Лестница в Вене... заяц Дюрера

  Человек за жизнь проходит сотни лестниц, в основном обычных и мало интересных, и не помнит их. Но как всё меняется, когда он видит перед собой нечто необычное, например - тёплый коричневый комочек,... заяц, присевший на ступеньки галереи Альбертино в Вене.
 Это именно вас встретит премилый пушистый коричневый "Заяц" Альбрехта Дюрера - известного западноевропейского художника раннего Возрождения, гравёра, живописца, основоположника акварели в Европе, и пригласит вас, возможно, на чашечку кофе после прогулки по галерее.
    Это самый знаменитый "Заяц" в мире, который недавно отметил свой юбилей 500 лет! Кто ещё может этим похвастаться? Он так хорошо написан, что его без конца  изображают на всём, как портрет Моцарта, особенно в Нюрнберге, родине Дюрера. Говорят, что и пятьсот лет назад он был там самой популярной картинкой, жил в каждом доме, почти, как икона. Его и сегодня успешно тиражируют на всём - шкатулках, картинках, тарелках, блокнотах, сумках и продают не только на родине Дюрера, но и во всей Германии. Все витрины  магазинов в пряниках и шоколаде в виде Зайца, бесконечные вышивки с "пушистым", не говоря об игрушках. Здесь культ зайца.
   Галерея Альбертина начинается с лестницы, с красивой лестницы, незабываемой, как и "театр с вешалки", как известно с изображением "Зайца" Дюрера. Работа принадлежит к анималистическому жанру.  Мы видим просто Зайца - русака, которых полно и сегодня в Германии, а пятьсот лет назад их можно было встретить повсюду. Возможно, это божество для них? -Нет. Рисунок полностью свободен от религиозной символики. Это не плодовитый заяц - символ сладострастия, как всегда считалось раньше, и не белый заяц, обозначающий победу над чувственностью, которого изображают у ног Девы Марии, не символ осторожности, трусости, малодушия, бегства от грехов и не символ любви, и так далее. Это всего лишь зверёк сам по себе, увиденный художником без символов, словно впервые встретил его в лесу. Но как -то по неизвестным причинам он стал пасхальным символом сам по себе ... и его печатают на открытках и пряниках к празднику, хочет он этого или нет.
«Заяц» — рисунок Альбрехта Дюрера, выполненный художником в 1502 году, одна из известнейших натурных работ художника. Уже в XVI веке, особенно около 1600 года, появилось большое число повторений рисунка Дюрера. В настоящее время известно 13 вариантов «Зайца», в том числе три свободные вариации, представляющие модель в другом ракурсе. Кроме того, его изобразили в бронзе около дома, где родился и жил художник в Нюрнберге в очень многодетной семье, состоящей из восемнадцати детей не считая взрослых. Он был двенадцатым, а некоторые считают, что третьим  ребёнком в семье. Альбрехт Дюрер родился в Нюрнберге 21 мая 1471 года. Его отец был ювелиром, который приехал в Германию из Венгрии. Свою фамилию, которая в переводе означала «дверь», он перевел на немецкий язык. Так сначала появился Тюрер, а затем более привычное и благозвучное - Дюрер. Так отец открыл "дверь" своему сыну в мир искусства прямо  на Олимп. Фамилия оказалась пророческой.   
    Нюрнберг - очень красивый город, какой - то вертикальный, много высоких зданий и узеньких улиц, в нём приятно жить, гулять по его незабываемым улицам, любоваться яркими рисунками орнаментов домов, их фахверковым стилем, отдыхать у Фонтана "Супружеская карусель" или "Брачная карусель" - совершенно выдающееся произведение Юргена Вебера. Это настоящая анатомия супружеской жизни, брак в деталях и в фас, и в профиль. Как и в любой семейной жизни здесь есть всё от весёлого до грустного, комического и даже трагического, всё многообразие отношений, которые возникают в семье между мужчиной и женщиной за долгие годы их совместной семейной жизни. Здесь есть о чём поразмыслить... и помечтать.
Приятно посидеть в кафе, ресторанчике или у речки Пегниц, которая делит город на две части. Всё располагает к спокойному созерцанию, почти к медитации и только иногда вспоминаешь здесь ужасное слово "фашизм"...- именно здесь проходил известный на весь мир Нюрнбергский процесс- "Суд истории",судебный процесс над группой главных нацистских военных преступников, международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии. Проходил с 10 часов утра 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале, разместившемся в «Зале 600» нюрнбергского Дворца юстиции. Главный обвинитель на суде от СССР был Р.А. Руденко. Сколько погибло людей - детей, женщин, стариков и наших солдат. Сколько моих родных и близких унесла эта война. Бабушка, дедушка, дядя и его жена с дочкой, родные моего мужа  были замучены в лагере смерти... Слёзы подступают к горлу, но и сегодня фашизм всё ещё ползёт по земле, строит свои планы.
 Дюрер первые навыки в рисовании получил от отца ювелира. Тренировался на всём, и на своих автопортретах. Первый нарисовал в тринадцать лет. Много путешествовал, любил Италию особенно Венецию, был красив и заботился о своём внешнем виде, своих красивых кудрявых волосах, руках и имел собственного парикмахера. На живописных портретах он пишет себя богатым, знатным бюргером в красивых одеждах, полным достоинства. Свои работы он продавал дорого и советовал другим художникам поступать так: «Хороший художник должен дорого продавать свои работы. Слишком высокой цены не бывает», — говорил Дюрер. Это и понятно, ведь речь идёт о душе художника...
 Мой любимый его автопортрет тот, где он напишет себя с распущенными волосами, придерживающий красивой рукой(какие красивые у него пальцы!) халат, отороченный  мехом, зимой было холодно в помещениях и многие спасались такими красивыми и тёплыми халатами часто поверх одежды, как в Германии, так и в России. Скорее всего он писал его зимой, судя по одежде. Он изображён строго в анфас, что допускалось только при изображении Христа и в дальнейшем будет писать его, уже наделяя своими чертами, взяв на себя этим большую ответственность перед людьми, Богом и вечностью. "Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет", - гласит надпись на картине. В этом произведении Дюрер, очевидно, стремился передать мысль, что художник подобен Богу, так как является творцом, возможно, хочет провести параллель с создателем. Дюрер был первым художником в Германии, которому был установлен памятник - было за что....
Вот и бронзовый "Заяц", которого так любят горожане, пригрелся на солнышке у дома художника около крепостной стены, все подходят к нему погладить нос на счастье   или другую часть тела, и сделать фото. Я тоже гладила этого зайца и надеялась на удачу, хотя надеяться нужно только на себя.
   Но это не копия Зайца Дюрера, милого и пушистого, это совершенно иной Заяц - скорее монстр, который вырывается из ящика и там ещё много других зайчат. Образ своеобразный, мягко говоря. Взглядом это чудовище косится на соседний дом, а рядом притаился позолоченный крошечный зайчик — уже копия работы Дюрера, которого монстр, по- видимому, собирается сожрать. Скульптура создана как пародия на знаменитую графическую работу уроженца Нюрнберга Альбрехта Дюрера «Молодой полевой заяц". Гигантский злобный заяц был установлен к 500- летию дома художника. Это работа авангардиста — анималиста Юргена Герца под названием «Дань уважения Дюреру». Название -то можно дать любое...
 Но это ещё не всё - дизайнер Оттмар Хёрль создал  инсталляцию "7000 зайцев Дюрера" в Нюрнберге в 2003, усадив на площади 7000 зайцев из пластика зелёного цвета, это напоминало поле грядок или огромный огород. Потом этих зайцев продавали по 20 евро.
 Художник -маньерист Ханс Хоффман любил копировать произведения Дюрера, который был для него кумир. Он был его последователем - усердно копировал его картины. Часто его работы продавали, как оригиналы Дюрера, в том числе и «Зайца». Он изображал его то в лесу, то в саду, и рисовал несколько другой ракурс и сопутствующую компанию- то в кругу насекомых, то улиток и растений. Совершенно потрясающе рисовал кошек не только на бумаге и картоне, но и на ткани.  В Германии он пользовался большой популярностью, как мастер натюрморта.   
 Но и Королевский монетный двор не мог остаться равнодушным тоже к самому известному "Зайцу" мира работы Дюрера и выпустил юбилейную монету "Молодой заяц Дюрера" на британских Вергинских островах из серебра в 2011 г номинал-10 долларов, затем  в 2016г. тоже из серебра с его изображением на реверсе- "Заяц", украшенный 26 кристаллами Сваровски и королева на аверсе, достоинством в десять евро. Так Заяц остался вечно молодым, благодаря монетам.
 Заяц, это не волк, конечно. Помните, в Канаде выпустили монету в 2017 году весом в один килограмм чистого золота с изображением волка и всё с той же королевой. Судя по всему она оказалась большой любительницей природы, зверей и их покровительницей. Достоинство этой монеты 2.500 долларов. Надо отметить, что и олени тоже "засветились" рядом на монете с самой "долгоиграющей" королевой- бабушкой Елизаветой II (прожила 104 года!) и бобры.
 Австрия выпустила красивую монету в 5 евро  из меди с изображением зайчика, а на аверсе номинал - цифра 5, на фоне 9 гербов федеральных земель Австрии в 2016 г. На реверсе- зайчик Дюрера, 3000 экземпляров. Очень красивые монеты.
Монета выпущена в продолжение серии "Шедевры искусства"
Рисунок  "зайца" хранился в Нюрнберге в собрании коллекционера Виллибальда Имгофа (1519—1580), в 1588 году стал собственностью императора Рудольфа II и находился в императорской сокровищнице, с 1783 года — в придворной библиотеке...ну и на ступеньках Альбертино. Последним частным владельцем рисунка был герцог Альберт Саксен-Тешенский, коллекция которого легла в основу собрания венской Альбертины.
  Рисунок показывают народу раз в десять-пятнадцать лет в залах музея и по юбилейным датам. Эта акварель была дорога художнику, так как мы видим его подпись, бренд- AD. Это была одна из первых работ подписанная художником, значит, он её ценил. Дважды он судился, так как были желающие присвоить авторство работ Дюрера себе.
Художник изобразил "Зайца" мастерски. Изображение размещено по диагонали с разворотом в три четверти, взгляд художника направлен сверху, он словно рассматривает его. Под пушистой шубкой зайца ощущается конструкция тела - хорошо сложенный скелет, чувствуется знание анатомии животных, мы словно видим зверька насквозь. Каждый волосок выписан пером очень тщательно.   
Откуда же взялся этот зайчик? Говорят, что он подобрал его, гуляя в лесной местности, где набирался здоровья после тяжёлой болезни. Почти как наш дед Мазай подбирал и спасал косых весной во время наводнения, собирал в лодку, подвозил к берегу и выпускал, советуя не попадаться ему зимой. Этот герой из деревенской истории Николая Некрасова - вот добрейший сюжет для установки памятника Доброте, и для детей пример благородства. Кстати, у зайцев отличное зрение и они совершенно не косые, откуда прилепилась к ним такая кличка -"косой"? Никто не знает.
 Скорее всего своего зайчика Дюрер встретил и подобрал летом или весной, судя по его шубке. Зимой она намного светлее, белая и только кончики ушей чёрные. Заяц тоже был болен или ранен, раз попал в его руки. Я знаю, что они бегают довольно быстро до 70 км в час. Видимо что - то общее объединило их души. Он принёс его в мастерскую, вылечил его, приручил, а потом рисовал. По отражению переплёта окна в глазу "Зайца" видно, что он жил в мастерской художника и они находили общий язык. Так эта дружба пережила века и стала брендом на все времена.
   Дюрер был избранным художником. Всю жизнь искал совершенство и красоту, но считал, что только Богу известно, что это такое. Он же постиг эту формулу другими, "неисповедимыми" путями, так как сам был художником от Бога. Оставил человечеству свои восхитительные рисунки, полотна и труды по геометрии. Вы только представьте, что эти работы он создавал пятьсот лет назад! Он был посвящённым, так как ему были подарены ум, красота и талант, что даётся далеко не каждому. Как говорится,- "Бог его поцеловал"... Ведь не зря он пережил пятнадцать своих братьев и сестёр, и две страшные эпидемии чумы не коснулись его прекрасных черт своим дыханием смерти, а красота Дюрера была свидетельством его избранности и выражением его собственного вечного стремления к гармонии.
В день рождения зайца хочется пожелать ему дальнейшей  жизни в памяти людей и в искусстве.
13.09.2017 
Фото; Портрет Дюрера, монета с изображением его зайца и королевы, вся в камнях Сваровски, тарелка фарфоровая с вариантом зайчика-излюбленный сюжет в Германии и Австрии.


Рецензии
как удивительно
и трепетно
про моего любимого у Дюрера,
про ненаглядного Зайчишку,
Зайчугана!
и снайперски - про окно!
"Он принёс его в мастерскую, вылечил его, приручил, а потом рисовал.
По отражению переплёта окна в глазу "Зайца" видно, что
он жил в мастерской художника и они находили общий язык.
Так эта дружба пережила века".
как всегда
великолепно!

с улыбкой
и неизменным,
)

Игорь Влади Кузнецов   25.07.2018 21:20     Заявить о нарушении
Спасибо,Игорь, за душевный отзыв и добрые слова. Приятного лета и творческих мук,как говорится... ))) без них никак, жизни нет...))) С теплом души-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   26.07.2018 04:50   Заявить о нарушении
Мухтар постарается!
)

Игорь Влади Кузнецов   26.07.2018 11:42   Заявить о нарушении
Давай старайся... )))

Ольга Сергеева -Саркисова   26.07.2018 12:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.