Ручеёк

Галина Зеленкина
   Весна пришла в  тайгу без приглашения. В первый же мартовский денёк солнечный дождь пролился на снеговую шапку, нахлобученную вьюгами и метелями на вершину самой высокой сопки, и она стала оседать и медленно сползать по склону в долину, где уже виднелись небольшие проталинки. То тут, то там резвые ручейки выныривали из-под снежного покрова и весело журча сбегали от снеговой шапки вниз по склону.

– Давайте-ка наперегонки! – предложил самый резвый ручеёк, вырвавшись вперёд.

– Давайте! Давайте! – послышались со всех сторон одобрительные возгласы. И все бросились обгонять друг друга.

Но жажда победы любой ценой иногда заставляет совершать непредсказуемые поступки. Как одержимые, ручейки стали отталкивать друг друга и даже попытались столкнуть с пути самый резвый ручеёк. Что из этого получилось, догадаться нетрудно. Просто напросто все ручейки слились в один большой ручей, который уже не журчал, а ворчал и шумел. Куда-то подевались резвость, весёлое журчание и непосредственность, что  обычно свойственно маленьким ручейкам и детям. А так как солидному ручью не пристало вести себя по-детски, то ручейки уже не стремились обогнать друг друга. Крепко обнявшись, они бежали в одной связке, и только самый резвый ручеёк всё время пытался оторваться от дружного коллектива ручейков. Наконец, такой случай ему представился.

Когда на пути следования оказался большой камень, который много лет назад скатился с вершины горы да так и остался лежать на склоне, то большой ручей решил обогнуть препятствие с обеих сторон. Но для этого ему пришлось разделиться на два ручья. Так и случилось.

– А зачем нам объединяться? – спросил один ручей у другого, – Мне и так хорошо. Легче бежать стало.

– Согласен, – ответил второй ручей, и каждый побежал своей дорогой.

На пути им встречались другие камни, и каждый из ручьёв делился уже на два ручейка, чтобы, обогнув препятствие, разбежаться в разные стороны. В конце концов, от большого ручья остались лишь маленькие ручейки, которые, добежав до долины, потерялись в ней. Так и возвратилось всё на круги своя. Это ещё раз доказывает справедливость старой сказки о старике, трёх сыновьях и венике.

Вы спрашиваете, что же случилось с самым резвым ручейком, который при встрече с большим камнем не стал обходить его ни справа, ни слева? А он исчез. И вот как это произошло.

Сначала самый резвый ручеёк заупрямился и попытался сдвинуть камень с места, а когда у него ничего не получилось, то он решил пробиться под землю. И это ему удалось. Под камнем оказалась глубокая трещина, которая и помогла самому резвому ручейку встретиться с подземными водами.

– Примете меня в свою компанию? – обратился бывший наземный ручеёк к подземному ручейку.

– Отчего же не принять, –  ответил тот.  – Присоединяйся, если не боишься из ручейка с пресной водой стать минеральным.

– Вот ;здорово! – обрадовался самый резвый ручеёк. – Не стоит бояться того, что тебя возвышает. Пресных-то ручейков великое множество, а вот минеральных ручейков не так уж и много.

Так бы и сгинул наш самый резвый ручеёк в безызвестности, если бы не его характер и жизненные принципы. А принципы у него были простые.

Во-первых, живи и не мешай жить другим, а во-вторых, живи так, чтобы пользы от твоей жизни было больше, чем вреда. Что касается первого принципа, то самый резвый ручеёк считал, что живёт по совести и никому зла не делает. Но вот есть ли польза для наземного мира в подземном существовании самого резвого ручейка? На этот вопрос даже сам ручеёк затруднялся ответить и обвинял себя в бездействии. Но, как говорится, всякое сомнение в пользу обвиняемого. И ручеёк решил действовать.

– Ты поможешь мне пробиться наверх? – обратился он к подземному ручейку, с которым со дня встречи сохранял дружеские отношения. – Очень  хочется взглянуть на солнце и на цветущие травы долины.

– Конечно, помогу, – ответил тот, – но мне одному не справиться. Придётся просить помощи у подземных вод.

– Мы поможем, – сказали подземные воды и вытолкнули ручеёк наружу сквозь самый тонкий слой почвы на пути следования. Не зря говорится, что где тонко, там и рвётся.

– Ура! – воскликнул ручеёк, тоненькой струйкой взлетев над землёй рядом со старым косарём.

– Смотрите-ка!  – крикнул старый косарь своим товарищам, которые  косили сочную траву поодаль от него. – Родник забил! За что нам благодать такая?

Первым подбежал к роднику молодой парень по имени Никитка. В руках он держал глиняную кружку объёмом пол литра.

– Давай попробуем, какова на вкус водичка, – сказал он, глядя на старого косаря, которого все называли Михалычем. Тот утвердительно кивнул головой, и парень подставил кружку под струю родника.

– Дед, а почему вода какая-то странная? – удивился Никитка и протянул старому косарю полную кружку, дескать, отведай по старшинству.

Старый косарь сначала осторожно пригубил кружку с водой, а потом стал медленно пить маленькими глотками. Когда вода была выпита, он протянул пустую кружку парню.

– Ну, чистые Ессентуки! Никакого заграничного курорта не надо. Свой теперь курорт будет под боком, – проговорил Михалыч, с улыбкой глядя на Никитку.

Вечером, после работы, бригада косарей собралась у родника, чтобы обсудить текущие дела.

– А давайте назовём родник именем Никитки? – предложил старый косарь. – У парня друзей много, вот и будут за родником ухаживать. Да и мы поможем с плотницкими работами по обустройству места.

– А что? Хорошее будет название «Никиткин родник», – поддержал Михалыча обычно немногословный Степан.

– Видно и впрямь водичка целебная. Даже у Стёпки язык прорезался, – заметил бригадир Андрей Павлушкин, так его называли в бригаде в отличие от ещё двух Андреев, Лунёва и Рожкина.

– Это я мигом! – воскликнул Никитка и во всю прыть помчался в деревню за своими друзьями.

– Надо же! – удивился бригадир, когда по возвращению в деревню бригада столкнулась нос к носу с Никиткой и его друзьями. – Да с такой силой можно не только родник, но и всю долину обустроить.

Когда ранним утром косари подошли к роднику, то не узнали его. Подходы к фонтанчику были выложены мелкими камешками, а сам родник находился в окружении более крупных камней. По обе стороны родника расположились парами четыре плоских камня.

– Похоже на скамеечки, – заметил бригадир и уселся на один из камней.

– Нет, – возразил Никитка. – Это для того, чтобы кувшинчик или бидончик можно было поставить. А скамеечки надо сделать из дерева.

– Вот мы и попросим Степана сделать беседку и скамеечки, он по плотницкой части мастер. А мы его делянку выкосим, – с этими словами Андрей Павлушкин обратился к бригаде. Мужики дружно закивали головами в знак согласия и отправили Степана в деревню изготавливать беседку и скамейки.

– Когда будет готово, скажешь, – сказал бригадир. – Всей бригадой поможем доставить изделия к роднику и установить на месте. Дело-то общее.

Прав оказался бригадир Андрей Павлушкин. Дело оказалось настолько общим, что сразу сплотило всех жителей деревни. Когда установили беседку так, чтобы родник и скамеечки оказались внутри её, то каждый из членов бригады посидел несколько минут на лавочке и посмотрел на родниковую воду, которая притягивала к себе взгляд и словно завораживала.  И этого оказалось достаточно для того, чтобы повеселело на душе, и забылись мелкие обиды и неприятности.

– Почему человек так хитро устроен, что пока сам не убедится, никому на слово не верит, – заметил Михалыч, последним покидая беседку.

–  Это вы о чём? – спросил Никитка, с удивлением глядя на старого косаря.

– О том, что «красота спасёт мир», – ответил Михалыч и, оглядев Никитку с ног до головы, отправился докашивать свою делянку.

Парень с недоумением посмотрел вслед старому косарю и покачал головой.

– Книги надо читать, а не на танцульки бегать, – заметил бригадир, – Тогда бы знал, почему Достоевский так о красоте говорил.

– Да мы здесь такую красоту наведём, что все ахнут,  – пообещал Никитка.

– Вы наведёте, – скептически заметил рыжеволосый Фёдор по прозвищу Волосатик за густую шевелюру.

– Поживём, увидим!  – ответил Никитка и вприпрыжку побежал на своё рабочее место рядом с Михалычем.

Ждать пришлось недолго. Вскоре вокруг беседки заблагоухали красивые цветы, которые без потерь переселились из палисадников на новое место жительство. Сердобольные бабушки приняли в том непосредственное участие. Они же каждое утро приносили в кувшинчиках воду для полива растений, а взамен уносили родниковую воду для исцеления и радости. И они же посоветовали Никитке  его друзьям посадить осенью в долине саженцы фруктовых деревьев. Что и было сделано ребятами с превеликим удовольствием.

Но недолго радовались жители деревни подарку природы. Когда наступила весна, и зазеленели травы в долине, к роднику пришли злые и завистливые люди и стали продавать родниковую воду за деньги. Тех же, у кого денег не было, гнали палками прочь. Люди возмущались, но самозваные хозяева родника были непреклонны. Постепенно перестали жители деревни ходить к роднику, да и родниковая вода утратила былую силу.

Загрустил ручеёк, чувствуя, как теряет его вода целебные свойства и чистоту струи. Он так старался изо всех сил делать людям добро, а в результате получилось, что его благие порывы стали приносить лишь огорчения и обиды. И всё из-за этих злых и завистливых людей, которые ;души свои отморозили блеском золота и поэтому, то там, то тут присваивают себе народное достояние и ещё имеют наглость продавать природные богатства.

– Помогите мне, подземные воды, изгнать самозванцев, – обратился ручеёк к подземным собратьям.

– Если не возражаешь против зловония, то мы поможем, – послышалось в ответ.

– А нет другого способа? – спросил ручеёк. Ему так не хотелось быть источником зловония.

– От злых людей нет радости, одна только вонь. Поэтому, как говорится, бей врага его же оружием, – с этими словами подземные воды добавили в воду ручейка нечистоты, и воздух вблизи родника пропитался запахом тухлых яиц.

– Что за гадость! – воскликнул главный самозванец, зажимая нос и рот рукой. – Едем отсюда, пока не отравились!

Его подручные скорёхонько погрузили в машину торговое оборудование и все разом убрались восвояси. Так закончилась незаконная приватизация целебного родника.

А что же родник? Не пристаёт грязь к чистым душам, как бы ни старались злоба и зависть. Поэтому вновь чистым и прозрачным стал родник, и  вода его обрела былую целебную силу. Подземные воды добавили напор, и  родник забил сильнее.

Узнав от Михалыча о том, что самозванцы бесследно исчезли, люди потянулись к роднику. А тот от радости, что снова стал приносить пользу людям, весело зажурчал.

– Послушайте-ка! – обратился Степан к сидевшим в беседке косарям, – Родник наш запел.

– Значит, весело ему, – сказал Михалыч, и светлая улыбка осветила его доброе лицо. Глядя на него. заулыбались и другие косари.

А вам разве не весело, когда вы делаете добрые дела? Вы ведь тоже поёте. Только одни поют громко вслух, а другие поют про себя. Впрочем, какая разница, как поёт душа?  Ведь главное, чтобы она пела.