Нардуган. Версии происхождения древнего тюрко-тата

Нардуган празднуется тюркскими народами, якобы,  с момента их знакомства с индо-иранской культурой. В действительности, Нардуган и его происхождение покрыты магической тайной. Толков о смысле, происхождении и истории развития этого древнего ритуального праздника существует не мало.
По одной из версий, ее придерживается и уважаемый казанский профессор Р.Г.Ахметьянов, Нардуган  берет начало своего смысла с культа воды. Когда во времена язычества и мифологического мировоззрения древние народы, и не только тюркские, искренне веря в живительную и губительную силу воды, с одной стороны пытались смягчить потенцию возможной ярости; с другой стороны, возлагали на ее магическую силу большие надежды. Как известно, вода для тюрков была первичной во всех отношениях. В мифологических легендах, все самое необходимое для жизни человека берет свое начало в воде. По одной из древнейших легенд,  даже земля произошла из комка ила, вытащенного мифической уткой со дна необъятного водоема.
Дух Воды, Су Анасы, Су Ин;се, Су бабасы, Су сылуы, происхождение Янко Купалы также берет истоки  из Духа воды (у разных народов он назывался по-разному), мог быть и милостивым и безжалостным. Из боязни гнева воды в селениях, особенно  близлежащих к воде, было принято соблюдать тишину на рассвете, в полдень в 12 часов, вечером, при наступлении сумерек, и, само собой разумеется,  ночью.
По народному поверью в самую короткую ночь в году, по действующему календарю 22 июня, вода приобретала особую силу, в эту ночь по поверью, должен был расцвести папоротник. Поэтому, в  эту ночь  было принято приносить в жертву лучшую девушку: в давние времена – племени, в более позднее – поселка, деревни для того, чтобы снискать для своего рода-племени милость водной стихии. С целью задобрить таинственный Дух таинственной Воды девушку безжалостно топили в воде. Этот обычай берет начало от общего для всех народов мира ритуала жертвоприношения. В самые древние времена жертву было принято приносить Солнцу - самому первому богу язычников. Дух Воды, возможно, был богом чуть ниже рангом по отношению к Солнцу, так как солнце было более таинственным и менее объяснимым явлением, даже относительно воды.
По мере развития человечества и убывания страха перед природными стихиями люди постепенно стали отходить от дикой привычки убивать лучших из своих детей в угоду Солнцу или Воде, стали ограничиваться одеждой девушки или юноши. В более поздний период развития человечества в обряде праздника Нардуган в качестве жертвоприношения в воду стали бросать одежду девушки, признанной лучшей из девушек всей округи.
Девушки же, а поначалу,  в празднике участвовали только девушки, гадали на воде о своей судьбе. В то время, когда кольца и перстни только ждали своего изобретателя, в ход шли цветы. Каждая девушка бросала в воду свой цветок, отличный от других. Одна из девушек вылавливала цветок за цветком и предсказывала судьбу каждой участницы праздника.
Время неумолимо шло вперед, по мере прохождения времени менялся и образ жизни народов, формировались новые, уходили в небытие отжившие традиции.
Народы, населяющие бескрайние просторы евразийского пространства, надо полагать, в силу беспросветности сельской жизни, когда лето было крайне перенасыщено полевыми работами, и значимость каждого погожего денька была очень велика, перестали праздновать этот праздник летом.
Однако, у некоторых славянских народов ночь Янки Купалы продолжает  иметь прежнюю популярность. В северных районах и в средней полосе необъятной России гадание стало проводиться в святочные предрождественские недели. Вследствие внешних сходств зеркала с водой гадали  не только на воде, но и на зеркале. Для подобного ритуала кое-где и по сей день применяют кофейную гущу.
У тюркских народов воду для празднования Нардугана, для ритуального гадания приносят из проруби. Принести ее должна лучшая девушка в округе, растущая в благополучной, здоровой во всех отношениях семье. В более поздние времена девушку, которой выпала честь принести воду из проруби, сопровождает возлюбленный или нареченный жених.
По другой версии, Нардуган, связанный с культом воды, был приурочен и к языческому Новому году, который у всех древних народов отмечался в день весеннего равноденствия и смысл его заключался в задабривании, как земли, так и воды. Ведь урожайность во многом зависит от «поведения» водной стихии, в том числе, и от интенсивности дождей. Ритуал этого варианта Нардугана заключался в обрядовом песнопении, танцах, восхваляющих Землю, Солнце, Воду с целью получить в новом году хороший урожай в земледелии, прибавление численности скота в скотоводстве. С этой же целью готовились особые блюда. В современном осмыслении этого праздника у многих тюркских народов Нардуган спутался, смешался, в некоторых местах даже отождествился с Наврузом.
По версии Мурада Аджи, Нардуган в буквальном переводе означает «Солнце возродилось (туган)» или «хлеб (нар) уродился». В восприятии древних людей Солнце и Хлеб отождествлялись, поэтому хлеб в древности выпекался в исключительно круглой форме. По его версии, Нардуган праздновался зимой, в самую долгую ночь в году. В эту  ночь должны были вернуться к жизни умершие родственники.  Образ «;лг;н» (буквально имеет значение «умерший»)  был символом умерших. Вероятно, он и  явился прототипом  Деда Мороза. Ведь действительно, Дед Мороз приходит к нам раз в году, в новогоднюю ночь, в другое время мы его не знаем и о его существовании забываем. По описанию М.Аджи, Ульган, якобы, выходил из-под земли, из могилы, которую народы, проживающие на территории необъятного евразийского пространства, по обыкновению издавна украшают еловыми или сосновыми ветками, которые в свою очередь являются символом возрождения и нескончаемости жизни. Наши предки верили, что в эту таинственную длинную, зимнюю ночь мертвые возвращаются к жизни, солнце начинает греть землю интенсивнее, появляется шанс вновь вырастить урожай. Одним словом, это ассоциировалось с возрождением самой жизни, с неизбежностью цикла: жизнь - смерть, зима - лето.
 С принятием ислама в Волжскую Болгарию и другие тюрко-татарские государства вместе с мусульманским учением внедрился и Навруз. Навруз тоже Новый год, по другому значению этого слова - название цветка.  Во всем мире Навруз воспринимается как мусульманский Новый год, на самом деле это языческий праздник, также празднуемый в честь будущего нового урожая перед началом полевых работ. В странах, где зародился ислам: Иран, Ирак, Египет и т.д., после  его принятия праздновать Навруз строго-настрого запрещалось. Но, несмотря на это, народ продолжал его праздновать. У нас, оттого, что он пришел к нам из стран, где зародился ислам, Навруз воспринимается как мусульманский Новый год. С его внедрением Нардуган  ушел на задний план, даже забылся в силу того, что он связан с  язычеством и полностью  заменился Наврузом.  Таким образом, исконно тюркский Нардуган в силу исторических обстоятельств был заменен таким же языческим праздником Навруз, в древние времена разрешенным мусульманским духовенством тюркских народов, так как из-за того, что Навруз был перенят от народов, в среде которых возник ислам, на территории евразийского пространства воспринимался как атрибут мусульманства. А в нашу задачу входит возрождать эти национальные исконно народные праздники, так как оба они являются очень значимой частью нашей истории и  культуры, повлиявшей на формирование мировоззрения и стереотипов поведения современных тюркских и славянских народов.


Рецензии
Интересный опус, прочла с удовольствием, сравнивая наши и ваши обычаи.

"Когда во времена язычества и мифологического мировоззрения древние народы, и не только тюркские, искренне веря в живительную и губительную силу воды, с одной стороны пытались смягчить потенцию возможной ярости; с другой стороны, возлагали на ее магическую силу большие надежды. Как известно, вода для тюрков была первичной во всех отношениях. В мифологических легендах, все самое необходимое для жизни человека берет свое начало в воде." - без воды нет жизни. Даже человек в основном состоит из воды... :)

"Из боязни гнева вол(д?)ы в селениях, особенно близлежащих к воде, было принято соблюдать тишину на рассвете, в полдень в 12 часов, вечером, при наступлении сумерек, и, само собой разумеется, ночью." - приглядитесь...

"По народному поверью в самую короткую ночь в году, по действующему календарю 22 июня, вода приобретала особую силу, в эту ночь по поверью, должен был расцвести папоротник." - вот и у нас та же история в ночь на "Лиго" в Латвии. Как тесен мир!

"С целью задобрить таинственный Дух таинственной Воды девушку безжалостно топили в воде. " - ужас какой!

"В самые древние времена жертву было принято приносить Солнцу - самому первому богу язычников. Дух Воды, возможно, был богом чуть ниже рангом по отношению к Солнцу, так как солнце было более таинственным и менее объяснимым явлением, даже относительно воды.
По мере развития человечества и убывания страха перед природными стихиями люди постепенно стали отходить от дикой привычки убивать лучших из своих детей в угоду Солнцу или Воде, стали ограничиваться одеждой девушки или юноши." - слава Богу!

"Девушки же, а поначалу, в празднике участвовали только девушки, гадали на воде о своей судьбе. В то время, когда кольца и перстни только ждали своего изобретателя, в ход шли цветы. Каждая девушка бросала в воду свой цветок, отличный от других. Одна из девушек вылавливала цветок за цветком и предсказывала судьбу каждой участницы праздника." - у нас это венки красиво сплетённые. Если к берегу причалит, значит замуж выйдет девица, если дальше поплывёт - придётся подождать... :) Если утонет - того хуже...

"Наши предки верили, что в эту таинственную длинную, зимнюю ночь мертвые возвращаются к жизни, солнце начинает греть землю интенсивнее, появляется шанс вновь вырастить урожай. Одним словом, это ассоциировалось с возрождением самой жизни, с неизбежностью цикла: жизнь - смерть, зима - лето." - Ну ведь возрождается же жизнь! У Бога все живы! Жизнь - смерть - жизнь...

Спасибо ещё не разу не читала так потрясающих обзоров!

"А в нашу задачу входит возрождать эти национальные исконно народные праздники, так как оба они являются очень значимой частью нашей истории и культуры, повлиявшей на формирование мировоззрения и стереотипов поведения современных тюркских и славянских народов." - да, терять культырные наследия - это значит стать безликими, безликий значит мёртвый, мёртвый это почва для появления новой жизни, народы забывшие свои корни - будут стёрты временем с лица Земли. Потому необходимо беречь наше достояние, помнить о мудрости предков!

Благодарю!

Натали Бизанс   24.10.2017 11:52     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Дина и Натали. Простите, что пишу здесь. Цель одна, чтобы обеих не потерять, так как нашла в Вас обеих интересных Авторов. Благодарствую... До встречи...

Тамара Брославская-Погорелова   06.11.2017 01:12   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Тамара! Очень рады знакомству!

Натали Бизанс   06.11.2017 11:44   Заявить о нарушении
Тамарочка! Я не заметила вовремя Вашу реплику, простите, пожалуйста, я Вам очень рада.

Дина Норбут   25.11.2017 20:40   Заявить о нарушении