Казюля - гадюка

Иван Наумов
Однажды прочитал в "Комсомольской правде" статью, в которой рассказывалось о деревне "Казюлино", находящейся в одной из центральных областей южнее Москвы.
При этом, журналист, не мудрствуя лукаво, удивлялся названию деревни, где, оказывается, "коз отродясь не водилось". И невдомек было работнику газеты, что название возникло от слова "казюля", так в старину называли в этих местностях гадюк. Со временем большинство даже деревенских жителей привыкли к слову "гадюка", а название деревни осталось - видимо, в свое время этих рептилий водилось там более, чем достаточно.
 
У нас на Ставрополье гадюк в селе тоже называют казюлями. Нам было знакомо и слово  "гадюка", но мы его в детстве считали просто бранным словом - так при ссорах сельские женщины величали друг друга. И только в школе учительница нам объяснила, что "гадюка" вовсе не ругательство, а литературное название казюль.

Однажды моего одноклассника отвезли на лето на море к бабушке, проживающей с некоторых пор в поселке Дагомыс в 15 километрах от Сочи. До этого она проживала в хуторе "Богатый" в семи километрах от нашего села. Там было около 30-ти дворов, магазин и начальная школа, в которой все ученики учились в одном помещении и учительница учила каждый возраст по своей программе.
Начиная с пятого класса, они учились в школе села Казинка, где жили неделю в интернате, вместе с учениками из села Петропавловка,  где тоже была только начальная школа. На выходные их перевозили домой.
 
Мы с Иваном, так тоже звали одноклассника, еще в дошкольном возрасте ходили вдвоем к его бабушке, у нее в саду было много яблок, груш и слив, недаром хутор назывался Богатым. Нас в путешествиях никто не ограничивал, никакой опасности тогда не было, кроме змей, но мы уже понимали, что их нужно избегать.
В Дагомысе он подружился со сверстниками, с которыми гуляли по окрестностям. Однажды, заметив в овраге гадюку, он закричал, предупреждая: "Казюля!", что вызвало не столько страх, сколько смех пацанов. Так до отъезда к нему приклеилась кличка "казюля".   

 Я учился в 4 классе сельской школы, была середина мая, но пекло по летнему, часто были ливни с грозами. После такого ливня, пришло известие, что разорвало дальний пруд. До него было 7 км, мы на нем не бывали, ближе были 2 пруда. Но когда разрывает пруд, все окрестные пацаны и даже мужики, свободные от работ там, ищут в траве и камыше рыбу. Я учился во вторую смену и сутра пораньше устремился на пруд, чтобы к обеду вернутся назад и успеть в школу. Ниже пруда никого не было, кроме местных трех мальчишек, двое были на год моложе меня, третий был по виду первоклассник. Они были из хутора Богатого.

 Вода сбежала днем раньше, основные добытчики уже успели наловить, но все же на несколько рыбин можно было еще рассчитывать. Я поймал в воде по щиколотку трех-четырех рыбин граммов по 200-300 и стоял в залитой водой траве, высматривая, не мелькнет ли где рыбий плавник. Очнулся от крика "казюля!". Повернул голову и увидел перекошенное от ужаса лицо младшего мальчишки. Он кричал, показывая рукой в мою сторону. Я посмотрел по ходу его руки, чтобы сориентироваться, куда бежать, но ничего не увидел.

 Я стоял, не шевелясь, и только крутил головой, чтобы увидеть, где опасность, а что змея у меня под ногами, даже не мог предположить, заметив человека, они обычно уползают. Это меня и спасло, сделай я хоть шаг, был бы моментально укушен. На крик прибежали другие мальчишки, один бросился ласточкой мне в ноги и рывком выбросил змею на сухое место. Она попыталась уползти, но он догнал ее и схватив за хвост,  резко ударил об землю. Процедура повторилась раз 10, каждый раз смея складывалась вдвое, пытаюсь укусить его за руку, но он опережал ее. Наконец, она затихла и я только тогда пришел в себя и стронулся с места.

 Было ли мне жалко гадюку? НЕТ. Я только восхищался бесстрашием своего спасителя и переживал, что было бы, если бы змея укусила меня. До своего села, было 7 километров, до центра, где находился фельдшерский пункт, все 10, машин тогда не было и ни одного взрослого поблизости, который помог бы мне пройти эти 10 километров. В селе были смертельные случаи после укуса гадюки и все дети больше всего боятся змей. Страдает от них и домашний скот, были случаи гибели от укусов лошадей. И только овец сами змеи смертельно боятся, а случае опасности, овцы бегут по маршруту, проложенному впереди бегущей овцой и, попадись на их пути змея, она будет неминуемо затоптана.

 Это хорошо знали сторожа на бахчах, которые жили лето в балаганах, расположенных на земле. Поэтому спали на полушубках из овчины - змея ни за что в такой балаган не заползет.

 Я был в шоке и даже не спросил, как зовут этого пацана, забрал рыбу и поплелся домой.  Кто осмелится упрекнуть меня в том, что я был рад убийству гадюки?