Россия - лавочников и воров?

Александр Багрыч 2
3.Синдром лавочника или болезнь духа?

Как известно, законы жизни  - свойства самого бытия, они даны в самой действительности, а не привносятся субъектом. Именно поэтому, кто  прожил даже немного  в Ростове-на-Дону вольно  или невольно заражается духом этого города. Привыкает к его атмосфере, нравам и порядку и становится  со временем таким, как все. Замечаю это даже в себе. Вольно или невольно, любой приезжий становится рабом этого города и его духа. Он зачастую не замечает этого рабства и даже любит его. Но, человек так устроен, что ему нужна и свобода. Природа!
 Понятное дело, что свобода не легкая вещь. Очень трудная, ответственная, да еще опасная. Остаться в рабстве легче. Ни проблем, ни забот   «Дух - есть свобода, а свобода есть победа духа»,- считали наши предки, донские казаки. Ростовчане  утратили этот дух свободы!
Ошибочно было бы думать, что рабство человека происходит всегда от власти животно-материальной стороны человека. Проблема в том, что  человек свободный должен чувствовать себя не на периферии объективированного мира, а в центре мира духовного. И в этом  болезнь жителей провинциального городка. Духовность, свободомыслие здесь не поощряется. Свидетельство этому скучная и однообразная местная пресса без «крамолы», городские интернет-сайты полные официоза и примитивных форумов. Абсолютное отсутствие свежей мысли и свободного духа. Скучно, убого, примитивно. (Ростов.ру, 61 регион, Деловой Ростов, Ростов официальный и т.д.)
Обыкновенно говорят, что вдохновение опасно, как опасна любовь, как опасно всякое творчество. Безопасно лишь послушание и смирение. Это иллюзия и самообман, хитрость ложной аскезы, жертвой которой делается человек. Нет ничего безопасного, нет такой выделенной и укрепленной сферы, в которой человек хотел бы себя чувствовать вполне безопасным и гарантированным. Духовная жизнь опасна и рискованна. Об этом свидетельствуют описания наиболее замечательного духовного опыта человечества. Я имею в виду духовную жизнь и гонения  таких ярких людей, властителей дум  как  А.И.Солженицын, академик  А. Д. Сахаров, И. А. Бродский и многих других людей.
Испытания, опасные испытания существуют именно для людей духовных. В большей безопасности находятся простые лавочники. С испытанием, соблазном, опасностями и риском связано достоинство человека как свободного духа. К таким людям можно отнести А. С. Политковскую,
Д. Ю. Холодова. За это их  убили. В Ростове не убивают. Просто такие люди здесь не живут. Убивают только на бытовой почве и бизнеса.
Сегодня в городе не принято   говорить простые, правильные и важные вещи. А если говорить, то надо быть совсем не искренним и  казаться высокопарным идиотом. Люди  в городе  очень редко могут  себе позволить искренность —  все боятся показаться глупыми или убитыми. Это тяжелое и тупое наследие идеологии  советской эпохи. Некогда искренняя и запальчивая, она, соответствуя изношенности идеологии, закоснела, окаменела, утратила какую бы то ни было связь с живой жизнью, с общественными настроениями, с нормальным человеческим восприятием жизни и плавно теперь перекочевала в наше время.
«Самое искание безопасности и гарантированности есть дурной соблазн в нашей современной  жизни, есть ложь и самообман. Возрастание духовности есть возрастание опасности, а не безопасности. Только  обывательство ищет безопасной, укрепленной, обставленной гарантиями почвы. Послушание и смирение тоже могут быть опасны и при этом в самом дурном смысле слова, могут оказаться даже опаснее вдохновения и творчества. Послушание может быть рабством человека, сваливанием всего на других, изменой духу, который есть свобода, и величие  человека. Самые послушные люди легко служат злу, отказываются от своей совести. Послушание превращается в послушание злу»,- писал великий  русский философ  Н.А.Бердяев.
Как-то «Ростов официальный» спросил, как бы своего знаменитого  земляка Ивана Кононова, автора песни  «Левый, левый, берег Дона …», прожившего в Ростове  8лет, почему у него всего одна песня о городе. Он искренне удивился вопросу и сказал: « А о чем там еще писать? Город лавочников!»
Религия –   совсем не важная часть человеческой природы ростовчанина. Он верует не веря. Так, для пантов. Сама его природа никогда не станет религией. Он считает, зачем молиться тому, что  так не очевидно. Деньги – его единственный бог. Закон и  вера всего лишь ширма, за которую он прячется, чтобы соблюсти приличия, где все в городе продается и покупается.
Я знаю, что в этом городе есть и другой город и другие горожане. Не показной,  скромный и великий духом, но  такой маленький и хрупкий. Он для меня в таких необыкновенных людях города, как легендарный А. П. Берест, преподаватели   ЮФУ: Ф.В. Тумилевич, Р. Я. Саакян, Н. Д. Чичикина, А.И. Станько, А.И. Акопов, Н. В. Забабурова, Е. А. Корнилов,  прогрессивный декан Я.Р. Симкин, который впервые  ввел свободное посещение лекций для всех студентов.
А еще, в таких людях, с которыми познакомилась лично во время своей учебы в университете. Это наши преподаватели, люди   высочайшей культуры и духа, такие как неподражаемая Е. С. Жак, Н. И. Бусленко, Г.Г. Хазагеров, В. В. Смирнов, Л.А. Введенская, С. Н. Зотов. Их мир, их дух, их город - мне ближе и понятней.