Песнь о гайдуке

Вадим Павленко
В глубоком ущелье, гайдук молодой
Прощается с жизнью... нетвердой рукой
Он шарит в камзоле, пытаясь найти
Девичий платок у себя на груди.
Но времени мало - слабеет рука
И медленно набок клонит голова
И веки, как будто налиты свинцом
Но вот, что-то мягкое, да это он,
Платок, что невеста ему поднесла
Сказав, что твоя я теперь навсегда
Но, как все давно это было,.. вчера.
Сегодня же свадьба со смертью твоя -
На ухо шепнула зловеще змея
И тихо под камни в кусты уползла.
Гайдук усмехнулся - что ж доля моя
Уж видно такая, - зато у врага
Навеки останется след от меня
Холодный свинец, что пустил ему я
Вдогонку, когда он пришпорив коня
Бежал с поля битвы, как лис от орла.
Но, как все давно это было... вчера
Сегодня же свадьба со смертью твоя
- Шипит из-под камня злорадно змея.
В засаду в ущелье попал ты не зря
Орлу будешь трапезой вместо меня
Вон видишь кружит он вдали не спеша
Все ниже, и ниже - увидел тебя!
От радости, синею, стала она...

Орел опустился, на камень присел
И хищно в глаза гайдуку посмотрел.
Ну, что человече - в дорогу пора
Я вижу, протянешь ты лишь до утра
Хотя откровенно, мне жалко тебя
Ты храбро сражался, себя не щадя
Но лучших всегда забирает земля
Не знаю, за что, но так было, всегда
Достойные редко живут до конца...
Гайдук погрустнел, - что же правда твоя
Товарищей многих терял в жизни я
Совсем молодых и широких душой
Теперь вот и я, ухожу на покой.,.
Да, что говорить... только есть у меня
Последняя просьба - уважь гайдука
С надеждою он посмотрел на орла
Успеешь насытиться... завтра с утра
Сегодня ж лети, навести те края
Где ждет и рыдает невеста моя.
Платок передай ей, пусть помнит всегда
Как крепко и страстно любил ее я!
А брату скажи, пусть заснет лишь тогда
Когда отомстит он врагам за меня!

Исполнив все просьбы, орел молодой
Под утро вернулся - голодный и злой.
На белой скале, под густой тишиной
Гайдук лежал мертвый - укрытый росой.
Он умер с улыбкою - в правой руке
Змея извивалась в его кулаке...
Орел посидел, посмотрел на змею
Подумал - не даром вернулся к утру
Всю ночь просидел он в ущелье, дрожа
Чтоб только не видеть глаза гайдука
И правду ему не открыть никогда...
Эх, если б он знал - не летал бы вчера.,.

А правда лежала на дне бурдюка
Который распил брат твой в стане врага
Когда его кровь вытирала любя
Платком белоснежным невеста твоя!