Моё познание природы, или ай да Карагачин!

Карагачин
  В молодости я до безумия любил рыбалку. Ловил карася, которого было очень много в озере, на дождевого червя. И обычно копал я червей в огороде. А однажды я случайно обратил внимание, что в овраге, где после летнего ливня скопилась вода, дождевые черви прямо ползают по переувлажнённой земле. Так я узнал (познал) о том, что в овраге дождевых червей гораздо больше, чем в огороде! А затем на рыбалке я насадил червей, выкопанных в овраге, на крючки удочек, и карась так хорошо клевал на дождевых червей, выкопанных в овраге, что я был поражён! Надо быть заядлым фанатом-рыбаком, чтобы понять (и познать) мой восторг! И таким образом я узнал и о том, что карасю более по вкусу жирные дождевые черви их оврага, чем из огорода... Что чувствовали черви, нанизанные на рыболовный крючок, и карась, ловко пойманный мною на удочку, я тогда как-то не подумал, ибо был молод и неопытен, но теперь вот, ко всему прочему, не краснея, думаю: может, дождевые черви и караси ничего не познали и не поняли, зато я познал, что такое рыбалка, - познал и за того нанизанного на крючок червя, и за того клюнувшего карася, не понимавшего, в отличие от меня, что в конце концов окажется на горячей сковородке... И, съев того карася в жареном виде, я узнал (познал), что человек нуждается в питании, а карась тоже чем-то питался, пока не попался на крючок, но так никогда и не узнал, что тоже питался и не может жить без еды... Вот сколько я познал, благодаря банальной рыбалке, которая доступна каждому... Но не страдай, о червь, от того, что я безжалостно нанизал тебя на рыболовный крючок, не страдай и ты, карась-рыба, от того, что я зажарил тебя на сковородке и с аппетитом съел,- ведь всё равно я познаю природу и за вас, о черви и рыбы! Ко всему прочему, за карася, а не только за себя, познал я, что сковородка может быть и холодной, и раскалённой, так что мне уже тогда было немало дано... 
  Не говоря уже о том, что я понял, узнал (познал) также то, что ни дождевой червь, откуда бы ни был, из огорода или из более мокрого оврага, ни пойманный карась никогда не узнают того, что узнал (познал) я...
  И впервые понял я, что это, конечно, правда, что в лице человека природа познаёт самое себя, в том числе и за того дождевого червя и карася, а человек - всего лишь часть природы (материи), но всё же лучше быть человеком, чем дождевым червем или карасём.
  Постскриптум. Конечно, святой правдой является то, что собака - друг человека, но лучше быть человеком, а не собакой.
  Человек - друг собаки? Или ещё понятнее: Карагачин - друг собаки?.. Не слабо, но пусть уж будет наоборот.
  В зрелом возрасте я узнал и о том, что существует Вселенная, что она состоит из планеты Земля, других планет, Солнца, экзопланет, звёзд и галактик, чёрных дыр, даже из тёмной материи и, возможно, тёмной энергии, но лучше уж быть Эйнштейном, чем пространством-временем!.. Чем даже Большим взрывом или самой Вселенной, какой бы огромной и всемогущей она ни была! 
  Лучше коптить Землю, как Карагачин, чем быть самой Землёй, какой бы прекрасной голубой планетой она ни является... Ничтожный Карагачин, чуть получше реального Бакунина или (правда, редко) выдуманного Смердюкова Достоевского, знает, что Земля - прекрасная планета, а вот сама не имеющая сознания Земля никогда не узнает об этом, да и вообще о своём существовании... Короче: и познаёт прекрасная голубая планета Земля самое себя в лице человека (людей?), в том числе и живущего на планете Земля скромного Карагачина, пока тот жив! 
  И о рыбалке, и о червях из оврага, и о карасях, попавшихся на удочки Карагачина, мир узнал только благодаря Карагачину...