Неизвестная картина художника Григория Сороки

Леонид Константинов
«Портрет женщины с ребенком»


Просматривая сайт Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова, я нашел совершенно неизвестный «Портрет женщины с ребенком» 1851 г. кисти нашего земляка, крепостного художника Г.В. Сороки (1823-1864). В историю русской живописи он вошел как талантливый пейзажист и научная оценка его творчества, сделанная старшим научным сотрудником Русского музея К.В. Михайловой, стала хрестоматийной:

«Наиболее полно талант Сороки проявлялся в пейзажах. Его пейзажи глубоко национальны. И если говорить не о личных влияниях, а художественной тенденции, то можно сказать, что Сорока, наряду с Венециановым, был основоположником того направления "поэтического реализма" в русской пейзажной живописи, выразителями которого стали позднее Ф.А. Васильев, А.К. Саврасов и И.И. Левитан».

Однако к этому можно добавить, что, будучи учеником великого мастера А.Г. Венецианова, а особенно после его трагической гибели 4 декабря 1847 г. Григорий Сорока неоднократно обращался к жанру портрета и смог в нем также показать весь свой могучий талант. До наших дней сохранились его «Автопортрет», а также портреты А.Г. Венецианова, А.И. Поздеева, В.А. Преображенского, но самая большая группа картин периода 1840-50-х гг. – портреты членов семьи вышневолоцких дворян Милюковых.

Статский советник Н.П. Милюков (1802-1889) был хозяином крепостного художника Григория Васильева по прозвищу Сорока, который по воле барина служил садовником в имении в Островках. «Портрет женщины с ребенком» из сопоставления общих художественно-изобразительных признаков, т.е. конкретно изобразительной формы в цветовых, пластичных, композиционных средствах выражения более всего подходит к группе сохранившихся портретов младших детей Н.П. Милюкова – Конона, Елизаветы, Лидии. Скорее всего это был центр многофигурной композиции и женщина с ребенком – никто иная, как жена хозяина Островков Аграфена Кононовна Милюкова (1802-1863) и все работы художника задумывались не как отдельные произведения, а, прежде всего, как один большой групповой портрет младших детей Милюковых с матерью.

Эта находка породила массу вопросов, ибо портретный образ не может считаться полноценным, пока не установлены соотнесение образа с конкретной личностью. За помощью я обратился к известному исследователю творчества А.Г. Венецианова и Г.В. Сороки в Тверской области, члену Союза Писателей России Д.Л. Подушкову. Он был также удивлен и обрадован этой находке. Казалось бы, давно известны сохранившиеся картины крепостного живописца. В основном все они были представлены на первой большой выставке Г.В. Сороки в Русском музее весной 1976 года. А тут неизвестный портрет… Дмитрий Леонидович подал запрос в Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова и получил ответ от Главного хранителя Ирины Кострыкиной с данными о произведении из фондов музея:

«ВМИИ КП-1666. Сорока Г.В. Портрет женщины с ребенком. 1851. Холст. масло. 41,5х34 см. По левой кромке на лицевой стороне холста надпись: П Гр Сорока 1851. На обороте подрамника надпись: Гр. Сорока уч. Проф. А. Венецианова. Поступила в Волгоградский музей изобразительных искусств через централизованные передачи по приказу МК РСФСР через Дирекцию художественных фондов и проектирования памятников (ныне РОСИЗО) в 1963 году, инв. номер ДХФиПП Ж-2708. Из акта передачи известно, что картина была закуплена у частного владельца в городе Москва».

Но для нас, удомельских краеведов, вопрос оставался открытым, ибо о А.К. Милюковой сведений почти не сохранилось, за исключением того, что в 1830 г. Н.П. Милюков женился на своей дальней родственнице.



Аграфена Кононовна Обернибесова

Григорий Сорока знал, кого он писал и в портрете своей хозяйки безусловно ориентировался на это знание. Посмотрите на эту женщину – не героиня, не светская львица, каких любили тогда изображать известные художники. Нет значительного сюжета, нет эффектной позы. Художник даже не пытался приукрасить модель и пишет намеренно просто, избегая картинности. Но почему хочется вновь и вновь смотреть на это полотно?  Да  потому, что художник создал прежде всего образ матери. Образ удивительного обаяния, простоты и света. На коленях у Аграфены Кононовны сидит ребенок с яблоком в руке. Наивная аллегория, символизирующая детей Милюкова как плоды его древнего дворянского древа. Это младший сын в семье – Арсений Николаевич Милюков (1847-1905). О нем сохранились самые скупые сведения, за исключением упоминания его должности в «Памятных книжках Тверской губернии» за 1899 г. – столоначальник в канцелярии Губернской земской управы Тверской губернии. Но именно благодаря ему удалось открыть тайну происхождения его матери.

Работа с архивными документами и печатными источниками прошлых столетий – неотъемлемая часть поиска любого исследователя. В «Журнале 75-го заседания Тверской ученой архивной комиссии. 15 мая 1900 года» нахожу:

«Был показан большой поясной прекрасно исполненный портрет адмирала Александра Ивановича фон Крузе… Показанный портрет в настоящее время находится в семье Тверского дворянина Арсения Николаевича Милюкова, к которому он перешел от отца, женатого на внучке адмирала Агриппине [Аграфене] Кононовне, урожденной Обернибесовой; последняя же получила его от сына Адмирала А.А. Круза, умершаго бездетным».

Таким образом выходит, что Н.П. Милюков, всегда гордившийся, что его крестным отцом был сам император Александр I, а крестной матерью – императрица Мария Федоровна, был женат не на бедной местной родственнице, а на внучке одного из самых известных екатерининских адмиралов, датчанина А.И. фон Крузе (1731-1799). Дети вышневолоцких Милюковых оказались правнуками героя многих морских баталий, чья личная отвага вызывала восхищение всего российского общества и даже императрица Екатерина II по преданию, после его победы над шведским флотом, посвятила ему стихи: «Громами отражая гром, он спас Петров и град, и дом».

Дочь адмирала фон Крузе, Марина Александровна (1779-1817), вышла замуж за контр-адмирала Конона Антоновича Обернибесова (1768-1820). Личность  тоже известная в истории российского флота. Служил волонтером на британском Королевском флоте. Сражался с французами под флагом адмирала Нельсона. С чином капитан-лейтенанта вернулся в Россию и участвовал во многих морских кампаниях. Совершая переход с командой матросов по суше из Архангельска в Кронштадт К.А. Обернибесов в Михайловской волости Вышневолоцкого уезда на принадлежащей ему земле сумел (с помощью матросов, конечно) обустроить свое имение, которое в честь города-порта, откуда они пришли, было названо Архангельское. Впоследствии оно и стало родовым гнездом для обнищавших потомков контр-адмирала.

Однако Н.П. Милюков познакомился с А.К. Обернибесовой не в родных удомельских краях. Она в 1827 г. окончила Смольный институт благородных девиц (18-й выпуск). После смерти родителей и гибели старшего брата лейтенанта флота Михаила в 1828 г. при осаде крепости Варны сестры Обернибесовы совсем разорились. Младшая Аграфена из Петербурга уехала в Москву, где жила в семье своего дяди Александра Александровича фон Крузе (1777-1844), полковника, конногвардейца «камер-юнкера 5 класса и кавалера разных орденов». По всей видимости, в этом городе и произошла ее встреча с будущим мужем Н.П. Милюковым, молодым, подающим надежды надворным советником, служившим по Межевому ведомству. К тому времени он – обеспеченный человек, она молода и бедна, но, имея бездетного дядюшку, могла претендовать на его богатое наследство. В 1830 г. они повенчались. Конечно, имея в крепостных рабах талантливого живописца Григория Васильева, барин пожелал увековечить образ совей супруги, имеющие столь славные дворянские корни, в окружении их детей, уже записанных в господа дворяне Вышневолоцкого уезда Тверской губернии.



Групповой портрет семьи дворян Милюковых

А.Г. Венецианов, восхищенный талантом и творческим ростом своего ученика Г. Сороки, в 1843 г., после полугодовалого обучения в Сафонково, возвращая его хозяину, писал и предлагал: «Вы можете Григорию дать написать у вас какую-нибудь внутренность, но отнюдь не комнат ваших, а то, что он по своему инстинкту найдет для себя приветливым…»

Н.П. Милюкову было лестно иметь своего личного крепостного художника, на то время предмет для особой зависти соседних помещиков. Сорока пишет пейзажи вокруг усадьбы Островки, саму усадьбу и ее интерьеры. Уже первые картины отличались добротностью и тщательностью исполнения. Однако ни одним умением хорошо рисовать создавались настоящие шедевры живописи. Крепостной художник пытается не просто копировать натуру, а старается наполнить ее жизнью. Он все чаще обращается к жанру портрета и, следуя советам своего учителя Венецианова, избавляется от ошибок, сделанных в ранних работах: отсутствие психологической выразительности и примитивность поз.

Н.П. Милюков не обходит вниманием творчество Сороки, но его вкусы в изобразительном искусстве очень далеки от «бытописания» А.Г. Венецианова и его учеников. Хозяин Островков считает вершиной искусства только салонный парадный портрет, где по мундиру и наградам можно сразу определить положение человека в обществе, но ко всему еще эффектная поза, хорошо «построенная грудь», немного элегантности и щеголеватости и обязательно «чтобы в глазах было видно, что я думаю о государственных делах». Это подтверждает сохранившийся портрет Н.П. Милюкова (1831 г.) кисти художника Н.Д. Мыльникова в Государственном историческом музее, стараниями краеведа Д.Л. Подушкова теперь известный тверским любителям старины. «Портрет женщины с ребенком» подписан 1851 г., однако другие части этого полотна датируются более ранним периодом. 1851 год – скорее всего дата, когда окончательно была решена судьба многолетнего труда над семейным портретом дворян Милюковых. В начале, т.е. в середине 1840-х гг., желание барина и замыслы Григория Сороки совпали, но по ряду причин работа затянулась более чем на пять лет.



В семье Н.П. и А.К. Милюковых было семь детей. Поэтому требуется тщательно проанализировать их биографии, чтобы понять, кто из них мог быть изображен рядом с матерью в 1851 г. в групповом портрете.


1. Петр (1830 – ?). В будущем первый историк семьи Милюковых, надворный советник. Ко времени начала создания группового портрета скорее всего его уже не было в родительском доме. Дворянские сыновья по традиции очень в раннем возрасте отдавались на воспитание в кадетские корпуса.


2. Лидия (1832 – ?). Старшая дочь Милюковых. Сохранился ее портрет работы Г. Сороки. Его часто датируют то первой, то второй половиной 1840-х гг. Но скорее всего он написан в 1844 г., в то же самое время, когда художник будет работать над картиной «Кабинет дома в Островках, имение Н.П. Милюкова», где в интерьере Сорока изображает третьего сына хозяина – Конона. Портрет Лидии видимо одобрил Николай Петрович и эти две работы стали началом создания группового портрета семьи Милюковых. Портрет Лидии совершенно законченное произведение и не может считаться частью или образцом для более поздней композиции. Портретируемой всего 11-12 лет, а рядом с матерью должна стоять или сидеть 18-19-летняя девушка. Над образом Лидии художник работал больше всех, ведь для него это был образ любви – его любви.

Согласно сохранившейся местной легенде, Григорий Васильев именно в период работы у барина в Островках влюбился в дочь своего хозяина, и она ответила взаимностью. Сразу «начисто» написать такой портрет – задача не из легких даже для таких талантливых живописцев, как наш герой. Работал он, естественно, много, ведь здесь нужно было учесть все: и компоновку фигуры, и жест, и выражение лица, определенную точку зрения и, конечно, свои чувства. Сеансы к тому же могли служить именно тем временем, когда влюбленные могли чаще встречаться.

По замыслу Сороки, Лидия в групповом портрете должна находиться в центре с правой стороны от матери, перед ней стоит или сидит второй младший брат Михаил. Справа к ней склонилась младшая сестра Елизавета, на плечо которой Лидия положила свою руку. И этому нашлось научное подтверждение в описании портрета Е.Н. Милюковой. В справочнике «Государственный Русский музей. Живопись. Каталог. Санкт-Петербург. Palace Editions. 1998 –» находим следующую информацию:

«Исследование портрета при помощи рентгеновских лучей обнаружило закрытую верхним живописным слоем женскую руку, лежащую на плече девушки. Вероятно первоначально он был частью группового портрета, а позднее обрезан и частично переписан художником».

Возникает вопрос: если Сорока много рисовал Лидию, то где же эскизы и рисунки? К сожалению, об этом мы можем только догадываться. Возможно, узнав о чувствах дочери к крепостному, Н.П. Милюков уничтожил зарисовки, возможно, часть из них хранил у себя сам Г. Сорока как память или сберегла Лидия. Как известно, в дальнейшем она была обвенчана с поручиком С.В. Сафоновым, а вторым браком вышла замуж за вдовца, чиновника по особым поручениям при тверском губернаторе Н.Г. Левенталя. Хотелось бы верить, что где-то сохранился портрет Лидии, как сохранился портрет ее матери.


3. Николай (1833-1895). Второй сын в семье Милюковых. Логично предположить, что он тоже, как и старший брат, ко времени написания портрета Милюковых воспитывался в кадетском корпусе. Однако случайная находка в офицерских списках Лейб-гвардии Семеновского полка за 1854 г. делает возможным его изображение в групповом портрете. Несмотря на разницу в два года Николай и Конон Милюковы одновременно производятся «из портупей-прапорщиков сего полка в прапорщики». Эскиз портрета Конона сохранился, что дает нам возможность предположить, что Г. Сорока рисовал и Николая. В композиции он должен стоять или сидеть слева от матери чуть впереди Конона. Н.Н. Милюков, прослужив 10 лет в Лейб-гвардии Семеновском полку, в 1864 г. в чине штабс-капитана переводится в МВД и назначается помощником Белостокского уездного исправника. Коллежский асессор. Последние годы жил в Твери. Похоронен там же на Смоленском православном кладбище.


4. Конон (1835-1871). Любимец семьи Милюковых и тот сын, на которого возлагал большие надежды глава семейства. В двух сохранившихся портретах Конона кисти Г. Сороки видна симпатия художника к этому мальчику. Второй образ более этюдный (холст на картоне, масло. 26х21 см) без сомнения должен был войти в левую часть композиции группового портрета.

К.Н. Милюков до конца своих дней сохранял добрую память о крепостном живописце отца. С годами его захватят идеи народничества и земства. Женился по любви против воли отца и это стало причиной его перевода в 1860 г. из гвардейского полка в армейскую конную артиллерию в чине поручика. Выйдя в отставку, поселится в родовом имении в Вышневолоцком уезде. Сын жестокого крепостника Н.П. Милюкова первым из тверских дворян приобретет для своей библиотеки книгу К. Маркса «Капитал». Благодаря рассказам отца Николай Кононович Милюков – видный деятель Тверского земства, первым опубликовал в 1916 г. в журнале «Старые годы» «Мелкие заметки о Григории Сороке». С тех пор и стали известны имя и судьба последнего крепостного художника России.


5. Елизавета (1836 – ?). Младшая дочь в семье Милюковых. В письмах к Н.П. Милюкову художник А.Г. Венецианов посылал ей приветы и выражал желание полюбоваться ее кудрями. Ее портрет работы Г. Сороки сохранился (холст, масло. 33х25 см), и он как раз является сохранившейся частью группового портрета. Искусствовед Г.С. Островский считает, что «"Портрет Елизаветы Милюковой" достойно выдерживает сравнение с лучшими женскими портретами не только 1840-х гг., но и во всей русской живописи прошлого столетия». По качеству и технике исполнения можно судить, что неизвестная для нас работа, т.е. семейный портрет Милюковых, мог быть одним из лучших произведений Г. Сороки.

Судьба Е.Н. Милюковой почти неизвестна исследователям. От себя могу добавить, что после 1869 г. она вышла замуж за соседнего помещика С.Д. Березина (1823-1886), вдовца, имевшего от первого брака двух сыновей. Ее муж – родной брат Екатерины Березиной (1822-1846), первой жены великого русского хирурга Н.И. Пирогова. Таким образом, Елизавета Николаевна была тетей Николаю и Владимиру Пироговым.


6. Михаил (1845-1875). Умер молодым, в возрасте 29 лет и похоронен на родовом кладбище Милюковых в с. Поддубье. В групповом портрете стоял или сидел впереди Лидии, над ним склонилась Елизавета.


7. Арсений (1847-1905). Младший сын в семье Милюковых. В будущем мелкий чиновник, возглавляющий учреждения с узким кругом канцелярских дел. Однако жил не по средствам, что вынудило его продавать фамильные портреты, хранящиеся в доме отца, московским коллекционерам. К счастью, в искусстве разбирался мало и считал малоценными работы «местных художников» А.Г. Венецианова и Г.В. Сороки, отдавая предпочтение парадным портретам прадедов и дедов, адмиралов Российского флота.



Григорий Сорока с упоением работал над групповым портретом семьи Милюковых. Углубляя свой первоначальный замысел, он ищет те особые выразительные средства, ту оригинальность композиции, которая должна выйти за рамки популярного тогда провинциального портрета дворянских семей. Ему не нужно было бездумное поверхностное внешнее сходство портретируемых, он отказывается от детализации богатой обстановки помещичьих комнат, как правило служащих фоном для таких произведений и подчеркивающих достаток семьи. Сорока хочет рассказать о людях, которых хорошо знает. Это скорее композиция из человеческих характеров, своего рода портреты изнутри человека. Художник пишет светлые, простые, свежие образы детей.

Эти творческие поиски не нравятся главному заказчику и господину Григория Васильева. Если натуру Н.П. Милюкова еще смиряет дружба и мнение А.Г. Венецианова, то после его гибели 4 декабря 1847 г. он уже указывает своему садовнику, как он должен правильно рисовать, по его мнению, портреты господ дворян Вышневолоцкого уезда Милюковых. Живописец, как может, сопротивляется. Для него, к сожалению, в те дни оборвались последние надежды на освобождение из крепостной зависимости. В жизни и творчестве Григория Васильева нарастают трагические ноты. Отношение между художником и хозяином в дальнейшем только обостряются. Возможно, не последнюю роль в этом еще сыграли чувства Сороки и Лидии Милюковой.

В любом случае, 1851 год стал последним в работе над групповым портретом. Был ли он закончен, а затем по воле Н.П. Милюкова разрезан на отдельные части или сам Сорока так и не дописал его? Этого мы не узнаем. Но он был, а значит, открылась еще одна неизвестная страница из жизни последнего крепостного художника России, нашего земляка, Григория Васильевича Сороки.



Коллаж:
«Портрет Конона Милюкова» (ГРМ, вторая половина 1840-х гг.;
«Портрет женщины с ребенком» (А.К. Милюкова с А. Милюковым) (Волгоградский музей
изобразительных искусств имени И.И. Машкова, 1851 г.);
«Портрет Елизаветы Милюковой» (ГРМ, вторая половина 1840-х гг.)