Несколько слов о Сфараде

Виктория Блиндер
 
               


                Несколько слов о Сфараде


               


                Сфарад  - Испания в переводе на иврит




Европа пронизана идеями свободы, равенства и братства. По всему континенту возрождается почти ушедший в небытие дух утопизма – социализма. И чем больше им руководствуются,  тем больше стран охватывает экономический  кризис.
Короткий рабочий день, высокие пособия,  завышенные зарплаты в государственном секторе, траты на бесплатные медицину, образование и взносы в общую казну Европейского Союза (какая часть из этого идёт на роскошную жизнь чиновников?). Всё это просто разоряет бюджеты европейских государств. А ведь с 2015 года появились еще две статьи расходов – на содержание беженцев и на борьбу с террором.
И эти расходы растут  в  геометрической прогрессии. При этом террористические акты становятся все более угрожающими и уносят всё больше человеческих жизней.
В центре  Барселоны,  17 августа, произошёл очередной теракт –  в самом центре города , грузовик    въехал в толпу людей. Причем не просто въехал, а целенаправленно давил людей.
Результат – 16 погибших, более ста раненых.  За первым терактом последовал второй, по счастью менее кровавый….
Испания в негодовании, страхе и панике.
Испания….
У меня сложное отношение к этой стране и к ее истории. Возможно  именно по этой причине, я  не могу быть объективной…
Согласно  историческим  данным, евреи жили в Испании уже  в 1 веке н. э.. Об этом свидетельствуют надгробные памятники.  Скорее всего они бежали туда после оккупации Израиля римлянами. 
Правда есть свидетельства о присутствии евреев в Сфараде  (Испания в переводе на иврит) ещё при царе Соломоне – а это Х-й век до н. э.
Но вернемся к документированным данным.  В VI веке  при короле  Реккареде  I, принявшим католицизм , вестготская монархия, в тесном сотрудничестве с католической церковью, начала проводить санкции в отношении еврейских общин. Практически тогда произошло первое изгнание евреев с территории Испании.
Тех евреев, которые отказались креститься. Впрочем,  и тем, кто крестился, была уготовлена горькая судьба. В VII- веке, при правлении королей  Хинтилы  и  Эгика,  новообращенные евреи также подвергались репрессиям.  Короли, издавая  особые указы, ссылались на предположительный заговор.  В  694 году  XVII –ой Собор в Толедо вынес решение об обращении в рабство и продажу всех евреев, в том числе и сменивших веру. Так Испания осталась первый раз без  иудеев.
В 711-ом году Пиренейский полуостров был завоеван арабами.  Вскоре евреям вновь разрешили жить на этом участке земли. Но – еврейскую общину обложили непомерными налогами и требованиями  принять особый статус меньшинства, а следовательно соблюдать различные дискриминационные требования.  В данном случае речь шла о соблюдении Омаровых  законов  в  отношении зимми (христиан и иудеев),которые практически не имели прав.  Однако арабские правители пользовались интеллектуальными способностями евреев, их знаниями во врачевании, используя  их для процветания экономики и развития государства. Они брали евреев на работу  и  назначали на должности финансистов и  советников.   В конце   VII- века к власти пришел эмир, который возвёл гонение на евреев в закон, заставив иудеев бежать из этого государства.
 В то время войны между крестоносцами и мусульманами носили постоянный характер.   
В  самом начале ХIII- го века земля была отвоевана христианами и вновь на Пиренейском  полуострове возродилась Испания. Но это не было  цельное государство. Оно состояло из небольших королевств – Арагона, Толедо, Кастилии и прочих.  Войска крестоносцев продолжали войны с арабскими соседями. А для войн нужны были деньги. И правители небольших государств   стали приглашать евреев – финансистов, купцов, врачей.  Был еще один плюс  от придворных иудеев – они не входили в заговоры с целью сменить короля.  Можно было не опасаться за престол. И для евреев  стали делать послабления. Им разрешалось открыто исповедовать иудаизм. Правда они могли жить только в определенных местах, которые именовались худория.
Церковь, боясь влияния иудаизма,  в середине ХIII- го века, добилась обязательного ношения отличительного знака для евреев.
Приблизительно в это же время, в Сарагосе,  произошел первый в Испании кровавый навет на евреев. Их обвинили в похищение христианского мальчика. Целью якобы было использование органов ребенка для магических обрядов. Общину ожидала жестокая кара. К счастью мальчик в скором времени нашелся живым и невредимым.
Но травля евреев приняла постоянный характер.  Почти  в тоже время монах - доминиканец Раймон Мартинис  написал трактат «Пугио фидеи» («Меч веры»),  который стал настоящим оружием антисемитизма.
 Евреев вновь ожидали «черные» времена.
В средние века в Испании, время от времени,  свирепствовали эпидемии чумы, холеры и оспы.  Они в основном затрагивали христианское население. Причина лежала в отсутствии  у этой группы людей понятий о чистоте. Если евреи перед едой совершали омовения рук, то у испанцев это считалось дурным тоном и тайным  соблюдением  еврейских традиций. Поэтому элементарная гигиена порицалась. А вознесенная в закон грязь разносила заразу.
  У евреев образование и работа во все времена считалось нормой. Поэтому и материальное благосостоние  было у них достаточно высокой. В тоже время основным занятием испанцев были крестовые походы, рыцарские турниры и любовные похождения.
Несмотря на якобы соблюдение религиозных законов и святость брака, у королей и знати было несчётное количество бастардов (незаконнорождённых  отпрысков), которые вели жизнь знати. А на это нужны были деньги.
Желание завладеть имуществом евреев подогревалось религиозными проповедями каноников.
В 1391 году по всей Испании прокатились еврейские погромы.    В Севильи, в Кордове, в Толедо, в Валенсии, в Пальма-де-Мальорке,  в Барселоне, в Жероне, в Бургосе, в Логроньо и в  Лейриде все проходило словно по одному сценарию.
Евреев убивали и грабили. Иногда резню устраивали прямо в  синагогах, где несчастные  пытались спрятаться от разъярённой толпы. Часть  оставшихся в живых евреев бежала из страны, часть была насильно крещена, часть захваченных женщин и детей  были продана  в рабство арабам Гренады.
Фернандо Мартинес, монах - доминиканец, проповедник и идейный вдохновитель еврейских погромов 1391 года был возведён в ранг «святых»  и считался таковым вплоть до конца XIX-го века.
Хочу отметить, что насилие происходило не только над душами евреев. Испанцы насиловали и здания синагог, превращая их в церкви. Те, кто были в Толедо, наверняка видели церковь Санта Мария ла Бланка. Когда-то это была синагога, построенная на земле, привезённой из Иерусалима. В 1391 году она пережила варварский погром и резню иудеев, укрывшихся в здании.
И подобные случаи известны практически во всех испанских городах.
Погромы 1391-го года положили начало конца испанского еврейства.
Как известно,  большинство новообращенных христиан (марранов) старались тайно придерживаться  иудаизма. Они жили обособлено и вступали в браки между собой.  Испанское духовенство устраивало слежку за каждой такой семьёй. Выяснялось, не соблюдают ли они тайно Шабат, не совершают ли омовение рук перед едой и  употребляют ли  в пищу свинину….
Интересный факт – видимо для того чтобы понять насколько новообращенные христиане верны новой вере, у них  требовали публично употреблять в пищу свинину.   Вследствии чего у испанцев появилась традиционная  сладкая новогодняя выпечка  на свином жиру - Польворонес  (Polvorones).
Новообращенные христиане то и дело пытались вернуться к иудаизму. Известны два бунта – в  1445 и в 1449 годах. Оба они закончились очередными еврейскими  погромами и многочисленными жертвами, а так же введением инквизиции. Костры, словно жертвенники, запылали в Испании.
 В 1492 году Фердинанд  II Арагонский  и Изабелла I Кастильская подписали указ о изгнании из страны всех евреев, не перешедших в христианство.
Испания избавлялась от евреев, наживаясь на их имуществе и деньгах.
Евреи уходили нисчем – единственное, что они забирали с собой, это большие железные ключи от своих домов.
Оставшиеся в стране марраны находились под постоянным наблюдением инквизиции, под страхом репрессий.
С уходом евреев  Испания постепенно стала приходить к умственной деградации и экономическому упадку.
Видимо основным ее богатством оставался антисемитизм.  Очень странно выглядит название деревни Castrillo Matajudios – Смерть евреям , в стране где евреев уже практически нет.
Но оставим средние века и перейдем к XXI-му веку.
Испания не баловала мир литературными  шедеврами.  Пожалуй единственный испанский писатель, который вошёл в мировое наследие это Мигель Сервантес и созданный им рыцарь печального образа  - Дон Кихот Ламанчский.
 В Кейсарии , в музее  Реканати , около здания сефардского  наследия, стоит памятник Мигелю Сервантесу, потомку марранов.  Выходит что  даже этот герой, Дон Кихот, такой «испанский»,  был создан евреем.
В современное время, евреев, живущих в Испании, мизерное количество.
Финансовое положение в Испании, как и в других странах Евросоюза  достаточно сложное. Угроза экономического кризиса висит над страной как Дамоклов меч.
Да к тому же Каталония хочет отделиться, баски (народность проживающая на севере Испании)  требуют независимость. И к этому надо прибавить значительное количество мусульманских беженцев, часть из которых открыто говорит о возобновлении войны с крестоносцами.
Язык, на котором говорят в Испании, относится к группе языков  основанных на «вульгарной  латыни».  Поэтому я позволю применить смысловую фразу из «вульгарного русского» - положение Испании - «Полная жопа». В соответствии с толковым словарем это означает провал, конец, фиаско.
Впрочем,  ничто не ново под луной.
И Испания в энный раз прибегает к испытанному методу. В 2015 году Парламент  страны одобрил принятие закона, позволяющего потомкам сефардских  евреев получить гражданство Испании.
Евреям, которые сегодня живут на своей земле, дарованной им Всевышним, в государстве Израиль,  предлагают некую авантюру- вернуться в место изгнания, убийств, сожжения на кострах и погромов.
Зачем?
Испании нужны их финансовые вливания, знания, умение работать. Нужны люди, которые смогут поднять экономику страны.
В интернете можно найти список фамилий евреев, которые могут претендовать на испанское гражданство.  Я без труда нашла фамилию бабушкиной семьи. Но желание подавать на гражданство это не вызвало.
Тем более, что в документе очень явно прозвучала «старая мелодия» - «Продемонстрировать “особую связь” с Испанией, можно за счет знания испанского (Ladino или Haketia) языка, пожертвованиям благотворительным испанским  организациям»
 Опять понадобился еврейский капитал?
Те, кто принимали этот закон, надеялись, что в первый же 2015-год в Испанию переедут 150 000 человек. Смешно.
На что надеется Испания? Что они смогут повторить очередной виток кровавой истории?
Отторжение евреев от Сфарада произошло в 1492 году. И оно стало окончательным.
Последние годы в Испании происходят теракты.  Я  сочувствую этой стране точно также,  как они в подобных случаях сочувствуют Израилю, стране в которой я живу.
Правда, в отличие от Испании, я не объявляю о поддержке террористов.
Удивительно, но все террористические арабские организации находят сочувствие у жалостливых испанцев и их социалистического правительства.
Поскольку у испанцев, словно продолжение рыцарских турниров, развит спорт, а не науки, то они,  естественно, не знают  историю.  И арабские сказки про Палестину они принимают за чистую монету.
 В Барселоне , 17 августа этого года, произошёл теракт  - микроавтобус въехал в толпу пешеходов . В итоге 16 человек погибли, а более 100 были ранены.
После этого случая  раввин Барселоны Меир Бар-Хен обратился к евреям Испании с призывом покинуть страну.
 Вот как он мотивировал сказанное - Испания стала "центром исламского террора  всей Европы". Раввин  назвал еврейскую общину в Барселоне и в Испании  "потерянной",   призвал членов общины приобрести недвижимость в Израиле и не повторять ошибку евреев в Алжире или Венесуэле.
Ничего к его словам прибавить нельзя.