Разговор с учителем

Анастасия Алексейцева
Обычно наша память сохраняет первую встречу с человеком, первый разговор, переживания и чувства, которые наполнили сердце в первые минуты знакомства. Такая точка отсчета во взаимоотношениях людей, после которой идет долгий путь развития. А потом, через много лет, задумываешься о том, как обманчиво или наоборот очень точно сложилось это первое впечатление. Но случается и так, что глядя на человека, кажется, что знал его всю жизнь. И нет в голове мыслей, рассуждений о нем, только какое-то удивительное ощущение «теплого халата», «мягких домашних тапочек» и еще еле слышной, внимательной молитвы где-то совсем рядом, у самого сердца. На секунды забываешь, что надо спешить и бежать куда-то, останавливаешься, что бы улыбнуться, дотронуться до руки, обнять…
***
В храме Покрова Пресвятой Богородицы после причастия тебя встречает Мария Михайловна. Она разливает по кружечкам теплый морс. Улыбчивая, не громкая, с добрыми глазами, которым не добавляют строгости очки… Не так давно я узнала о том, что много лет Мария Михайловна работала в школе учительницей начальных классов. Как только наступила осень, время школьных будней, возникла вдруг мысль познакомиться с ней поближе, узнать историю её жизни, которая нашла своё продолжение здесь в храме. И вот однажды, теплым воскресным днём, немного напугав её английским словом «интервью», я начала этот важный для себя разговор. В маленьком кабинете батюшки я посадила Марию Михайловну  в широкое кресло, положила рядом диктофон, который очень смущал её, и начала задавать вопросы. Надо сказать, что моё напористое поведение, было скорее от волнения: «А вдруг откажется? А вдруг не захочет?» Было немного стыдно за себя. Но как только она заговорила, образовалась такая тишина, что все ненужные и посторонние мысли разлетелись, я успокоилась, и беседа пошла своим чередом:
- Мария Михайловна, мне кажется, что вы всегда были верующим человеком. Расскажите, так ли это? Откуда вы родом? Какая у вас была в детстве семья?
-Родом я из Нижегородской области, тогда она была Горьковская область. Это можно понять по моему разговору, я «окаю»… Родилась в предвоенное время, в 1938 году.  Наше село Вторусское Арзамаского района было полностью верущее, все ходили в храм. Церковь у нас не закрывалась даже в тяжелые времена, потому что люди не дали её разрушить, встали все вместе на защиту. Только купол успели сбросить. И всё детство мы ходили на службы. В семье нас было четверо детей. Отца убили на фронте, и мама воспитывала нас одна. Вот сначала с мамой ходили, а потом подросли и бегали сами. Так что вера в Господа у меня была всегда. Даже в комсомол я не пошла, потому что боялась Бога.
-Как вы стали учителем? Это был случайный выбор или цель?
- Никаких других вариантов я и не рассматривала. С самого детства хотела стать учителем. Но так сложилась, что все девчонки из нашего села поехали поступать в торговый техникум. И мне вдруг так страшно стало, что вот они все кучкой пойдут учиться, а я останусь одна. Пошли сдавать экзамены. И так получилось, что я одна прошла, а подружки все домой поехали. Пришлось мне заканчивать торговый, потом три года отрабатывать, что бы не быть должной государству за стипендию, которую я получала.  Потом только у меня появилась возможность поступить в педагогическое училище. Вот такой непростой путь.
-Вы помните ваш первый педагогический опыт?
-Начинала я работать в школьной библиотеке. Сначала помогала старшеклассникам писать сочинения, делала подборку литературы. Потом заменяла учителей, которые были на больничном или уходили в декрет. Причем заменяла абсолютно по всем предметам «от и до», даже французский преподавала. В школе ведь раньше преимущественно изучался французский язык, и я его очень хорошо знала.
-Как складывались ваши отношения с учениками?
-Прекрасно.
-Неужели никогда не было конфликтов? Двоек? Неужели всегда было взаимопонимание?
-Только так. Двойки я иногда ставила, но не злоупотребляла, потому что считала, что это не метод воспитания. Я очень много дополнительно занималась с отстающими, иногда задерживалась в школе до ночи. И у меня со всеми детьми складывались добрые отношения, может быть потому, что я одинаково относилась к ним, никого не выделяла. Это было от сердца.
-А как же ваша вера? Говорят, что раньше боялись об этом вслух говорить? Со своими учениками вы когда-нибудь разговаривали о Боге?
-В душе я всегда в Бога верила, но в храм не ходила. О своей вере я говорила прямо, не стесняясь никого. И никто косо на меня не смотрел. Ученикам при случае рассказывала о праздниках церковных, которые всё равно народ отмечал. Люди в Бога не верили, а яички то красили… И вообще, мне кажется «страх» рассказать о своей вере, он надуманный. Ну кого я могла бояться? Кто мне угрожал? Никто. Люди скорее оправдывали страхом своё нежелание идти в церковь.
-Мария Михайловна, а как вы оказались в Сибири? Как здесь складывалась ваша жизнь?
- Сюда мы переехали с мужем в 27 лет, нашей дочери было тогда четыре года. Сейчас я понимаю, что обида заставила меня сделать такой шаг. В школе, где мы работали, произошла неприятная история, и нас с мужем несправедливо осудили. Я была так расстроена, что позвонила брату в Красноярск с намерением уехать. И хоть он сказал, что не нужно этого делать, мы всё равно переехали сюда. Почти год прожили в Красноярске, а потом муж поехал искать место, где есть лес, речка и школа. Пять лет мы прожили в селе Гляден Емельяновского района. А потом мужа парторгом отправили в село Бархатово. Так мы оказались здесь.
-В Бархатовской школе вы проработали не один десяток лет. Какие воспоминания у вас о ней? Есть ли ученики, с которыми вы до сих пор общаетесь?
-Хорошие и светлые воспоминания.  С учениками конечно общаюсь, помнят они меня, забегают иногда… Здесь я много лет работала учителем начальных классов. Мой муж здесь же работал учителем физики. Хорошее это было время. Детки разные были у меня, но я не могу сказать, что кто-то  из них особо запал в душу. Мне кажется, все они в моём сердце. Старательные и не очень, внимательные, рассеянные… Я любила всех, и сопливых и не сопливых.
-Сопливые, это хулиганы?
-Нет. Сопливые – это неухоженные дети, из неблагополучных семей. Таких я жалела, обнимала, целовала. Они были мне особенно дороги.
- Мария Михайловна, а Бархатовскую церковь вы сразу пришли, как только она открылась?
-Нет не сразу. В 2001 году умер мой муж, Николай Павлович. И мы привезли его отпевать сюда. Я зашла в храм и с тех пор осталась здесь навсегда. Только по великой нужде я могу пропустить службу. И мои родные считаются с этим, если нужно, переносят поездки, ждут.
-Мария Михайловна, стаж вашего педагогического труда более сорока лет. К тому же вы человек верующий, знающий Бога. Я уверенно могу спросить вас, а каким должен быть настоящий учитель?
-Я думаю самое важное качество учителя – это любовь к детям. Без неё в школе человеку делать нечего. Конечно же трудолюбие, ведь профессия эта не простая, отнимающая много времени и сил. Умение находить общий язык, не конфликтовать, обходить острые углы – тоже важное качество учителя. Еще необходимо учить детей заботиться друг о друге, сопереживать, жалеть.
-То есть учить любить?
-Конечно.
Мария Михайловна очень открытый человек. Беседовать с ней приятно и легко. Голос мягкий, теплый, без назидательных и властных нот, которые обычно слышишь, общаясь с педагогами. На её лице почти всегда улыбка. Когда она рассказывает о своих маленьких учениках, её глаза смеются… Она уже не учит никого читать и писать, в далеком прошлом уроки французского, но она до сих пор преподаёт, преподаёт одновременно простую и сложную науку любви.  Как не хватает нынешней системе образования этого фундаментального знания, как плохо, что в школе нет такого предмета, который учил бы детей любить… родных, близких, друзей, Родину, Бога. Нам ничего не остаётся, кроме как сесть напротив Марии Михайловны и поучиться, хотя бы 30 минут, любви.
***
…когда улыбнешься, дотронешься до руки, обнимешь - сердце успокаивается от тепла. А когда это случилось в первый раз? Так ли важно… Любовь она была и будет, она есть прямо сейчас и сердце знало её до того, как застучало впервые и не потеряет её, когда остановиться навсегда. Может быть поэтому я никогда не вспомню нашу первую встречу с Марией Михайловной, как будто я всегда знала, что после причастия в небольшом  храме Покрова Пресвятой Богородицы она будет ждать меня с маленькой кружечкой теплого морса.