Цена войн и мира

Валерий Ефимов
Рано утром 11 ноября 1918 года немецкие делегаты подписали условия капитуляции в Компьенском лесу.
Великая война, как ее тогда называли, окончилась.
Цена этой глобальной катастрофы- в материальном исчислении и человеческих жертвах - оказалась очень жесткой и неоправданной.
Эти сведения о потерях очень ненадежны: цифры убитых включают в себя и лиц, умерших от других причин во время войны.
Потери (убитыми и ранеными):
Германия - 1770000 человек,Россия - 1700000, Франция - 131000, Англия - 910000, Италия - 460000, США - 50000...
Окончание первой мировой войны принесло Европе мир, которым она не воспользовалась. Неудовлетворенность побежденных держав условиями навязанных им договоров посеяла семена будущего конфликта.
В США стала преобладать политика изоляционизма. Англии пришлось бороться с ирландскими восставшими и гражданским неповиновением Индии. Италия вышла из войны политически нестабильной, и здесь появились первые ростки будущего фашизма. В России революционный идеализм большевиков сменился диктатурой Сталина.
К началу 30-х годов после победы нацистов в Германии возникло ощущение, что вся Европа подвержена тоталитаризму.
В 1935 году войска Муссолини вторглись в Эфиопию. Затем началась гражданская война в Испании. 1937 год ознаменовался наступлением Японии на Китай, и без того раздираемый внутренними конфликтами.
После позорного мюнхенского сговора 1938 года всеобщий европейский пожар войны уже был неизбежен.
1 сентября 1939 года немецкие части вторглись в Польшу. Все силы немецкого блицкрига  обрушились на поляков. Они разместили свои войска недалеко от границы и наивно полагали, что кавалерия отразит танковые атаки Германии.
В локальный конфликт вмешались Франция и Англия. Пришел черед второй мировой войны.
Никто точно не знает, сколько людей погибло в результате новой глобальной катастрофы.
Вероятно, круглая цифра в пятьдесят миллионов также правдоподобна, как и приблизительна. Поэтому приведенной ниже статистике не следует слепо верить.
Самые большие потери понес СССР- 27 миллионов человек.
Среди оккупированных стран больше всего пострадала Югославия: 1, 4 миллиона убитых граждан. Нидерланды потеряли двести тысяч человек, Греция - 170 тысяч, в основном гражданского населения.
Сегодня призрак третьей мировой войны - не мрачная фантастика.
И все-таки я верю, что здравый смысл окажется сильнее амбиций отдельных политиков.
Но сначала точка зрения людей из народа. Я использую фрагмент устного рассказа моего земляка Сергея Гаврилевича "Ходил шабер к красным". Правда речь идет о войне Гражданской. Но война и в Африке - война...

Шабер (сосед) Христофор бабушки Василисы из Тирлян, собрался к Кашириным, на гору Извоз.
Наладил он котомку, повесил на шею лапти и босиком, за 35 верст - на войну.
Через месяц вернулся отощавший, ободранный, босым, без котомки на плечах, с соломой в башке и бороде.
Его пытали: "Чего, Христоня, возвернулся?" Он отмахивался: "На хрен эту войну: не война - одни убивства".
А лапти он повесил на гвоздик, в красный угол, позже рассказывая, что в них защищал Советскую власть.
Теперь - слово великим. Начнем, конечно, с дедушки Ленина.

"Мы идем на самые большие уступки и жертвы... лишь бы сохранить мир". Речь идет о Брестском мире, так необходимом большевикам. Мир - ценой новой войны, уже Гражданской. Грош цена - такому миру...Это - тоже Ленин: "Окончание войн, мир между народами, прекращение грабежей и насилий - именно наш идеал".

Томас Гоббс  причины войн видит в природе человеческой: "... мы находим в природе человека три основные причины войн: во-первых, соперничество, во-вторых, недоверие. в третьих, жажду славы". То, есть, как я понимаю,причины войн искоренить невозможно, как и переделать самого человека. Я бы добавил еще одну первопричину, великодержавный шовинизм самого государства. За примером, к сожалению, далеко ходить не надо: в Афганистане СССР воевал, увы, с самим народом, победить, который оказалось невозможно.
Индийский лидер Д. Неру рассматривает начало войн с нравственных позиций: "Война является отрицанием истины и гуманности. Дело не только в убийстве людей, ибо человек должен так или иначе умереть, а в сознательном и упорном распространении ненависти и лжи, которые прививаются людям". И в этом смысле он прав, советскому человеку с рождения прививалась мысль о пролетарском интернационализме и не допускалась мысль, что помощь может быть насильной, тем более, когда о ней, по сути, и не просили.
Посмотрим на войну опять с позиции фольклора."Худой мир лучше доброй ссоры" (русская пословица).
"Стремись завоевать не мир, а его знание" (осетинская пословица).
А. Эйнзидель говорил: "Убить человека ради того, чтобы его съесть,даже естественнее и разумнее, чем убить его на войне".
Владимир Семенович Высоцкий как-то сказал, что он беседовал с вождем одного из африканских каннибальских  племен (соврал, конечно, но  не в этом суть) о природе войны. Мол, тот спрашивает, а ваша страна - то воевала, поэт ответил утвердительно. И какие, мол,потери. 20 миллионов. Вождь уточнил: и всех съели. Нет, конечно. ЗАЧЕМ ТОГДА ВОЕВАЛИ?
Приведу и античный противоречивы, по сути, афоризм: "Кто хочет насладиться прочным миром, должен уметь воевать"...
А Ваша точка зрения, коллеги?


Продолжение следует