Три дня в Иркутске

Анастасия Алексейцева
Паломнические записки.
Три дня в Иркутске.
Пару дней назад я внимательно смотрела на улочки Иркутска по запутанной карте компьютера. Безликие дороги, дома, обозначенные цифрами и буквами, цветные пятнышки скверов и парков, голубая полоска Ангары конечно интриговали, но в то же время не вызывали каких то сильных эмоций. Эмоции накрыли уже возле поезда, когда расстроенная паломница ворошила сумку в поисках паспорта. Десять минут до отправления, билеты в руках, а документов нет ни в правом, ни в левом кармане сумки. Я с волнением набрала телефон Натальи нашего руководителя, которая вот вот должна была появиться на платформе, сбивчиво объяснила ей проблему. Без всякой надежды попросила Любовь еще раз проверить все карманы и кармашки. « Да…как-то неважно начинается наш путь», - грустно подумала я и в этот момент увидела Наташу, спешащую к поезду. Она улыбалась. В ее руках был паспорт. «Когда ты позвонила мне, я остановилась и начала читать Символ Веры. Не было у меня времени бегать по вокзалу и искать документы. Это всё, что я могла – помолиться. И на последнем слове по громкой связи на весь вокзал объявили, что найден паспорт… Радости моей не было предела», - рассказывала Наталья, загружаясь в вагон. И не было предела радости рассеянной Любви, которая плакала от счастья и не верила, что ситуация благополучно разрешилась.
***
Иркутск встречал нас хмурым пасмурным утром. Город уже проснулся, и улочки были заполнены транспортом и людьми. Старый троллейбус № 4а довез нас до исторической части города, где находилась наша гостиница. Я вспомнила карту, на которой искала номера домов и названия храмов, и поняла, что сейчас реально двигаюсь по «живой» улице, а не по черной линии схемы. Это было так удивительно, видеть воочию старинный город, которому уже более трехсот лет, с небольшими домами изысканной архитектуры, многочисленными церквями и памятниками.

День первый.

В первый же день, почти сразу после поезда мы отправились на прогулку по исторической части Иркутска. Зашли в Харлампиевскую церковь – «морской храм» 18 века, где 5 марта 1904 года состоялось венчание потомственной дворянки Софьи Федоровны Омировой и 29-ти летнего лейтенанта флота Александра Васильевича Колчака, где священники благословляли мореплавателей на дальние морские экспедиции по освоению Сибири и русского севера. Посетили храм Спаса Нерукотворного, одного из самых первых в истории Иркутска. Приложились к Ярославской иконе Божьей Матери и к мощам Феодора Томского. Восхитились памятником святых благоверных Петра и Февроньи, украшающих сквер у набережной Ангары. И конечно остановились в кафедральном Богоявленском соборе г.Иркутска, поразившим нас своим внутренним убранством, росписью и необычным оформлением внешних фасадов. Наполненные впечатлениями от соприкосновения к многочисленным святыням, мы отправились на вечернее богослужение в женский Знаменский монастырь, где хранились мощи св.Иннокентия Иркутского. Именно этот святой был первым правящим православным епископом Восточной Сибири. Около четырех лет он окормлял Иркутскую епархию,  со смирением терпел свою физическую немощь и слабое здоровье, не оставлял проповеди Слова Божьего и обращал к истинной вере целые стойбища бурят. К нетленным мощам этого святого каждый год устремляются тысячи паломников из разных стран мира. И вот наша группа была здесь, на долгой монастырской вечерней службе, в молитве и внутреннем сосредоточении сердца. В конце богослужения паломники смогли приложиться к мощам епископа. День подходил к концу, солнышко медленно погружалось за линию горизонта, в монастыре наступал благословенный вечер. Наполненные событиями дня мы возвращались в хостел…

День второй.

В конце 19 века на главной площади г.Иркутска, где сейчас расположился сквер им.Кирова, стоял  Казанский кафедральный собор. Зимой перед ним заливали огромный каток, и горожане проводили здесь своё свободное время. Собор был необыкновенной красоты, вмещал более пяти тысяч человек, его высота достигала 60 метров. В августе 1932 года несколько взрывов стёрли святыню с лица Земли. Собираясь в Иркутск, я пересмотрела множество старых фотографий с изображением кафедрального собора. Воистину, это был красивейший памятник архитектуры, с богатым внутренним убранством. От него не осталось ничего… Об этом я вспомнила после Литургии в Знаменском монастыре, когда мы подъезжали на ул. Бограда. Там находилась Казанская церковь. На самом деле весь её облик, словно небольшая копия старого кафедрального собора, вызывал трепет сердца. На территории храма мы увидели небольшой пруд, где плавал черный лебедь. С замиранием сердца я заходила  внутрь церкви. Иконостас высотой 12 метров, весом 60 тонн, сделанный из индийского красно-кофейного гранита просто потрясал своею красотой. Здесь продолжалась Литургия, и у нас было несколько минут для того, что бы погрузиться в молитву, приложиться к иконам и подать записки.
А впереди нас ждал Байкал! В 13:30 по местному времени мы отправились в путь. В дороге кто-то дремал, а кто-то с надеждой провожал взглядом мелькающую справа Ангару. Вспомнились стихи Сергея Степанова:
Смотрю я вдаль, душа моя с тобою,
Где меж равнин, лесов, высоких скал,
Играя на ветру под звук прибоя,
Раскинулся наш батюшка - Байкал.
Ты полноводен, красотою манишь.
Волна твоя проворна и быстра.
Ведь сколько рек в себя ты собираешь,
А вытекает только Ангара.
Нам повезло с погодой. Небольшой дождик несколько минут бодрил и веселил нас, а затем улетел вместе с черной тучкой, которая оставила после себя шлейф серых, прозрачных облаков. Ненастья в них не было, но иногда они перекрывали теплый солнечный свет. И нашему взору открывались сразу две тайны Байкала, одна печальная и холодная, с грузной и темной волной; вторая сверкающая и радостная в танце белоснежных чаек. Мы восхищались! А день подходил к концу. Закончили мы его в теплом уютном кафе за чашечкой горячего чая, любуясь отражением заката в зеркальной глади великого озера. Когда мы вышли на остановку наш юный паломник Кирилл предложил своей бабушке Наталье Семеновне еще раз подойти к озеру и попрощаться с ним. Это было так трогательно. Захотелось  тоже сказать: «Прощай!» Но сердце моё прошептало: «До свидания!»
Расплескал закат, свой багряный свет
На святой Байкал - с сединою лет.
В небе облака легкие плывут.
Словно птицы вдаль, вновь меня зовут…
(Горшков Г.)

День третий.

На третий день я поймала себя на мысли, что привязалась ко всем паломникам нашей группы. Это уникальный опыт тесного и вынужденного общения, когда переживаешь вместе и трудности, и радости, всегда очень сближает. За короткий промежуток времени люди становятся дороги сердцу…
Последний день паломничества запомнился мне особенно. Был праздник – Успения Пресвятой Богородицы. Мы приехали в поселок Жилкино Ленинского района в Успенский храм. Там шла праздничная литургия. После службы для нашей группы организовали экскурсию по храму. К своему стыду я невнимательно слушала рассказ об истории этой церкви, только сделала круг по периметру, приложилась к иконам, добросовестно расставила свечи и вышла на улицу. Что заставило меня открыть буклет, который спешно сунула мне в руки Наташа, не знаю. Но я увидела подробную схему бывшего на этой земле Вознесенского монастыря. Неужели именно здесь был монастырь? Я вспомнила историю, о которой читала накануне этой поездки. В летописи Иркутска хранилась запись: «В неделю Всех Святых (11 июня) 1783 года, по полудни часу в четвертом, монастырь Вознесенский сгорел, а именно кельи все, три церкви — две каменные снаружи и внутри без остатку; при том два колокола разбились, а другие испортились. Велик страх был! К тому была превеликая погода. А святые образа и что было в церквах: книги, ризы и прочее, ограда вся и два кедра архиерейские сгорели без остатку. Осталась одна деревянная церковь Тихвинской Богородицы, где архиерей погребен». На самом деле эта запись была о великом чуде! О том, как Всемогущий Господь, своею милостью сохранил нетленные мощи св.Иннокентия Иркутского. Я с волнением стала искать по схеме месторасположение Тихвинского храма. Подняла глаза и увидела крест. Я на этом самом месте. Было сложно уместить внутри великую радость, которая наполнило моё сердце. «Святителю отче Иннокентие, моли Бога о нас!»
Затем наша группа отправилась в мужской Иннокентьевский скит. Здесь Господь дал возможность нам перевести дух перед дальней дорогой домой. Гостеприимные послушницы накормили нас вкусными булочками и горячим чаем, мы погуляли по живописным улочкам монастыря, попили воду из святых источников, почитали акафист Иннокентию Иркутскому. Уезжать не хотелось. Три дня, пролетели, как одно мгновение. Сидя на лавочке, напротив Архангельской церкви, я наблюдала за своей мамой. Со спокойным сердцем… Неужели стало немного получаться, надеяться на Бога.
***

Ох уж эти поезда… В них так болезненно чувствуешь время и разлуку. И вот в окне так стремительно проносится лето.  Последние теплые лучи солнца, сменяющиеся холодными осенними ночами, греют особенно тепло.  И остро чувствуется разлука с городом, который мы успели полюбить и понять. Я захочу туда вернуться.  Взгрустнулось на мгновение. « …Впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26;39), и успокоилась  …Еще чуть больше доверия Богу.