Храм богини Хатхор в Дендере. Или Последний Великий Храм Египта.
Часть 2
Как строился первоначальный храм. Интересно, что место для строительства выбирали ночью. Ориентиром служила полярная звезда. Место обмерялось, натягивался шнур. Дальше начинались земляные работы. Вся земля изымалась до грунтовой воды.
Смешивалась соль и сода и все вокруг очищалось. Такая смесь называлась натрон. Его использовали и при бальзамировании. Затем все пространство под храм заполнялось чистым, песком, отобранным в ручную. И в четырех углах будущего храма устраивали тайники. В них закладывали драгоценные металлы и камни, которые угодны духу богини - чистое золото, электрум- сплав серебра и золота, лазурит, бирюзу, яшма, сердолик.
Затем фараон из глины навозы делал первый кирпич и укладывал его в основание храма. И дальше происходит медленное строительство храма.
Все эти процессии были описаны в текстах на стенах храма.
Наш гид особо подчеркивал, что настенные скульптуры для этого храма дарили целых 4 римских императора – Август, Тиберий, Клавдий, Нерон.
Одни ученые говорят, что нигде нет исторических свидетельств того, что сами римские императоры посещали этот храм, который даже по меркам Египта находился далеко не в центре цивилизации.
Другие же нашли на стенах храма рельефы, на которых изображено, что римский император в одеянии египетского фараона, вступает в этот храм для молитвы богине Хатхор. Но было ли это событие на самом деле?
Но есть рельефы и надписи свидетельствующие о покровительстве римских императоров строительству храма в Египте. О чем я писала выше.
Ученые нашли рельеф с изображением Клеопатры, Юлия Цезаря и их сына Цезариона. На стенах храма присутствуют имена императоров Августа, Нерона, Тиберия, Калигулы. Плюс ученые нашли изображения Калигулы, Клавдия и Нерона, а у входа в храм высечены имена Домициана и Траяна.
Финансирование храма прекратилось только после того, как Рим стал христианским.
И «добрые» первые христиане Египта разрушили внутри храма почти все статуи.
Так что и эта религия принесла ощутимый урон древним строениям.
Храм Богини Хатхор был окончательно заброшен во времена ислама. Тогда –то его и начали заметать пески.
Повторюсь. Так как этот храм был полностью занесен песком, открыли его только в 19 веке. А активные раскопки начались в двадцатом.
Здание очень сильно пострадало. Тут были и склады, и конюшни, люди жгли костры… Гид нам не уставал показывать закопченные потолки. Под копотью можно увидеть поистине уникальные рисунки и барельефы.
Некоторые росписи стен и потолка пострадали так, что их не могут отреставрировать даже в современных условиях.
Кто же такая богиня Хатхор? Это богиня любви и неба, которая покровительствовала женщинам и детям. А так же беременным. К ней обращались, когда возникали проблемы с зачатием или с самой беременность.
Она служила идеалом женственности. Египтяне ее часто называли «Золотая госпожа любви». Она супругу Бога Гора и дочь самого верховного Бога Ра.
Во дворе храма находится большое количество обломков, статуй, тут же и очень милая статуя бога Беса. Бес из пантеона малых Богов. Считается, что он помощник Хатхор, а так же покровитель младенцев и маленьких детей, домашнего очага и тд. Бес это не отдельный Бог. Это собирательный образ маленьких, карликовых божков.
Мы очень долго не могли зайти внутрь, хотя мы были единственными туристами в храме. Гид все рассказывал и рассказывал.
Внутри находится не очень большой гипостильный зал ( если сравнивать с карнакским) с 24 колонными. Колонны, естественно, увенчаны изображениями богини Хатхор. Снаружи храма тоже немало ее изображений.
Хатхор тут везде. К тому же Хатхор, как и многие Боги Египта имеет двойственную природу, и двойственное значение. С одной стороны – Хатхор нежная и заботливая мать всех живых существ в образе коровы. Корова – это ее священное животное. Корова так же питает божественным молоком фараона - своего сына. Помните рельефы в Храме Хатшепсут? Там Царица питалась только молоком коровы. Может быть, в образе той коровы и была Хатхор? Скорее всего, так и было. Но многие гиды там рассказывали другую историю, что мол, Хатшепсут так боялась, что ее отравят, что питалась только молоком своей коровы, которую сама кормила и доила.
А в гневе Хатхор становится беспощадной и яростной, принимая облик львицы Сехмет, преследующий богов и людей. В двойственном символе одной и той же богини зашифрован смысл женской силы: женщины-матери, дающей рождение и женщины – воительницы, рьяно защищающей свою семью, близких при появлении угрозы. (Из путеводителя)
Плюс Хатхор была персонафикацией Млечного пути. Прославлялась как космическое божество, от которого жизнь берет свое начало.
Удивительно, что уцелел потолок этого храма. (Вспоминая о том, что практически нигде не сохранилось потолков в гипостильных залах Карнакского и Люксорского храмов)
На потолке можно увидеть астрономические сцены, на стенах — описание царского визита в храм. И тут нам гид все очень подробно рассказывал, чуть ли не про каждый барельеф, который мы видели. Плюс про разные помещения, которые мы проходили. Тут есть комната, на потолке которой изображена богиня неба Нут.
Раньше эта был Зал Исполнения Желаний. Жрецы брали с простых людей деньги за то, чтобы их желания были исполнены. Дальше мы отправились в символическую Родильную комнату. На ее стенах можно увидеть сцены зачатия фараона, как его мать спит с Богом, рождения фараона. Мы же помним, что все фараоны – они рождены от Богов.
Именно эту комнату приходили в древности женщины, которые хотели иметь много детей.
На втором этаже, то есть на крыше храма, куда ведет лестница, находится несколько небольших святилищ Осириса и самой Хатхор. Из одного из помещений выносили ее статую во время мистерий.
Но, самые ценные божественные статуи, изображения и символы никогда не выносились из специальных помещений – крипт. В них допускались только жрецы высшего ранга.
В храме Хатхор ученые нашли, расчистили и привели в порядок 15 крипт, которые расположены ярусами. В этих помещениях, чаще всего находящихся под землей, хранились самые священные атрибуты культа, и проводились тайные обряды и церемонии.
Во многих книгах и путеводителях по этому храму написано, что здесь, на в тором этаже храма, вы должны почувствовать особую женскую иньскую энергию, так как Хатхор – женское божество.
Скажу сразу, ничего такого, никакой энергии или мистерии я не почувствовала. Мне было просто интересно все вокруг!
Во времена важных религиозных праздников на второй этаж храма допускали паломников, у которых были какие-то вопросы к богине. Паломники приносили богатые дары храму, проводили ночь на крыше и потом выскребали на камнях благодарственные надписи. Это делать не возбранялось, гид нам показал несколько таких сохранившихся надписей.
На втором этаже храма, в одном из залов находится Дендерский Зодиак или Зодиак Осириса. Сейчас мы видим копию. Оригинал давным-давно увезли во Францию. Сейчас он находится в Лувре.
Никто уже давно не сомневается в том, что древние египтяне прекрасно знали астрономию, и поэтому особого удивления не вызывает тот факт, что в этом зодиакальном круге изображены не только все знака Зодиака в привычной нам последовательности от Овна до Рыб, но и изображены сами созвездия.
Про этот зодиальный знак я прочитала интересную информацию.
Цитата «В 1821 году этот зодиакальный знак обманом вывез из Египта авантюрист, и чем-то египтолог Жан Баггист Лелоррен. Он выполняя «заказ» на египетские древности для парижского коллекционера Себастьяна Луи Сольние. Жан Баггист Лелоррен варварски выломал плиту с зодиаком из потолка с помощью порохового взрыва и бригады египетских копателей с зубилами и молотками, частично повредив изображение.
А Лувром оригинальный Дендерский зодиак был получен лишь а начале двадцатого века. В Лувр он попал из запасников одного из небольших музеев Парижа. В музее он оказался в 1839 г., когда был куплен на аукционе королем Луи-Филиппом! (1773-1850 гг.) за 150 тыс. франков.»
Вот такая интересная судьба у этого зодиакального круга. И еще пишут, что зодиак - тема многих споров в среде ученых и любителей мистики и эзотерики. Которые склонны видеть на нем зашифрованную дату то ли случившегося, то ли грядущего Апокалипсиса. Причем, версий этих дат существует около сотни, потому что цитата «в наши дни ученые не могут со значительной степенью достоверности отождествить все египетские символы Дендерского зодиака с конкретными звездами, что и порождает множество версий.»
Правильно, без такой мистики и храм бы был не таким интересным местом.
Некоторые учены даже считают ( честно говоря, мне стало немного смешно, когда я это прочитала), что на зодиаке изображена не дата некоего «Апокалипсиса», а изображение звездного неба из иллюминатора межзвездного корабля в тот день и час, когда он оказался рядом с Землей,на которой еще не появились люди, то есть на зодиаке зафиксирована дата рождения человеческой цивилизации. Места для фантазии тут полно. Нафантазировать и напридумывать можно что угодно.
В Лувре я два раза довольно много времени проводила в Египетских залах, но, почему-то, этого зодиакального знака я там не помню.
Дату создания Дендерского зодиака ученые определили с довольно большой точностью. Помогло то, что в знаке присутствуют как древнеегипетские, так древнегреческие символы звездного неба. Зодиак был датирован первым веком до нашей эры.
Чем больше читаешь про этот храм, чем больше удивляешься. Что только не пишет. Вот еще одна теория. Цитата « А звездное небо, изображенное там, показывает небо до планетарной катастрофы, произошедшей на Земле более 11 тыс. лет назад.»
Про сам второй этаж тоже существует множество теорий, одна из них совсем невероятная и опять же касается инопланетян. Мощная крыша храма Хатхор напоминает посадочную площадку для внеземных летательных аппаратов (!!! Ни больше, ни меньше). Так решили потому что, ученые не могут объяснить, для чего в те древние времена понадобилось делать не просто ровную прямоугольную площадку, но и усиливать её, укладывая как минимум три слоя известняковых блоков весом десятки тонн, и усиливая нагрузку на подпирающие колонны. Возможно, боги прилетали сюда на каком-то летательном аппарате?
В общем, в Храме Хатхор гид нам взрывал мозг такой информацией буквально на каждом шагу.
Ни про храм Хатшепсут, ни про храм Карнака, ни про храм Луксора никто столько не рассказывал мистических легенд.
Казалось бы, обыкновенная экскурсия в не самый древний храм в Египте вылилась в хороший фантастический рассказ.
Спустившись со второго этажа, мы обошли храм. Сзади находится небольшое строение, похожее на ворота – его называют Звездными вратами.
Гид нам рассказал легенду, что в день зимнего солнцестояния эти врата становятся мистическим порталом. Через него на Землю мощным потоком изливаются разные божественные энергии. Если человек пройти через врата в это время, можно очистить свое энергетику, энергетическое тело, улучшить здоровье и тд и тп.
Хотя на дворе и был декабрь, до Дня зимнего солнцестояния было еще ой, как далеко. Так долго ждать мы не могли, хотя очень хотелось *улыбка*.
Но другой легенде это никакие ни врата, это святилище еще одного бога – сына Хатхор, Ихи. Эти врата исполняют заветные желание и даже дарят любовь.
Именно через них проходила египетская царица Клеопатра, которая искала любви Цезаря….
В общем, каких только легенд мы не наслушались.
Интересно, познавательно, а уж чему верить…
Ну и одна из главных тайн или легенд Дендеры – это барельеф с изображением какого-то загадочного устройства, которое ученые идентифицировали, как древнюю электродуговую лампу. В одном из культовых обрядов древние египтяне освещали фараона, вернее божество, которое стоит на коленях на большом квадратном камне, к которому идет кабель.
Из Википедии - Египтологи связывают изображения с символизмом египтян, обозначивших «бога, прорастающего, подобно цветку»
Мне эти лампы показались больше похожими на баклажаны, внутри которых извиваются змеи.
Изображение ламп находится в небольшой подземной комнате, больше похожей на небольшой, ужасно душный склеп. Плюс очень скудно освещенный.
Нормальную фотографию этих баклажановых ламп у меня сделать не получилось.
Это помещение, по словам гида, нашли далеко не сразу. Вход в него был тщательно замурован и хорошо замаскирован. Это помещение явно то, что осталось от первого, древнего храма.
Внизу, вокруг рисунков ламп расположено очень много иероглифов. Поэтому ученые предполагают, что это и есть тайные знания об электричестве, которые передавали лишь посвященным жрецам и поэтому эти помещения были спрятаны от всех.
Вверху, в залах есть такие же изображения ламп, но практически без текста. Просто барельефы. Там их могли видеть все, кто допускался в храм, а вот прочитать «инструкцию» внизу могли только избранные.
Как-то давно, в Интернете, на одном из сайтов о Египте, я наткнулась на интересную историю о том, как один швейцарский кинорежиссёр, который родился в тридцатых годах прошлого века и был яростным поклонником теории о том, что Землю неоднократно посещали инопланетяне, воссоздал то устройство, что было нарисовано на стенах храма Хатхор. Ему помогал его друг ученый инженер, который был австрийцем.
Они вместе воспроизвели древнюю «лампу накаливания» со «змеевидным проводом внутри», создали «патрон» и «изолятор». Потом подвели к этой системе ток, и вдруг случилось чудо - зажегся свет. Выводом всего этого эксперимента стало то, что египтяне знали и применяли электричество еще в древние времена. Но откуда они брали сам электрический ток – об этом ничего не говорилось. Но предполагалось, что на стенах подземной комнаты, в сотнях иероглифов была зашифрована информация о древних электростанциях.
Нам показали остатки древнего озера. Сейчас эта небольшая лужа, заросшая травой и пальмами. За этим озером так не ухаживают, как за Священным озером в Карнаке.
Но и тут сохранились древние подземные каналы, которые ведут к Нилу и по которым раньше вода регулярно поступала в озеро.
И на пару ступеней мы спустились к подземному храму. Тут тоже было и есть озеро, но раньше были и священные комнаты, в которых хранились очень важные свитки.
Плюс где-то тут, за храмом, находились небольшие помещения, в которых готовились мази, благовония и священные составы, которыми, во время мистерий и богослужений умащивали статуи Богини Хатхор.
В Интернете я прочитала, что каменная часовня фараона 11 династии Ментухотепа I установленная перед Каирским музеем, была найдена на территории храмового комплекса Хатхор. Эту часовню я хорошо помню.