Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 28. гл

Наталия Маркова
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 28. ГЛАВА 10. СТ. 1-18. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


ГЛАВА 10. ВЕЛИКОЛЕПИЕ ВЕРХОВНОЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ.

1.Шри-Бхагаван Сказал.
И вновь, о, Сильнорукий, непременно выслушай Мои Высшие Наставления, которые Я, думающий о тебе, как о дорогом Мне, говорю, желая тебе блага.

КОММЕНТАРИЙ:

Надо понимать, что очень не просто человеку говорить с Богом. На самом деле это потрясение, это очень сложный процесс, где ни дай Бог ни то или ни так сказать, не дай Бог ни так помыслить, не дай Бог, ни в той позе в этот момент быть, не дай Бог проявлять греховные качества или мыслительный процесс. Это высочайшее внутреннее напряжение, ответственность, невозможно быть постоянно сосредоточенным, но категорически нельзя быть рассеянным или не внимательным, или делать два дела или между другими делами, или не придавать значения, или быть ведущим в разговоре, или задавать глупые вопросы и не по существу и не в тему. Человек не сможет себя нужным образом мобилизовать. Человек нуждается в том, чтобы Бог им Управлял, подавая нужный мыслительный процесс, реакцию, понимание, память, поведение, речь... Он должен правильно воспринимать Слова Бога, правильно реагировать и выбирать в своем мыслительном потоке, правильно отвечать и задавать вопросы, абсолютно давая себе отчет, что расслабляться категорически нельзя.
Бог работает с Арджуной (и с каждым, с кем Говорит) также и Лично, работая именно над его ступенью развития, именно в процессе разговора развивая и заставляя выбирать и видеть акценты, непременно помнить, что он перед Лицом Бога и должен так отвечать или участвовать в диалоге, чтобы не согрешить в очень большой степени, которая бы прекратила всякий диалог. Но это очень серьезные последствия для человека. А согрешить в очень большой степени в диалоге с Богом можно очень быстро. Поэтому необходимо полное внимание и самоконтроль.


Бог работает с Арджуной и извне и изнутри через Божественные энергии и мыслительный процесс. Бог видит, где происходит как бы внутренний спад или усталость, или отклонение в мыслительном процессе. Необходимо его настраивать на работу, что есть диалог с Богом, прямо говорить, что эти знания абсолютные, высшие, надо вникать, надо подключаться к сотрудничеству с Богом в этом разговоре. Поэтому Бог требует, чтобы Арджуна непременно слушал, понимал, что диалог важен, что он сам в этом диалоге избран, что эти знания и ему самому полезны. Надо понимать, что речь Бога, каждое слово, непременно сопровождается и теми Божественными энергиями в человеке, которые обеспечивают внутреннее расположение к такому разговору, как и правильную реакцию. Но время от времени надо настраивать Арджуну, давать необходимую внутреннюю работоспособность и сосредоточенность. Бог следит за состоянием Арджуны, Знает, как он может себя проявить и каким образом его постоянно направлять и удерживать в том самочувствовании, которое во благо диалогу, которое даст ему возможность правильно сказать, правильно спросить, правильно подумать, правильно промолчать. Все помгновенно контролируется тотчас примерно таким стихом, где Бог как бы Говорит ему: ВНИМАНИЕ. И дает нужное состояние и направление. При этом также надо понимать, что весь сокровенный разговор есть высочайшие духовные знания, где все важно, все во благо, все уникально, все есть Божественная Милость.

2.Ни полубоги, ни великие мудрецы не знают Моих качеств, непременно Источника всех полубогов и всех великих мудрецов.

КОММЕНТАРИЙ:

И это, такой стих, снова есть форма работы с Арджуной, привнесение в него понимания о его, Арджуны, значимости и потому необходимости с благодарностью и сосредоточенностью внимать Словам Бога, ибо эти знания Бог дает не всем, ибо и не каждый может их осознать в необходимой мере. На самом деле, никогда ради одного человека Бог не Говорит и не посвящает его в высочайшие откровения. Арджуна есть лишь посредник, передающее звено, но подходящее для такой миссии. С этой целью он избран Богом, его качества Бог развил до этого рождения и необходимое привнес и заострил событиями его этой судьбы; но и теперь непременно надо с ним работать, иметь к нему определенный подход, ибо он, согласно своим качествам и ступени, развития нуждается в похвалах явных и неявных, он должен чувствовать себя избранным, понимающим, правильно реагирующим. Поэтому он как бы сравнивается с высоко стоящими мистическими существами, такими, как полубоги, и указывается, что и они не могут постичь качества Бога. А Арджуна избран, может.

Но Арджуне надо сосредоточиться, надо ценить свою избранность, надо также понимать, о чем идет речь. По сути, речь идет о качествах Бога, а это, качества, есть также работа Бога в материальном мире, работа именно с человеком, направленная на человека. Т.е. непременно следует понимать то, что это те качества, которые Бог связывает со своим творением. На самом деле, если говорить более точно, то именно качества Бога стоят за этим проявлением Верховной Личности Бога в материальном (и духовном) мире. Люди осознают Бога только по Его качествам, направленным на материальный мир. Эти качества есть определение Бога, Свойства Бога, то, через что Бога узнают, через что поддерживают или обнаруживают с Богом связь, через что и возможно духовное и материальное развитие человека.

Истинные Качества Бога к человеку не имеют отношения, не могут быть обозримы умом человека, качества Бога вне творения, вне Божественного труда, вне мыслительной деятельности человека. Истинные, Личностные Качества Бога – это абсолютно закрытая тема для уровня человека, а потому для всего творения в целом. Невозможно передать Величие Бога, как оно есть, но в ту меру, которая в человеке может хоть в некоторой степени отзываться. Также, те Высочайшие Знания, которые Бог передает Арджуне, есть микроскопическая часть тех Знаний, которыми обладает Верховная Личность Бога. Но для человека эти знания – Высочайшие, абсолютные, могут постигаться только через путь преданного служения, есть Указатели Бога человеку, чтобы вывести его за пределы материального существования. Бог дает Знания исключительно те, которые можно использовать для медитации на Бога, для памятования о Боге и непременно для полного и всеохватывающего пути к Богу через преданное служение или те пути, которые преданному служению предшествуют. Никогда Бог не дает эти знания мудрецам, ибо это направление ума считается материалистическим. Что касается полубогов, то это вымышленные мистические живые существа, наделенные якобы могуществом от Бога и способные решать Божественные вопросы в плане управления человеком и материальным миром в целом. Нет таких. Есть в материальном мире планеты высшего уровня, планеты райского типа, но и там повторяется то, что и в материальном мире среднего уровня при более щадящих условиях существования. Никто ни есть посредник между Богом и человеком, и никто не может взять на себя ни в чем функции Бога. В основном Бог совершенные духовные знания дает только через путь преданного служения и преимущественно на планетах типа Земля.

3.Любой, кто знает Меня, как Нерожденного, также, как не имеющего начала, как Высшего Управляющего над всеми планетами, Ишвару, он  не подвержен иллюзии среди всех смертных и освобождается от всех последствий кармической деятельности.

КОММЕНТАРИЙ:

Нет и не может быть в материальном мире людей, не подверженных иллюзии. Никакие знания от работы иллюзорных энергий Бога полностью не освобождают. Как только прекратилась бы такая работа Бога над творением, материальный мир тотчас прекратил бы свое существование. Человек смотрел бы и не видел, слушал и не слышал, не осязал, не реагировал бы, никак бы себя не воспринимал, отключился бы мыслительный процесс, не работала бы память, человек ни на чем бы не остановил свое внимание, ни на чем бы не сосредоточился… Иллюзия непременно создает всю атмосферу вне и в самом живом существе. Ни о каком бы развитии, работе, воспроизведении себя не шла бы речь. Человек не смог бы быть религиозным и никогда не смог бы осознать себя и Бога. Это надо понимать. Иллюзорные энергии Бога пронизывают материальный мир, есть его флора и фауна, есть еще неотъемлемое тело живых существ, всей природы. Иначе, для живого существа наступает тьма, не видение материального мира, не видение себя, не видение своих чувств и мыслительного направленного процесса. Все подвержены влиянию иллюзорных энергий Бога. Этот процесс полностью Управляем Творцом. И ослабление иллюзорных энергий есть переход в несколько другое состояние восприятия материального мира и отношения к нему.

Именно иллюзорными энергиями духовного порядка Бог перенаправляет сознание человека на Себя, и для этого сотворено преданное служение со всем, что в него входит, включая совершенные духовные знания всех уровней.

Все это управляется Богом. Но человеку Бог постоянно дает те условные ориентиры, которые как бы способствуют переходу от влияния материальных или материально направленных иллюзорных энергий к духовным иллюзорным энергиям, определенным образом работающим с пониманием, памятью, мыслительным процессом, давая иллюзию вхождения в Бога, старания, сотрудничества с Богом, достижения Бога.

На самом деле, невозможно достичь Бога, постичь Личность Бога. Но так считать живое существо в некотором роде и не должно, но есть те условные границы, которые эту иллюзию достижения или постижения Бога и поддерживают и усиливают и дают человеку за основу его религиозного понимания. Именно через иллюзорные энергии Бог показывает человеку Высоту Божественной Личности, его, человека, духовные успехи, его вехи в этом пути, его обновленные чувства, мыслительный направленный на Бога процесс, его успехи в преданном служении. Бог вовлекает душу так себя принимать и как бы застолбляет все врата назад в материальный мир под влияние иллюзорных материальных энергий.

Но иллюзия есть иллюзия.  Человек очень хорошо должен понимать, что это его состояние абсолютного погружения в преданное служение Бог может в мгновение рассеять, убрать, вернуть человека к любому материальному состоянию, качеству, желанию. Но есть тот порог, то утверждение в совершенных знаниях, та длительность пути в преданном служении, то старание, которые оцениваются Богом, как возможность невозврата в материальный мир, и с таким человеком будут работать иллюзорные энергии Бога более высокого порядка, направляя и на дальнейший духовный путь.

Все – Бог, Воля Бога. Никак это не измеряется никакими даже духовными знаниями на каждый данный момент жизни человека. Не они, духовные знания, определяющие и решающие. Только Бог.

Что касается совершенных духовных знаний. На что Бог обращает внимание Арджуны. Прежде всего, на Славу Бога, на высоту Бога, Указывая на те Божественные качества, без которых не может быть речи о духовном развитии человека. Это:
1.Бог – Нерожденный;
2.Не имеет начала.
3.Бог – Высший Управляющий всеми планетами, Ишвара.

Эти знания должно воспринимать, как неотъемлемые качества Бога, даются почти сразу человеку уже на пороге преданного служения, как опору или основу религиозного мышления.

Эти качества человек может запомнить, в любое время назвать. Но из этого не следует, что человек, так знающий указанные качества Бога, непременно не подвержен иллюзии среди всех смертных или он освобождается от последствий кармической деятельности. Так было сказано для Арджуны, для его ступени материального и духовного развития, согласно его качествам. Это также было сказано для людей примерно такого же уровня развития. Не сложно запомнить три качества Бога. И это запоминание человек легко приравнивает к своему знанию качеств Личности Бога. А потому легко соглашается и с тем, что ему ничем не грозят иллюзорные энергии Бога и тем более кармические долги. Это может и воодушевить человека на преданное служение, ибо он получил обещание Бога о своем духовном положении и потому может проявить хорошие усилия в этом направлении. Вот, его усилия и нужны, его старания и нужны, на это рассчитано обещание Бога невежественному или только начинающему преданному. На самом деле так совершенные знания не усваиваются и так быстро свои плоды не дают. Даже три этих Божественных качества имеют свои ступени постижения их. И каждая ступень осознания этих качеств есть долгий духовный труд, вмещающий в себя длительную практику преданного служения, где на каждом этапе преданного служения Бог эти знания в человеке будет поднимать, углублять, узаконивать в уме и сердце человека.

Не просто на самом деле, прочитав эти качества, их на самом деле усвоить, в них расположиться и утвердиться. Только три этих качества можно постигать бесконечно и не постичь, не объять человеческим умом…

Бога, даже очень иллюзорно, тогда постигают, когда человек потрясается все более и более своим в Боге невежеством, своей ничтожностью перед Богом, когда одно качество Бога, при воспоминании о нем, бросает человека ниц. О качествах Бога спокойно невозможно мыслить, как и умиротворенно, как и с мыслью о своей высоте или заслуженности перед Богом. Поэтому, только Бог знает, кому этот стих подходит хоть едва, а кто просто не может воспринять в силу очень недолгого пути преданного служения. Но и ему эти слова также даны, чтобы надеялся, старался, устремлялся постичь, чтобы даже немного себе давал фору. Но разумный преданный должен понять, что постижение даже одного Слова Бога и здесь Божественных качеств, это очень тяжелый труд, но тот труд, где только Бог, Сам, своей Милостью, вводит любые знания прямо в понимание и не за один присест.

4-5.Разум, знание, неподверженность  иллюзии, всепрощение, правдивость, контроль чувств, контроль ума, счастье, страдание, рождение и смерть, страх, а также непременно бесстрашие, неприменение насилия, уравновешенность, аскетизм, благотворительность, слава и бесславие – все эти различные качества (состояния существования)  живых существ непременно исходят от  Меня.

КОММЕНТАРИЙ:

Эти качества, эти практики, этот образ жизни и более того… как угодно можно расширять этот список, в каком угодно направлении, относительно всех живых существ, относительно одного человека, относительно живой и неживой природы… не ошибешься, если однозначно будешь за всем видеть только Волю Бога, труд Бога, Божественную причину. Все это и более того есть то, что порождает труд Бога над творением.


И все это ни есть Сам Бог. И все это ни есть сколько-нибудь усилия живых существ. Все это есть путь развития материального мира, труд Бога над творением, где есть место всем проявлениям качеств живых существ, как положительных, так и отрицательных. Эта работа Бога в материальном мире должна рассматриваться, как качества Бога, что есть те совершенные духовные знания, которые имеют отношение к самому человеку, могут в этом плане заинтересовывать человека, через это дается как бы обозрение работы Бога в творении через качества Бога.

На эти приведенные здесь качества Бога надо медитировать, на них ссылаться в мыслительном процессе о Боге, непременно можно пытаться и расширять этот перечень и не только в плане человека, но и животного мира, всего видимого и невидимого.

Бог, Высший Управляющий, дает человеку проявлять качества всех ступеней, непременно Сам направляя каждого по ступеням материального и духовного развития, давая на каждой ступени свои качества, свои понимания, свое счастье, свои успехи, свои страдания, свои и преодоления, все чувства, все окружение, все обстоятельства… Все абсолютно исходит только от Бога. Надо понимать, что здесь может идти речь и о греховном проявлении человека, ибо без этого невозможно и развивать человека, направляя его по пути страданий и преодолений, которые и очищают человека, поднимая его по ступеням собственного материального и духовного развития. Чтобы человек в себе не чувствовал, как бы ни проявлял себя, все это только и единственно исходит от Бога. Никогда и ничего без Бога не может само по себе проявиться, никакое поведение, никакое самочувствование, никакое обстоятельство, никаком качество, никакое желание или устремление, никакой образ жизни…  Это надо хорошо понимать каждому и тем более тому, кто уже идет по пути преданного служения.


6.Семь великих мудрецов, четверо других великих мудрецов до них, также Ману (прародители человечества) произошли из Моей природы, порожденные Моим умом, и все это население в мире произошло от них.

КОММЕНТАРИЙ:

Ну, это было сказано Арджуне в связи с тем, что еще слишком рано было объяснять ему, как Бог работает в материальном мире и как, откуда на самом деле появляется человек. Конечно же, ни о каких семи мудрецах речи не может быть, ни о каком Ману. Нет искусственных прародителей человечества, нет никого первого, кто бы озаглавил этот список. Творец – только Бог Кришна. И других богов искать категорически нельзя. Не было и не могло быть так, чтобы душа вселялась в тело человека, не имея истории происхождения, не имея опыт, качества, предыдущий путь. Этим инструментом создания человека Управляет только Бог, изначально, без помощников и посредников, Сам, Лично, непрерывно работая над своей энергией, облачая ее в материальное тело, проводя по многим ступеням развития, по всем средам обитания, формам тела и формам жизни, прежде, чем душа достигнет тот уровень сознания и те возможности мыслительного процесса, когда Бог ей даст тело человека.

А начинает душа постигать себя и материальный мир, как и приспосабливаться к нему, с малейших и мельчайших микроскопических форм жизни и еще ранее, с атомов и молекул и еще ранее, со стихий и прочих невидимых форм Божественных энергий. И нет здесь первых, и нет здесь исключительных, и нет здесь более успешных. И так постоянно… все как начинают равными идти перед Богом, так и продолжают, так и выходят за пределы материального мира на духовный план. Идут энергетическими потоками, идут друг за другом, повторяя друг друга и абсолютно индивидуально и уникально… И всем этим процессом извне и изнутри Управляет только Бог. Бог Кришна. Но все это объяснять Арджуне было невозможно. Но и не осветить этот вопрос в меру и в соответствии с его ступенью было необходимо, дабы не висел до времени вопрос о происхождении человека.

7.Любой, кто действительно знает эти Мои Великолепные качества и мистическое могущество, он занят в безраздельном преданном служении Мне. В этом не может быть сомнений.

КОММЕНТАРИЙ:
Невозможно действительно или в полной мере знать Великолепные качества Бога. Также невозможно быть занятым в безраздельном преданном служении. Ничего оптимального, абсолютного, выходящего за рамки среднего уровня развития и возможностей человека нет. Также, этим процессом преданного служения управляет только Бог. Человек не может поднатужиться, но шаг за шагом, Волею и Планом Бога.
Этим знанием человек не может воспользоваться никак. Это просто для общего образования. Примерно так может думать преданный и тот, кто просто заинтересовался этим процессом оставления материального мира. Один Бог Знает, на какой стадии человек в плане его знаний Великолепных качеств и Могущества Бога. Даже при выходе на духовный план человек не может понимать, сравнить, оценить ни свою здесь ступень, ни другого. Также, невозможно понять, на каком этапе преданного служения находится человек и говорить о его безраздельном преданном служении очень и очень следует осторожно или вообще в эту сторону не углубляться. Здесь очень приблизительная точность или ориентир.

Тот, кто очень долго занят в преданном служении, кто старателен, полностью выполняет все требования Бога, идет по пути очищения, изучает Святые Писания, аскетичен и добродетелен, такой человек непременно знает качества Бога, Могущество Бога. Но это знание сокрыто, не известно и не оценимо им самим, ничего ему не дает, ибо Бог всегда и любого преданного держит в понимании, что не удовлетворен, что надо и можно больше стараться и преодолевать, что есть те, кто более точно выполняет Волю Бога, кто более преуспел. Поэтому, как-то и для чего-то опереться человек в себе на основании данного стиха не может и не должен, но понимать, что, чем более стараешься, сотрудничаешь с Богом, тем более высокий результат достичь  по определению можешь, и с этой целью Арджуне и было сказано.

Также эти знания есть небольшой ориентир для неофита. Видя, как другой преданный или духовный учитель проповедует, доносит другим преданным качества Бога, насколько он убедителен и доходчиво разъясняет, можно судить и о том, как долго он в преданном служении, как старателен или даже на сколько угоден Богу. Но это достаточно иллюзорные указатели или маяки. Опять же, даже имея очень развитую духовную речь, даже умея доносить другим качества и Величие Бога, человек таким образом может воодушевить в преданном служении и других, но истинную его ступень, как и продолжительность преданного служения, как и его качества и духовная ступень известны только Богу. И отсюда извлечь пользу для своего преданного служения не может никто. Разве что будет стараться. Но стараться в преданном служении необходимо всегда и невзирая ни на что.

8.Я – Источник всего этого творения. Из Меня все исходит. Поэтому, зная это, разумные служат Мне с великой сосредоточенностью.

КОММЕНТАРИЙ:

Но это совершенное знание – реальное, Истинное, абсолютное. Оно дается не просто для запоминания, но для постоянного практического применения, это то знание, которое решает также вопрос о медитации, есть основа совершенных знаний, и другие духовные знания без этой основы не могут восприняться, не смогут послужить, не дадут понимания полного о своей изначальной природе, без этого знания человек не сможет отвечать на извечные вопросы материального мира. Но и это знание невозможно использовать без продолжительного преданного служения, без также материальной практики, без качеств, без поклонения Всевышнему. Это то знание, где человек каждое мгновение помнит Бога автоматически. На любой вопрос он знает ответ, и этот ответ постоянно формирует в нем утверждение в Боге.

Что бы ни происходило – все Воля Бога, все План Бога, все работа Бога, Все – Милость Бога. Везде – Бог. Все чувства, желания, ситуации, обстоятельства, идеи, события, войны, мир, добродетель, отношения и связи… сколь угодно можно перечислять… Все исходит от Бога. И нет и не может быть другой причины. Это знание делает человека истинным преданным, постоянно обращающим свой взгляд к Богу; он же, так понимая, только в Боге видит убежище, только к Богу с молитвами и упованием. Такое знание непременно делает преданного постоянно сосредоточенным на Личности Бога. Таким образом, Арджуна должен уметь на основании этого стиха, как и все другие люди, сосредотачиваться на Боге, все связывать с Богом, через эту призму мыслить и строить преданное служение.

9.Устремляя ко Мне свой ум, посвящая Мне свою жизнь, ведя разъяснения обо Мне между собой, также всегда рассказывая обо Мне, они получают удовлетворение и наслаждаются.

КОММЕНТАРИЙ:

Именно Слова Бога в ст.8 позволяют преданному постоянно устремлять на Личность Бога свой ум, понимать Бога, как Того, Кто всем Управляет. А потому посвящать Творцу свою жизнь, свою цель, свой тот или иной выбор в материальном мире. Когда человек долгое время занят преданным служением, Бог начинает ему открывать рот, дает правильную религиозную и убедительную речь, напоминает к месту необходимые совершенные духовные знания, помогает аргументировать, непротиворечиво, достойно, дает возможность доносить другим людям качества Бога, суть преданного служения, изначальное положение живых существ, указывать конечную Обитель и средства ее достижения. Такие слуги, восхваляющие Бога, доносящие другим качества Бога, также высоту Бога непременно вознаграждаются энергиями наслаждения и удовлетворения, также Милостью Бога достигают постоянную поддержку Бога в преданном служении и в преодолении тех страданий и потрясений, которые имеют место в материально мире для всех, ибо человек всегда нуждается в помощи Бога в плане его духовного развития, а это происходит в условиях материального мира непременно болезненно.

10. Им, всегда вовлеченным в преданное служение, наслаждающимся изначальной трансцендентной любовью, Я через практику йоги даю тот разум, через который они постигают Меня.

КОММЕНТАРИЙ:
Скорее старающимся и долго старающимся Бог дает разум, как и ум, необходимый именно для преданного служения. А если еще точнее, то Бог и ум и разум развивает постепенно, шаг за шагом, вследствие и старания и усилий, и выполнения требований Бога в Святых Писаниях.

Надо понимать, что все, что достигает преданный, ему не дается в одночасье, но так, что человек входит в новые свои качества, понимание, ум и разум естественным путем, как и отказывается от всего, что мешает преданному служению, тоже автоматически, через страдания и преодоление, через духовный опыт и практику, через непременно ошибки и их исправление. Как только человек встал на путь преданного служения, тотчас начинается работа над его умом, памятью, разумом, качествами, причем достаточно серьезная, местами Бог буквально показывает, как человек преображается, что берет за основу мыслительного процесса, от чего уже активно отказывается. Этот процесс идет в нем непрерывно, на всех этапах, так, что человек как бы ставится в известность Богом через мыслительный процесс и другие инструменты Бога о своих преодолениях или преображениях, что в среде преданных не может быть неуловимо, но иногда ставится на вид, как успех, или как еще одна возможность или самопроявление.

Непременно необходим правильный разум, правильное мышление, правильная ориентация в преданном служении. Это важнейший фактор, где человек сам себе помочь не может, ибо и не знает, что ему мешает, а что способствует, не может в преданном служении расставлять акценты или приоритеты. Но все это постепенно в нем развивает Бог, работая с каждым индивидуально и непрерывно. Только очень опытный преданный может увидеть в себе перемены в разуме, отметить что так, а что надо изменить. Но и это понимание дает человеку только Бог, но тогда, когда он уже обладает достаточными качествами, духовным опытом и некоторыми условными заслугами перед Богом, чтобы увидеть указатели Бога и настроиться на дальнейшее сотрудничество с Богом в плане своего дальнейшего материального и духовного развития, понимая, что отсюда и развитие ума и разума.

Но для чего человеку нужен развитый ум и разум. Это критерий и успех всему. Человек быстро ориентируется в преданном служении, быстро улавливает в себе Мнение Бога, хорошо Мнение Бога считывает. Благодаря разуму, никогда не идет против Мнения Бога и не пытается, но тотчас его исполняет. Разум безошибочно в нем отделяет свой мыслительный процесс, от Воли Бога на человека, также выраженной как бы его мыслью. Человек очень четко начинает понимать, что Воля Бога – Закон, страшится согрешить и в малом, постоянно чувствует в себе требование Бога или поклониться, или пожертвовать, или не проявлять не смирение. Человек хорошо осознает Высоту Бога и свое ничтожное перед Богом изначальное положение, никогда не стремится возвыситься; и причем это для него не надуманный акт, а следствие точного понимания своего изначального подчиненного положения и того, что все перед Богом равны. Разумный человек всегда понимает, что на связи с Богом, и потому непрерывно себя контролирует, как и свой мыслительный процесс, как и деяния, как и связи и отношения. Человек очень аккуратен в своей речи, в желаниях, в ответе на вопросы. Также, по мере возможности постоянно спрашивает у Бога разрешения на то или иное деяние. Просит помощи или милости для себя и других. Человек, обладая развитым разумом, не позволяет себе наслаждаться низменными удовольствиями, не привлекается никакими материальными благами и посулами, посвящает любой свой труд и плоды труда Богу, запрещает себе много есть, много спать, осуждать, но при этом постоянно понимает, что все старания, все, что он делает и понимает в преданном служении, все ему дает только Бог, а он изначально энергия Бога, душа, которая без Бога недвижима, не распоряжается в себе ни мыслью, ни разумом, ни памятью, ни желаниями, ни чувствами, ни связями, ни отношениями и ни плодами любой своей деятельности. Такой человек в своем мыслительном процессе не пытается пускаться в длинные рассуждения, полностью вручает себя Богу, внутри себя почтителен к Богу, старается мыслить по существу, понимает тотчас, когда Бог мыслью его искушает, просит у Бога прощения и отходит от такой мысли как бы в сторону, ожидая, когда она пройдет… Таким образом, быть разумным в преданном служении вещь далеко не простая, но и избежать этот путь невозможно. Каждому Бог дает свою толику здесь успеха, но этот процесс не имеет границ. И на духовном плане люди через преданное служение непременно устремлены и к правильному мышлению и к развитию разума, ибо полностью осознают, что как есть перед Богом. Надо непременно стараться… Пока такая практика развития ума и разума не станет для человека абсолютной и естественной потребностью.



11.Непременно, чтобы оказать им особую Милость, Я, расположенный в природе души, светясь светильником знания, разрушаю тьму, порожденную невежеством.
КОММЕНТАРИЙ:
Но невозможно развиваться человеку, претендовать на духовное развитие, на ум и разум, на развитие качеств, если человек не обладает совершенными духовными знаниями. Конечно, человек никогда не сможет абсолютно постичь даже те совершенные духовные знания, которые Бог дает на Землю и которые как бы должны быть человеку по уму. Всегда в понимании будут изъяны, причины чему постоянная греховность человека перед Богом. И тем не менее, есть три этапа постижения знаний высокого духовного порядка. Это просто осведомление, также, это пребывание в знаниях и в-третьих, это утверждение в совершенных духовных знаниях, когда они переходят в качества неотъемлемые от человека. Эти три ступени проникновения в совершенные духовные знания по сути неминуемы ни для кого. Иначе, человек никогда не сможет выйти за пределы материального мира.
Но чтобы подняться от первой стадии вхождения в совершенные знания до третьей, необходимо время и непременно долгая духовная практика. Также, процессом развития совершенных знаний в человеке полностью Управляет только Бог. Бог с первой же секунды ознакомления их заносит в память и напоминает согласно тем или иным событиям в преданном служении, создавая иллюзию слабой памяти или недопонимания, чем мотивирует человека обращаться к духовным знаниям вновь и вновь и не только обращаться, но искать в них ответ, практически использовать, работать с ними на запоминание или для проповедей… так шаг за шагом Бог поднимает человека с одной ступени усвоения духовных знаний на следующую ступень, помогая человеку стараться видеть все вокруг себя через призму совершенных знаний, напоминает их с целью привить вкус медитации на Личность Бога, помогает через эти знания отвечать на вопросы материального мира, видеть везде присутствие Бога, все в Боге, понимать Бога, как Высшую Причину всех причин. И далее на более высокой ступени Бог помогает человеку войти так в знания, чтобы они становились неотъемлемыми от мыслительного процесса человека, управляли его поведением, убеждениями и постепенно переходили в качества человека и направленный путь очищения. Таким образом, следует понять, что совершенными духовными знаниями в человеке полностью Управляет Бог, помогает их усвоению, развитию, практическому постоянному применению. Поэтому знания можно рассматривать в человеке, как тот светильник, который Волею и Милостью Бога уничтожает невежество и поднимает человека постепенно в пути преданного служения по ступеням собственного материального и духовного развития.

12-13. Арджуна сказал.
Ты – Высший Брахман, Ты – Высшее Убежище, Ты – Чистейший, Высочайший, Ты – Извечная Божественная Личность, Изначальный, Нерожденный, Величайший. Так говорят о Тебе все мудрецы, также мудрец среди полубогов Нарада, также Асита, Девала и Вйаса. И теперь Ты Сам объявляешь мне об этом.

КОММЕНТАРИЙ:

Бог дал Арджуне знания о Своих некоторых качествах. Непременно, когда Бог Сам Лично Говорит с человеком, Он сопровождает  Свою речь определенными Божественными энергиями, которые помогают вникать, осознавать важность и уникальность диалога, самих знаний. Человек не может принимать Божественные откровения из Рук Бога молча. Это – грех. Непременно надо восхвалить Бога, непременно надо проявить к Богу почтение, непременно надо упасть перед Богом на колени, молиться, просить прощение, не поднимая глаз на Бога. Это особый этикет в общении с Богом. Но Арджуна ему не обучен. В таком случае, чтобы вообще можно было с ним продолжать разговор, Бог понуждает его изнутри к пониманию, потребности, крайней необходимости ответить Богу с Высочайшим почтением. Сам Бог вкладывает в его уста те восхваления, которые уместны, позволительны, которые Арджуне известны.

Бог исходит из тех знаний Арджуны, которые у него имеются в наличии, ими убеждает, на них ссылается. Бог напоминает ему имена мудрецов, имена мистических персонажей из исторических и ведических хроник и легенд, помогает на эти мнения опереться, помогает проявить себя достойно и так, чтобы продолжение диалога могло иметь место.

На самом деле эти приведенные Арджуной качества Бога есть высочайшее духовное знание того периода и давалось оно не просто, но через путь поклонения Богу, через аскезы и добродетель, через контроль ума и чувств, через практику йоги. Но Арджуна, понуждаемый Богом, в некотором роде вел аскетический образ жизни, был добродетелен, поклонялся Всевышнему. Но особой йогой он не занимался, хотя этому отводил в своем мыслительном процессе время и тяготел к такой духовной практике через путь отречения, включая путь фактического отречения от своей деятельности. Поэтому, в некотором роде Бог дал ему возможность усвоить через своих духовных учителей некоторые совершенные знания касательно Личности Бога, и теперь они были ему напомнены именно тогда, когда в этом возникла необходимость. Но никогда не бывает так, чтобы Бог Говорил с неподготовленной личностью и давал такой личности те слова, те знания, которые ей бы были не свойственны или она их не заслужила.


14-15.О, Кешава, я принимаю, как истину, все, о чем  Ты говоришь мне. О, Бхагаван, никогда, несомненно, ни полубоги, ни демоны не смогут в совершенстве постичь это Твое откровение. О, Величайший, несомненно, только Своим умом Ты можешь полностью познать Себя,  о, Источник всего, о, Властитель всего, о, Бог богов, о, Владыка Вселенной.

КОММЕНТАРИЙ:

Кроме восхваления Бога, непременно надо было проявить свое восприятие Слов Бога, показать, что он, Арджуна, внимает, понимает важность сообщаемых ему Божественных откровений. Как-то надо было подчеркнуть и то, что эти знания непостижимы, не просто их получить из Рук Самого Бога, не просто их и осознать. Непременно, надо обладать достаточно развитым умом, которым человек не обладает, как и никакие живые существа более высокого уровня развития, такие, как полубоги или демоны. И полубоги, и демоны для Арджуны были, считались существами высокого порядка, обладающими могуществом, сильным разумом, мистической силой.

Все это несуществующие на самом деле образы, но через них удается выразить свое отношение и понимание Слов Бога, показать, что не просто понять, проникнуть в суть излагаемых Богом совершенных знаний; и потому такое сравнение Бог дал Арджуне Сам, дабы все же человек мог таким образом донести до Бога осознание, что не может воспринять Божественные откровения, как просто знания духовного порядка, ибо они содержат в себе то, что невозможно постичь, хотя все кажется понятным. И чтобы это понимание четче выразить, Арджуна ссылается на то, что эти знания о Боге может абсолютно знать только Сама Личность Бога. Это – Абсолютная Истина; и именно это также хотел донести Бог Кришна через Арджуну и его как бы понимание всем людям.



16.Ты заслуживаешь того, чтобы описать подробно Божественные, непременно Свои Личные качества, которыми, пронизывая все эти вселенные, Ты, о, Всепроникающий, остаешься в них.

КОММЕНТАРИЙ:

Отсюда видно, что Арджуна усваивает Слова Бога и уже ими оперирует, задавая достаточно точные вопросы. На самом деле эти знания в некотором роде присутствовали  в Арджуне, и Бог Кришна несколько их усилил, конкретизировал, Божественными энергиями закрепил, ибо неусвоенными знаниями человек в себе не может распоряжаться. Но и понятно, что каждое слово Арджуне дает Сам Бог, ибо Бог в человеке Управляет теми знаниями, которыми он уже обладает. И если человек не обладает необходимыми знаниями, то Бог их Божественными средствами введет, сколько надо раз, столько повторит и далее употребит в диалоге, побуждая через эту призму задавать вопросы или отвечать на том уровне, который и приемлем и на пользу самому священному разговору и непременно самому человеку, ибо в диалоге Бог однозначно работает и с Арджуной, работает очень строго и по большому счету, также его поднимая по ступеням собственного развития, не упуская и мгновения, чтобы им ни управлять и энергетически и побуждая к восприятию, и к тому, чтоб человек уместно и с пользой для всех задавал вопросы и причем те и слово в слово, которые угодны Богу, как и высказывал свое мнение и лучшим образом проявлял степень усвоения и готовности работать в этом плане дальше.

Арджуна знает, усвоил, что Бог пронизывает Собой все материальное творение и Своим полным целым в нем остается. Это – высочайшие знания. Они очень многое объясняют человеку касательно присутствия Бога в материальном мире. Но Бог желает этот вопрос несколько конкретизировать. Это возможно через Божественные качества, ибо хочется спросить Бога, как это происходит? Как именно Бог Своим полным целым присутствует в каждом? Через что это проявляется? Именно через качества, те качества, которые и работают с творением. Большее знать нельзя и невозможно. Поэтому надо дать то, что можно дать о Боге, что поможет человеку правильно смотреть на материальный мир и видеть в нем присутствие Бога через Божественные качества; это поможет правильно мыслить, контролировать свои желания и чувства, правильно помнить о Боге… Поэтому Бог в уста Арджуны вкладывает такой вопрос. Очень сомнительно, что Арджуна осознает степень важности этого вопроса. Ему надо поддерживать диалог, ему надо в нем правильно участвовать; поэтому ему на основании его прежних знаний и тех, которые уже были объявлены, Бог дает сформулировать вопросы или просто ответы или реакции, которые идут в мыслительный процесс, идут на язык, Бог открывает ему рот и с ним вместе озвучивает, дабы диалог продолжался в строго обозначенном Богом русле.

17.Как, всегда высоко думая о Тебе, о, Великий Мистик, я могу знать, в какой форме, а также в каких качествах из тех, что помнят Тебя, мне помнить Тебя, о, Бхагаван?

КОММЕНТАРИЙ:

Бог неоднократно указывал Арджуне, что надо думать о Нем, о Верховной Божественной Личности. Арджуна принял эти Слова Бога к сведению, осознал это требование Бога, запомнил его, но пока не находит в себе понимания, как именно надо думать о Боге, ибо этот процесс должен быть непрерывным, необходимо значительно больше знать о Личности Бога. Также, в какой форме медитировать на Бога? В человеческой или в форме вселенной? О каких качествах думать? Стоит ли заимствовать те качества, которые провозглашены в Ведах, на которые медитирую духовные учителя и рекомендуют такое направление мыслительного процесса на Бога. Пока Арджуна осознал, что думать о Боге надо всегда, думать высоко, думать о качествах… Но другое – не понятно. Бог, зная такое внутреннее состояние Арджуны, его сомнения и неопределенность, его еще по сути не утвердившееся знание о Личности Бога, побудил его к такому вопросу, чтобы и ему и всем внести ясность в практику преданного служения в плане памятования о Боге, ибо это важнейшая составляющая преданного служения и без нее ни о каком материальном и духовном развитии говорить не приходится. Этот вопрос не должен быть камнем преткновения в пути преданного служения и в вопросе выхода за пределы материального существования.

18.О, Джанардана,  снова опиши подробно Свою мистическую силу, а также великолепные качества. Я не могу удовлетвориться, слушая этот нектар.

КОММЕНТАРИЙ:

На этот момент диалога Бог непременно и в самый подходящий период дал Арджуне внутреннее наслаждение от самого диалога и совершенных духовных знаний. Это очень возвышенное и можно сказать неземное чувство, которое и побуждает человека говорить о нектаре таких знаний. Просто процесс мыслительной деятельности без сопровождения энергии благости не сможет побудить человека к такому восприятию. Только в таком случае Бог открывает ему рот и дает это чувство в связи с совершенными духовными знаниями высказать, как и попросить Всевышнего описать качества Бога поподробней. Но все это – Воля Бога, Бог так Управляет Арджуной, так в нем поднимает просьбу, ибо в этом есть необходимость продолжить сокровенные духовные знания излагать в таком же направлении. В этом вопросе все есть Воля Бога (как и в других). Но человек как бы должен проявить инициативу, ибо ему и предназначено, ему и во благо, и другого пути нет и нет.