но неожиданно именно он в поездке стал для внучки настоящим другом.

Наконец мы завершили все приготовления. Потом, совершенно довольные, осмотрели результаты своего труда, на минуту присели на дорожку и отправились в путь. Кто же знал, что поездка, начавшаяся так весело, окажется горьким разочарованием, что нас с Женечкой ждут не только приключения, но и множество неприятных и даже ужасных моментов, которые на всю дальнейшую жизнь отучат меня брать с собой в отпуск в чужую страну маленьких детей.

Чух-чух-чух – стучат колеса

Вот и пришла минута расставания. Женя даже не плакала, когда прощалась с родителями. По российской стороне мы проехали быстро, так как мой сын с семьей живет недалеко от китайской границы. Таможенный и паспортный контроль тоже преодолели без проблем. Приключения начались сразу, как только мы попали в Китай.

Кстати, а вы были в Поднебесной? Как, вы не были в Поднебесной и не знаете даже, что это такое? Тогда мой рассказ для вас, любопытных. Наслаждайтесь.
Я люблю отдыхать в этой стране. Здесь много интересного, а еще больше невероятного. Поражает абсолютно все, потому что на нашу жизнь это совершенно не похоже.

Выезжали мы из Маньчжурии, до санатория надо было сутки ехать в китайском поезде. Это, я вам скажу, настоящее испытание! Пассажирские поезда в Китае очень сильно отличаются от наших, российских. И нельзя сказать, что все плохо, много положительных моментов, просто устроены они по-другому.
Начну, конечно, с плюсов.

Просто так попасть на китайский вокзал невозможно. Все пассажиры не только проходят через рамку металлоискателя, но и выборочно подвергаются досмотру, как в аэропорту. Относится китайская полиция к этому делу очень серьезно. Нельзя провозить даже маленький перочинный нож, сразу изымут, поэтому гид предупредил нас, чтобы мы ножи и другие острые предметы отдали на хранение.

Поезда скоростные, пейзаж за окном мелькает так быстро, что ты постепенно перестаешь следить за непрерывной полосой за окном: глаза устают, зато прибываешь в место назначения намного быстрее. Когда состав притормаживает, интересно рассматривать природу за окном: картинка совершенно другая, не российская. Так как мы выезжаем из Маньчжурии, то местность за окном безлесная. Холмы, на которых машут крыльями ветряки, меняются на туманные низинки. Особенно удивляют дома в небольших деревнях. Почему-то практически на всех крышах лежат обломки кирпичей. Что они там делают, непонятно: то ли покрытие разрушенное придерживают, то ли дырки какие закрывают. Но крыши с кирпичами есть абсолютно во всех местах, где проходит поезд.

Туристов удивляет и тот факт, что поезд во время остановки подходит к определенному месту у перрона, где напротив каждого вагона располагается небольшой павильон с различной бакалеей. Можно не только прогуляться на свежем воздухе, но и купить все необходимое в дорогу.

Не надо бегать от одного киоска к другому, чтобы выяснить, где товар лучше, а очередь меньше: ассортимент везде одинаков. В павильонах продают большое разнообразие китайской лапши, или рамена, как они ее называют. Непосвященному русскому туристу лучше обходить эти коробочки стороной. Почему? Ответ лежит на поверхности. Содержимое яркой упаковки острое, причем такое острое, что можно задохнуться с непривычки.

Я как-то отдыхала с русской девушкой, владеющей китайским языком. Мы с ней вместе ходили по магазинам, и она мне рассказывала об особенностях китайской кухни. Таня, как звали девушку, была долгое время на стажировке в этой стране. От нее я узнала, что есть сосиски со вкусом кукурузы. Я потом их попробовала, и они оказались вполне пригодны для перекуса. Таня мне показала также иероглиф остроты. С тех пор я всегда выискивала его на упаковке, стараясь не попасть впросак.

 Но особенно удивляют копченые куриные лапки. Представляете, это те лапки, которые покупают собачники, чтобы кормить своих питомцев. Русские туристы разглядывают их растопыренные пальцы во всех витринах и невольно вздрагивают от омерзения, а китайцы едят их с большим удовольствием как деликатес.
Однажды я была свидетелем, как молодая девушка поедала эти лапки. Она купила пакет с ними в киоске, села на свое место и аккуратно отрезала маникюрными ножницами уголок упаковки. На второй и третьей полке ехали два русских туриста. Они не сводили с девушки глаз.

– Серега, что она с этой лапой сейчас делать будет? – спросил один, свесив вниз голову. Он брезгливо скривил рот и наблюдал, как китаянка режет упаковку.

– Не видишь, что ли? Есть.

– Фу, противно! Меня сейчас стошнит.

– А я ничего, даже любопытно, – потом посмотрел на перекошенную физиономию друга и засмеялся, – да ладно тебе, сделай лицо попроще, девушку смущаешь.

Китаянка выдавливала из целлофана лапку и ела ее, не доставая из пакета. Парни смотрели на нее во все глаза, а она очень стеснялась этих взглядов. Девушка прикрывала рот ладонью, а второй рукой поворачивала лапку и откусывала маленькими кусочками, стараясь есть аккуратно.

– Слушай, Серега, а как она будет объедать косточку? Ее же достать надо.
– Я почем знаю. Я даже не понимаю, как вообще это есть можно.