Репетиция оркестра

Вячеслав Романович Каминский
Наверняка многие еще хорошо помнят замечательный фильм Федерико Феллини «Репетиция оркестра», фильм, рассказывающий не столько о музыке, сколько о нас с вами, о наших чувствах, взаимоотношениях, амбициях. Ведь оркестр – это та же большая семья, где каждый музыкант – ребенок со своими претензиями, обидами, желаниями.
И только настоящий дирижер – способен объединить столь разношерстный коллектив, сделать из него единомышленников. Не случайно многие творческие коллективы, даже не такие многочисленные, как симфонический оркестр, существуют недолго – распадаются. Когда Аркадий Фельдман создавал свой симфонический оркестр, тогда еще при областном драматическом театре, ему тоже пророчили недолгую жизнь. Но вопреки этим прогнозам оркестр жив, успешно гастролирует, имеет массу наград и совсем недавно отметил свое двадцатилетие. За это время у оркестра появилось немало друзей и поклонников. Не случайно к этой дате американский композитор Д.Претор специально написал симфоническое произведение и посвятил его Аркадию Фельдману.
Это наш большой друг, — рассказывает Аркадий Айзикович. – А началась наша дружба с того, что мы стали первыми исполнителями его оратории, которая была написана специально к открытию международной выставки ЭКСПО-2000 в Ганновере. Это был совместный проект, в котором приняли участие два хора: американский и немецкий, солисты из Метрополитен-опера и Калининградский симфонический оркестр. Мы подружились. И с того времени поддерживаем нашу дружбу. Мне было очень приятно увидеть его на нашем юбилейном концерте в Калининграде, да еще получить такой подарок…
Да, за годы существования музыкального коллектива у него появилось немало друзей и в России, и за рубежом. Особенно часто оркестр гастролирует в Германии. И всегда эти выступления проходят при полном аншлаге. Музыканты были приглашены играть в самую престижную для творческих коллективов Кельнскую филармонию. — Это огромная честь для нас, — говорит Аркадий Фельдман, — не каждый даже столичный оркестр удостаивается выступить на этой сценической площадке. Кельнская филармония приглашает к себе оркестры только высшей категории. А уж выступить здесь дважды почти никому не удавалось… Тем не менее Калининградский симфонический оркестр входит в число таких счастливчиков… Музыкантам рукоплескали в Барселоне, Мадриде … во многих польских городах. И вот теперь друзья и поклонники оркестра Аркадия Фельдмана пришли от всего сердца поздравить их с юбилеем.
- Вообще, я не задумывал этот юбилей, как что-то особенное. Это была наша повседневная работа. Просто хотелось как-то обозначить эту дату, что вот наш коллектив существует уже 20 лет, вопреки всем прогнозам, — говорит Аркадий Фельдман.
Создавался он, как театральный оркестр при областном драматическом театре. С его созданием у режиссеров появилась уникальная возможность ставить музыкальные постановки с живым оркестром. Стоит подчеркнуть, что в то время это был своего рода единственный такой оркестр. Ни в одном другом городе страны, с населением менее 1 миллиона такие музыкальные коллективы по штату не полагались… Зато театр благодаря оркестру смог поставить такие значительные музыкальные постановки, как «Эгмонт» на музыку Бетховена, «Пер Гюнт» на музыку Грига. Ставились в то время и «Трехгрошовая опера» Бертольда Брехта и «Смерть Иоанна Грозного», музыку к которому написал сам Аркадий Фельдман. К слову сказать, на фестивале российских театров в Вологде за эту постановку Калининградский областной театр получил звание лауреата.
Но оркестр не замыкался только на театральных постановках. С самого начала его создания Аркадий Фельдман задумал сделать его многофункциональным. Музыканты выступали с сольными концертами, знакомя калининградскую публику с мировой классикой. Это оказалось очень кстати. Когда спустя некоторое время драмтеатр решил отказаться от услуг симфонического оркестра, созданный Аркадием Фельдманом коллектив смог существовать самостоятельно, уже под эгидой калининградского муниципалитета. Вообще, о том, почему театр отказался от их услуг, Аркадий Айзикович до сих пор не может понять. Ведь именно те годы совместного сотрудничества сделали местный театр наиболее популярным и посещаемым. Новые музыкальные постановки, будь то «Бабий бунт» или «Свадьба Кречинского» пользовались огромным успехом… Но что произошло, то произошло… Не обошлось, как говорится, без человеческого фактора… Хотя сотрудничество с театром полностью не прервалось и по сей день. Аркадий Фельдман — автор музыки ко многим спектаклям, которые идут на сцене областного драмтеатра, записывает со своим оркестром фонограммы к новым постановкам. Его как композитора знают не только в Калининграде, но и в Ольштыне, других городах Польши и Германии, где идут спектакли, музыку к которым написал Аркадий Фельдман. Количество их уже перевалило за пятьдесят.
Вообще, наверное, мало кто знает, что Аркадий Фельдман окончил Саратовскую консерваторию сразу по двум специальностям – дирижированию и композиции. Именно занятия композицией, считает он, помогли ему в создании симфонического оркестра. Он уверен, если дирижер не обладает композиторским даром, он не сможет руководить оркестром.
Судьба Аркадия Фельдмана удивительным образом переплелась с Калининградом. Именно сюда после окончания музыкальной школы он приехал поступать в музыкальное училище. Почему именно в Калининград? Потому что здесь жила его тетя, так что было где приютиться. А родился и вырос он в небольшом городке Овруч Житомирской области в скромной еврейской семье. Родители его не были профессиональными музыкантами, но музыку очень любили… Когда Аркадию было уже 11 лет, в их городке открылась музыкальная школа, и мальчик решил туда пойти учиться. О том, что он собрался поступать в музыкальную школу, не знали даже его родители. В школе ему предложили учиться на скрипке, но Аркадий категорически отверг это предложение – он хотел играть только на баяне. Сегодня он немного жалеет о том, что не послушал школьных учителей. Для дирижера симфонического оркестра умение играть на скрипке не повредило бы. Но и музицирование на баяне дало ему очень много. Своего инструмента у Аркадия не было. Отец, он работал фотографом при Доме офицеров, сумел выпросить у военных на время баян для своего сына. На нем мальчик и постигал азы музыкальной грамоты. В то время, когда маленький Аркаша учился в музыкальной школе, в их городке не было ни у кого даже захудалого патефона, и он стал играть на школьных вечерах. По слуху подбирал все самые популярные танцевальные мелодии, которые слышал по радио. Благодаря баяну он стал очень известной личностью в их городке –первый парень на деревне.
Такое музицирование очень развивало гармонический слух, что весьма пригодилось Аркадию в будущем.
Уже учась в Калининграде, Аркадий начал заниматься и композицией. Благодаря этим опытам поступил в Саратовскую консерваторию. Успешно окончил ее сразу по двум специальностям. Потом была работа преподавателем в Новомосковском музучилище… И вновь спустя более десяти лет судьба забросила его в Калининград.
Можно поражаться работоспособности Аркадия Фельдмана. Чего только не переиграл его оркестр за эти двадцать лет: и классику, и современных композиторов, и авангард. И это при том, что до недавнего времени оркестр не имел даже своего угла.
Аркадий Айзикович очень благодарен бывшему директору типографии «Янтарный сказ» А. Махлову за то, что он на долгие годы приютил его коллектив у себя. И все-таки нельзя всю жизнь скитаться по чужим углам, всем на свете, как поется в одной детской песенке, нужен дом. И музыкантам тоже…
- Мы не имели своей площадки, не могли пригласить к себе домой любителей музыки, чтобы представить свое творчество, — говорит Аркадий Айзикович. — Но видно так устроена жизнь, что многое происходит благодаря каким-то случайностям, стечению обстоятельств… И рождение нашего оркестра, и его трансформация, и даже получение крыши над головой у нас произошло, если так можно выразиться, по воле случая.
Здание, которое стало нашим родным домом, когда-то принадлежало ЦБЗ, в нем располагался заводской Дом культуры. В годы перестройки завод прекратил свое существование и бывший ДК стал городским клубом. Но из культурного объекта он превратился в злачный притон для наркоманов. И тогда городские власти решили передать полуразвалившееся здание симфоническому оркестру.
- Я сначала был против, — рассказывает Аркадий Айзикович. — Здание было в удручающем состоянии.- Но мне сказали – бери хоть это, а то вообще ничего не получишь… И я согласился …
Оказывается, музыканты могут хорошо владеть не только смычком и скрипкой.
Cвой новый дом они построили буквально своими руками. Из полуразвалившейся халупы они сделали настоящий дом-игрушку с уютным концертным и репетиционными залами, просторным фойе, рабочими кабинетами. Сюда музыканты приходят как к себе домой, сюда они приглашают своих друзей, здесь выступают с новыми концертными программами. Для удобства посетителей, добраться в эту часть города пока еще достаточно сложно, курсирует специальный автобус, который бесплатно доставляет любителей музыки прямо к зданию симфонического оркестра, а после концерта развозит их обратно. Но вот же опять – поворот судьбы: именно в этом районе города, уже в ближайшее время начнется массовое строительство. Через несколько лет здесь вырастит новый современный микрорайон. Так что дом, построенный музыкантами, станет главной культурной достопримечательностью в этой части Калининграда. Мне хотелось бы, говорит Аркадий Айзикович, чтобы наш дом стал максимально доступным для всех слоев населения, чтобы его посещали истинные любители музыки.
Отметив свой юбилей, оркестр вновь уехал на гастроли. В эти дни он успешно выступает на сценических площадках Германии. Параллельно готовятся новые интересные программы, причем сразу семь, которые калининградцы услышат в канун новогодних праздников.
Аркадий Фельдман, заслуженный артист РФ, лауреат областной премии «Признание» и многих других наград, по-прежнему радует всех нас своим творчеством. Репетиция оркестра продолжается…