Техника. Черепановы - творцы русского паровоза

Кучин Владимир
Иллюстрация. Памятник Черепановым в Нижнем Тагиле на Театральной площади.

5 октября 1849 года по русскому стилю в Нижнем Тагиле в возрасте 46 лет умер Мирон Черепанов – русский механик, построивший вместе со своим отцом Ефимом Черепановым в августе 1834 года первый в России паровоз. Отмечу, что вольную крепостной Мирон Черепанов получил только в 1836 году, через 2 года после своего эпохального для России достижения.

Читаем в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия. Эта энциклопедия в силу своей новизны (после 2010 года) достаточно объективна, но все-таки и ее авторы склонны к некоторым специальным фантазиям.

Автор текста о Черепанове написал, что:

«По времени введения железных дорог с паровой тягой Россия занимала 4-в место — после Англии, США и Франции.»

Тут есть путаница в понятиях – дорога Черепанова была ЗАВОДСКОЙ, а не пассажирской. По пассажирским перевозкам Россия сильно отставала, например, точно известно, что 19 ноября 1837 года на Кубе между Гаваной и Бехукалем была открыта 1-я на Кубе и 3-я в мире железная дорога. В тоже время в России паровозная тяга на Царскосельской пассажирской железной дороге была введена с 5 апреля 1838 года по русскому стилю. То есть, как минимум, Куба нас опережала. Но это к слову.

БЭ К и М:

«Первый русский паровоз. В 1833 Мирон был командирован в Англию для изучения опыта выделки полосного железа посредством катальных валов», «томления и плавки стали на тамошний манер, а также добычи, обжига и плавки, железных руд. Мечтал о постройке «паровых телег», он постарался увидеть в стране прославленного Стефенсона как можно больше паровозов и железнодорожных сооружений. По возвращении Мирона Черепановы, приступили к сооружению паровоза, в августе 1834 первый русский паровоз был «пущен на колесопроводы». Он перевозил 3,6 т груза со скоростью до 16 км/ч по чугунной рельсовой дороге, проложенной на 800 м. В марте 1835 завершилось сооружение второго паровоза грузоподъемностью 17т, в нем были воплощены передовые технические идеи того времени.  Первая русская железная дорога  Паровоз полностью отвечал своему назначению, и было решено «продолжить чугунные колесопроводы до медного рудника», чтобы использовать паровоз для доставки руд на завод. Быстро построенная железная дорога Нижнетагильских заводов протяженностью 3,5 км была включена в производственный процесс. Она возникла раньше Царскосельской, о которой позднее писали как о первой в России. У Черепановых были все технические предпосылки для широкого применения опыта строительства дороги, но они не получили поддержки ни хозяев, ни заводской администрации.  Благодаря Черепановым Россия стала второй страной в мире (после Англии), где строились свои паровозы. По времени введения железных дорог с паровой тягой Россия занимала 4-в место — после Англии, США и Франции.  Созданию заводской школы  Черепановы уделяли большое внимание подготовке специалистов из детей крепостных. Весной 1833 в помещении Выйского механического заведения, ставшего передовым техническим центром Нижнетагильских демидовских заводов, была открыта высшая заводская школа для учеников старшего класса Выйского училища, проявивших способности к технике. Мирон преподавал в ней механику.
Труды Черепановых не получили при их жизни ни заслуженной известности, ни должного развития. В 1842 Ефим скончался, «выезжавши еще накануне смерти по делам службы». Сын всего на семь лет пережил отца.»

Анонс.
Я напишу в одной из статей - кто действительно построил первую в мире пассажирскую железную дорогу и возил по ней людей - кто был ОТЦОМ железной дороги. И это был не Стефенсон!