Поэзия или Проза - что сложнее создавать?

Александр Белислав
(на http://www.proza.ru/2017/06/26/314)

   Деление на обозначенные в названии жанры
достаточно условное, и прямое сравнение их будет не
корректным: Гоголь назвал роман "Мёртвые
души" поэмой, Макаренко написал
"Педагогическую поэму", а Горький назвал
рассказ о Соколе "Песней о Соколе". Все
созданы в прозе, в смысле, без рифмы. А по глубинам
психологии и затронутых чувств все эти произведения
действительно стали поэзией. Пушкин зафиксировал
свой труд "Евгений Онегин" ритмическими
строфами (пушкинскими!), но это всё же именно роман
о прозе жизни дворянского сословия. Грибоедов создал
"Горе от ума" в стихах, но это ведь
постановочная пьеса, где герои только общаются
ритмической речью, но разворачивается подлинная
проза жизни. И многие другие пьесы, в том числе
западно-европейских авторов, основаны на ритмической
речи.
   И как  разобраться, где поэзия, а где проза?
   А вот что говорит о курьёзах жанра (цитата)
известный писатель (вечная память!) Евгений Говсиевич:
 "«ВОЙНА И МИР» Толстого – вроде бы роман или
повесть, но на самом деле, ни роман, и ни повесть, а
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭПОПЕЯ.
 «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Пушкина - РОМАН, но в стихах.
 «МЁРТВЫЕ ДУШИ» Гоголя и «МАДАМ БОВАРИ» Флобера –
ПОЭМА, но в прозе.
 «БЫЛОЕ И ДУМЫ» Герцена – не то мемуары, не то
политическая история Европы, не то психологический
роман.
 «ШИНЕЛЬ» Гоголя, «ПРЕВРАЩЕНИЕ» Кафки, «ДОКТОР
ДЖЕКИЛ и МИСТЕР ХАЙД» Стивенсона – ФАНТАЗИИ.
 «ТЁРКИН» Твардовского назван не ПОЭМОЙ, а «КНИГА
ПРО БОЙЦА».
 «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА» Тургенева – это не сборник
новелл, а своеобразный РОМАН-НОВЕЛЛА
(Шкловский)" (конец цитаты).
   Стихотворение для меня, например, это импульс
чувств, чтобы выразить впечатление или мысль
максимально коротко, но ёмко и доходчиво. Здесь
очень тяжело даётся первая строка, зачастую
определяющая и размер всего стихотворения.
Посмотрите стихи Сергея Есенина, которые без
названий - сколько замечательных первых строк!
Например:
 "Выткался на озере алый свет зари..."
(1910)
 "Гаснут красные крылья заката..." (1917)
 "Не жалею, не зову, не плачу..." (1921)
 "Отговорила роща золотая..." (1924)
 "Улеглась моя былая рана..." (1924-1925)
 "Клён ты мой опавший, клён
заледенелый..." (1925)
   Первая строка в стихотворении содержит замысел,
порождает вдохновение! Удача, если получится целый
экспромт! Но после первой удачной строки необходим
большой труд, чтобы по-песенному, без досадных сбоев
ритма (мешающих восприятию спотыканием на них),
тщательной шлифовкой, порой весьма мучительной,
наиболее эмоционально и доходчиво сформировать
импульс (именно импульс - выплеск!) чувства и
содержащейся в нём мысли. Окончание работы зависит
только от автора! Но полное погружение во внутренний
мир автора, без резонанса понимания со стороны
читателя, тоже не удовлетворяет. Для этого автор,
работая над стихотворением, должен уметь ставить
себя в положение читателя. Такова поэзия, с жанрами
от ямба до белого и вольного стиха, и даже
стихотворение в прозе.
   Поэзия - труд, результат которого определяется
мастерством, необходимым, чтобы и все строки
получились удачными. Но, кроме мастерства, есть ещё
и "внутренний редактор", выпускающий
стихотворение в мир. Сколько людей из-за этого
беспощадного "редактора" годами  пишут
"в стол", пока не ощутят доброжелательного
отношения людей к своему творчеству! Ведь здесь надо
владеть не только языком, но и его красками:
глубокими чувствами, горячими эмоциями, меткими
метафорами, сочными эпитетами, искрящейся мыслью, и
просто любить русский (родной) язык, априори не
сомневаясь, что в нём обязательно найдётся для рифмы
искомое слово, и что родной язык достаточно
плодотворящий даже для новаций словотворчества, что
само по себе увлекательное занятие, а ритмическая
речь только способствует рождению звучных и точных
находок.
   Проза - уже не импульс, се выстраданные
размышлениями и кропотливым трудом построения
доходчивых и ёмких предложений, чтобы представить
читателю заявляемый сюжет: жизненную коллизию,
поучительную ситуацию, развёрнутую жизненную эпопею
реальных или придуманных персонажей, несущих в своих
высказываниях мировоззрение автора, а также и ответы
на возражения оппонентов этому мировоззрению.
Поэтому проза вынашивается и создаётся годами,
требует не импульсного вдохновения, а длительной и
напряжённой работы сознания, погружения в жизнь
персонажей произведения. И заканчивается проза или
исчерпанием сюжета, или смертью героя, или
завершением ситуации, и т. п., то есть она, с
некоторого времени, начинает жить уже как бы без
автора, по своей внутренней логике.
"Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!".