Информация по Шеннону и по Шрейдеру

Гульмира Жамантикова
С точки зрения Шеннона любой сигнал является информацией. Анализ этого сигнала позволяет измерить степень его информативности (количество в нем информации). Считается, что чем ниже вероятность случайного распределения в сигнале, тем выше информативность.

Из этого определения вытекает, что всё в мире – хаос, только с разной степенью вероятности.

Такое определение считается признанным во всем мире. Оно отражено во всех учебниках по информатике.

Но недавно я узнала другое определение информации, которое было дано нашим, советским ученым, математиком, кибернетиком, философом – Ю.А. Шрейдером.

С точки зрения Шрейдера информацией является только тот сигнал, который изменил тезаурус (сумму знаний) получателя. И полезность информации следует оценивать по тому, в какой мере она способствует (или препятствует) достижению цели получателем.

Информация считается принятой получателем только в том случае, если она изменила алгоритм кибернетической системы, способствовала пересмотру стратегии и тактики дальнейшего поведения, переоценке предыдущего опыта, корректировке цели. Если же сигнал не изменил алгоритм системы, а только временно вывел её из равновесия, то это не информация, а случайный шум.

Из данного определения вытекает, что мир – это единая кибернетическая система, способная к самокоррекции своего алгоритма развития. Что информация – это признак сознания или даже само сознание системы.

Прочитав несколько отрывков из работ Шрейдера, я была поражена ясности его мышления. Всё, что я с таким трудом пыталась сформулировать касательно информации, было давно им сформулировано и изложено в многочисленных публикациях и книгах. Но почему мы о нём ничего не знаем? Почему его имя не упоминается в учебниках по информатике? Почему он не получил всемирное призвание?

Потому что официальная наука выбрала определение Шеннона. Оно удобнее, так как провозглашает идею хаоса, над которым возвысился человек. Хаоса, которым можно управлять по собственному сценарию.

Определение Шрейдера неудобное. Да и сам он был неудобным человеком. Во-первых, потому что был верующим человеком. Принял христианство осознанно, будучи ученым, хотя это означало крест на научной карьере. За это его понизили в должности. Он остался скромным ученым, преподавателем МГУ. Во-вторых, потому что определение Шрейдера предполагало принятие Творца, как сознания кибернетической системы любого масштаба. Это означало отказ от идеи хаоса, принятие закономерности развития природы с самого начала. Это означало принятие единого закона развития и следование ему человеком.

Поэтому мы не видим в современных учебниках информатики определения информации по Шрейдеру.