Портрет

Эд Панферов
Эх, рыбалка, рыбалка...
Есть в этом занятии что-то мистическое, неподдающееся логике. Я  здесь, они, рыбы – там. Не стоит вопрос - кто кого, здесь борьба идет в одни ворота. Или я их поймаю, или они мне позволят углубиться в свои мысли, мечты, воспоминания.
Сегодня со мной не пошел старый приятель Володя Барабулькин. Вчера он перевозил своего брата на новую квартиру. Устал, конечно, и принял немного лишнего, разве утром на зорьке встанешь? Я его понимаю и сочувствую. Для него в субботу не посидеть у реки с удочкой,  считай, что неделю не жить. Но жизнь есть жизнь.
Узнав о том, что Барабулькин не идет на рыбалку, на его место навязался Кузьмич, свято место пусто не бывает, его сосед, человек пенсионного возраста, но еще работающий на местном огромном заводе, выпускающем гуталин на экспорт, на проходной – вахтером. Легко переходящий на «ты», брызгающий слюной в разные стороны, не выговаривающий половину алфавита, все знающий активный мужик. Отчество у него было Абрамович, что приоткрывало некоторую завесу этой личности и объясняло его прозорливость ума. На Руси давно испытывают трудности с «русскими» именами, их произносить бывает тяжело кой кому и поэтому Абрамовичу кто-то когда-то негласно, без разрешения поменял отчество и он стал Кузьмичом. Манера общения у  Кузьмича редкая – залезть поглубже к собеседнику в душу и обязательно навязать ему, собеседнику, свое всегда противоположное мнение. Барабулькин мне говорит, что Кузьмич – это происки врагов. Заброшен к нам не случайно, и работу свою выполняет отлично, и что в швейцарском банке у него счета. Интересуюсь, откуда он это знает. Володя широко улыбается, значит врет, - думаю я.
Наше место на речке было почти райским. Рыба прикормлена, сделаны приспособления для сидения, крюки для установки удочек. Вокруг нетронутый камыш и река. Мы сидели в метрах пяти друг от друга и только торчащие концы удочек, да поплавки от них, весело покачивающиеся на мелкой речной волне, напоминали мне, что Володька рядом. Мы хранили негласный обет молчания и, когда не было клева, каждый в мыслях улетал куда хотел. Немногословная беседа по пути домой была обоим очень приятна.
И вот теперь, через несколько лет появился Кузьмич. Да какая, думаю, разница, ведь рыбу иду ловить. Возле дома рано утром Кузьмич мне открыл глаза на то, что я не те снасти беру, неправильно одет и провизии взял мало. Я пытался возражать, что все, мол, отработано. Тем самым увеличил пищу для монолога.   Он размахивал руками, кричал, рот его фонтанировал в разные стороны. Я чувствовал себя прибитым.
Но вот и пришли, я облегченно вздохнул. Показал ему место, где сидел всегда Володя. Кузьмич почему-то выбрал мое, бросил у берега удочки, начал доставать свертки, пакеты, резать хлеб, колбасу, картошку, лук. Я, разместившись на месте Барабулькина, уже мечтал о тишине, запахе мокрой прибрежной растительности, о монотонных поклонах поплавков, первых поклевках, набирающего света и тепла солнца. Поспешно выбираю червя. Вдруг с берега во все горло: «Ты что, нужно сначала поесть, а то гастрит схватишь!!!» Отвечаю: «Не кричите, я рядом, всю рыбу распугаете, я ел дома». Напарник не унимался: «Как сразу проснешься, есть нельзя, организм еще спит. Вот молодежь, ничего не знает». С набитым ртом речь его стала неразборчива и немного тише. Я растянулся в благостной улыбке, подумав и свою порцию отдать, может, еще рыбалка будет.
Один из трех поплавков вдруг потянул вниз. Это окунь, стараюсь резко подсечь. Он все-таки уходит, видимо, не зацепился за крючок. Что началось твориться на берегу. Жующий рот кричал что есть сил, по обрывкам фраз я понимал, что все делается не так, что он мня научит, покажет и что нужно было взять его давно. Он знал, якобы, всегда, рыбаки мы никудышные. Кузьмич расходился все больше и больше. Как оказалось позже, и место выбрано неудачное. Тут я понял, что он ринулся ко мне напролом, ломая камыш, размахивая руками и все также крича: «Дай-ка я насажу червя на крючок. Теперь точно знаю, какие вы рыбаки!!!»
Я вдруг припомнил, что начальство завода всегда первое здоровается с Кузьмичом. Это мудро, - подумал я. И еще пожалел, что Володин брат не пригласил меня вчера потаскать    тяжелые шифоньеры, диваны и холодильники.