Часть Первая, Казань

Константин Жибуртович
Я, конечно, понимаю (как в известном анекдоте про туризм и эмиграцию) что невозможно составить полное и, тем более, объективное впечатление о городах и посёлках, где я побывал с 4 по 7 сентября со стоянкой не более пяти часов. Посему, ниже - нечто вроде субъективных заметок расслабленного путешественника "с корабля на бал". На какую-либо "истину" мои мысли не претендуют и каждый (даже в точности проплыв-пройдя-проехав по моим маршрутам) увидит всё иначе. Быть может, единственное, что оправдывает эти заметки в глазах читателя - любовь автора к родному Поволжью во всём его разнообразии - культурном, архитектурном, географическом и этническом - в том числе.


***


КАЗАНЬ


Начну (хронологически) с первой высадки в Казани 4 сентября. Друзья и знакомые уже спросили меня о причинах "не восторга" от Казани. Что ж, попробую сформулировать...

Надо сказать, о столице Татарстана я был наслышан задолго до очного знакомства с ней в нынешнем сентябре. "Европейский город", "чистота и ухоженность", "религиозная и мирная мультикультурность", "великолепный сервис"***; иными словами - "государство в государстве".

Самара стоит по левый берег вниз по Волге, в Казань будто бы упираешься прямо по центру - она словно вырастает посреди бескрайних водохранилищ. Думаю о том, что покидая Самару - от Речного Вокзала до посёлка Управленческий, можно провести экскурсию прямо на борту теплохода - город тянется вдоль Волги и прекрасно виден с воды, а фарватер проходит близко к берегу. Казань в этом плане закрыта. Не сойдёшь на берег - мало что узреешь.

Схожу с трапа прохладным днём 4 сентября с изначальной внутренней установкой: сейчас я буду охать и ахать от кусочка цивилизованной Европы (Евразии?) - не чета моей уютной дыре.

Первое, что поражает - отсутствие полноценного Речного Вокзала. Вместо него - две красивых вывески КАЗАНЬ и КАЗАН. (Правда, на обратном пути - конвейер для проверки содержимого сумок). Асфальт тоже разочаровывает - вплоть до автобусной остановки. Неровный и достаточно старый. Как в Самаре.

При выходе с Вокзала словно попадаешь в район самарского Мехзавода - пара-тройка магазинчиков и пустое пространство.

- Сейчас сядем в автобус и поедем на местный Арбат - улицу Бауманскую - говорит супруга, мой гид по Казани (где она впервые побывала ещё в 2011 году и ей всё понравилось; более любим ей разве что Питер). - Кстати, в общественном транспорте остановки объявляют на трёх языках: русском, татарском и английском!

Я тихо пожимаю плечами и мигом отмечаю иные лица и типажи вокруг, нежели в Самаре или Москве. Здесь почти все (даже - девушки) одеты строго, не броско, аккуратно. На мусульманках - неизменные платочки. Мы с супругой сразу начинаем диссонировать с обществом :)

Репродуктор в чистеньком автобусе безмолвствует, и мы едем три остановки до Арбата в тишине.

- Это оттого, что ты сел - смеётся жена.

Я тем временем рассматриваю улицы и строения за окном. Да, денег вложено много - это, конечно, заметно. Дороги лучше, город - чище. Но, всё-таки, мне пока трудно понять, отчего Казань так расположила к себе иностранных болельщиков, чьи сборные играли тут на июньском Кубке Конфедераций. Я здесь в гостях и совсем не чувствую себя желанным гостем...


***

Обожаю самарский Арбат - улицу Ленинградскую. Здесь прошла часть моего советского детства - с 15-копеечным сливочным мороженым (вкуснее редкого 20-копеечного пломбира!) и разливной газировкой с двойным сиропом. И аура всей Исторической Самары неповторима - лишь однажды я попытался передать её в стихах, и не слишком удачно. Конечно, при такой "наследственности" почти невозможно "изменить" родному городу с иным пешеходным Арбатом. Но в Нижнем мне было уютно, а в Чебоксарах я ощутил себя почти как дома. В Казани - увы, нет.

Здешний Арбат (Бауманская) шире и ухоженней. С изобилием скульптур посередине - мне приглянулась старинная карета, где я сфоткался и нарвался на анекдотичную историю. Опрятный пенсионер (по виду-мусульманин) подошёл и вежливо произнёс:

- Здравствуйте. Вы ведь известный артист с супругой, не так ли? Я видел Вас в популярном телесериале... не могу вспомнить название. И ещё - в какой-то телепередаче.

Жена улыбается. Вот-вот засмеётся во весь голос.

- Вы опознались - слегка растерянно, наконец, произношу я. - Я... я - журналист :), супруга - врач. Мы оба - "простые смертные" :)

- Ну, не хотите раскрывать себя - ваше право - мирно произносит дедулька. - Вы не бойтесь: у нас город тихий и спокойный, даже если кто узнает (как я) - бесцеремонно нарушать покой и лезть за автографами не станет :)

Занавес :) Супруга подкалывает меня весь вечер :)


***

Перед казанским Кремлём - старинная мостовая с булыжниками. Дежурит пост ГАИ. Я взираю на аккуратные и величественные белые стены с уважением, но без детского восторга.

- Сейчас ты войдёшь внутрь и ахнешь! - радостно произносит жена. - Древность и цивилизация в одном пространстве!

Я (про себя) думаю о том, что я, всё-таки, хоббит :) Архитектурно помпезные, имперские Гондор и Рохан хоббитов не привлекают - только пейзажи родного Шира. А "вслух" - улыбаюсь и пожимаю плечами: посмотрим! О-ля-ля, я ещё не видал нижегородский Кремль, где вмиг ощутил себя потомком Арагорна :)

Внутри казанского Кремля всё предсказуемо красиво, "вылизано", продуманно и цивильно. Но... странная штука, едва ли передаваемая вербально-лингвистически. Когда я (даже на видео и картинках) лицезрею Собор Святого Павла, иные древние католические храмы Западной Европы, мигом ощущаю внутреннюю сопричастность (наверное, не самое точное слово). Мечеть подобного отклика совсем не вызывает. Как и сугубо культурного интереса - увы. А супруге интересно всё на свете, и я давно ей завидую :)

В конце-концов, Ирина слегка обижается, не видя моих восторженных глаз. Говорит об изначальном предубеждении против столицы Татарстана. Я миролюбиво произношу: успокойся, просто Казань - не мой город (культурно, этнически, архитектурно) - совсем. Так бывает, и никто в этом не виноват.

- Ну, хоть что-нибудь тебе понравилось?

- Да. Смотри, какой чудесный стадион и Дворец Спорта! С видом на Волгу. Только волнорез всё портит.

- Тут согласна. А вот Цирк у нас красивее.

- И архитектурно поинтересней.

- Зато, знаешь, тут совсем нет пробок! Мой однокурсник, переехавший сюда, рассказывал. А в Самаре, в час пик, чуть не сошёл с ума за баранкой. Ладно, завтра вечером попадём в Васюки. Эта дыра тебе точно понравится, я знаю. Устроишь паломничество в "Клуб Четырёх Коней", а я куплю корзинки - в прошлый рейс не успела.

Она права. В Васюки (Козьмодемьянск) я почти влюбился. Как и в Чебоксары (следующим утром). А пока - прощай, Казань. Красивая, достойная, но чуждая. Посему - скорее назад, на свой Дункан в каюту №6 :)




***Примечание

Про "великолепный сервис". Уже на обратном пути в Самару (из-за отставания в графике) полуторачасовую стоянку в Казани сократили до 30 минут. Я весь в мыле пробежал три квартала от Речного Вокзала, чтобы найти место, где принимают карту Сбербанка для безналичной оплаты (надо было купить сигарет и провизию). Банкоматов нет ни одного. В моей "хоббитании" подобные проблемы отсутствуют: ближайшая Пятёрочка - в трёх минутах от пристани.
   

На фотке: слегка загрустил-зафилософствовал на аккуратной травке близ стен казанского Кремля :)