Поликсена

Вадим Светашов
                Поликсена.

          Конец апреля, а тепло как летом. Вполне  можно загорать. Я на террасе возле сарая занимаюсь ремонтом «Москвича», жена и дочь садят около дома цветы. Они всё время громко разговаривают, хохочут. Вдруг их не стало слышно. Я выглянул из-за открытой крышки капота. Жена, наклонившись, что-то напряжённо рассматривала в траве, а дочь бежала ко мне. Я даже испугался и искал глазами монтировку.
          -- Там в траве большая  красивая бабочка! – громким шёпотом сообщила она подбегая. – Мы такую ещё не видели!
          У меня отлегло от сердца. – Ты чего это шёпотом?
          -- Она, кажется, спит! – дочь смотрела на меня круглыми глазами. – Пойдём скорее…
          Я даже прыснул от смеха. Жена выпрямилась и призывно замахала рукой. Я вытер руки и пошёл к ней. Дочь, пританцовывая, держалась сзади. В невысокой ещё траве, сложив крылья и не шевелясь, сидела действительно красивая бабочка. Такую я точно ещё не встречал. Быстрым  движением накрыл бабочку ладонью правой руки, а затем аккуратно перехватил за грудку двумя пальцами левой руки. Бабочка не трепыхалась, как обычно делают бабочки других видов, а лишь пару раз взмахнула крыльями и затихла.
          -- Доча, принеси с моей книжной полки атлас бабочек, такой в жёлтой суперобложке и синюю книжку с описанием бабочек юга СССР. Такую красавицу мы быстро определим и всё о ней узнаем.
          Дочь быстро принесла даже три книжки про бабочек.
          -- Определитель зря принесла, мы её сразу узнаем по атласу. От такого оригинального рисунка на крыльях сложно ошибиться, да и расцветка своеобразная. Так.. не то, не то, опять не то… Ага! Парусники, вот она! Смотрите, похожа?
 
          -- Поликсена, -- прочитала дочь, -- какое смешное имя, даже сразу не выговоришь, и не запомнишь.
          -- Раз теперь знаем её название, давайте её выпустим – предложила жена.
          Я переложил бабочку на ладонь и разжал пальцы. Бабочка встрепенулась, несколько раз плавно сложила и развернула крылья, как-бы напоследок покрасовавшись, и медленно взмахивая ими, полетела  низко вдоль участка.
          -- А теперь почитаем! Давай синюю. Так… вот описание. Основной тон желтоватый с чёрными полосами и красными округлыми пятнышками. По краям передних и задних крыльев  чёткий зубчато-угловатый рисунок.  Живёт осёдло, не мигрирует и не кочует. В своей жизни тесно связана с кирказоном, растением, которым питаются гусеницы. Гусеницы имеют яркий кремовый цвет с чёрными бородавками. Цвет предупреждающе-отпугивающий, говорящий о несъедобности. Кроме того они выделяют горький фермент и их действительно никто не ест.
          -- Откуда взялось такое название бабочки? Обычно об этом пишут… Ну, конечно! Многие крупные и красивые бабочки названы в честь женщин из древнегреческих мифов. Эту тоже не обошло стороной. Она была названа так в честь красавицы Поликсены, дочери троянского царя Приама и сестры величайшего воина Трои Гектора. Она стала причиной гибели Ахилла. Поражённый красотой Поликсены герой влюбился в неё и пришёл безоружный на её родину. Здесь он был завлечён в ловушку и предательски убит Парисом. Поликсена не вынесла смерти Ахилла и покончила с собой на его могиле.  По другой версии её казнили на могиле Ахилла. Вот такая история…
          -- Дальше здесь написано, что этот вид бабочек малочислен и имеется тенденция к снижению. Поэтому во многих областях и регионах её ареала Поликсена внесена в красную книгу и подлежит охране.
          -- Ой, как хорошо, что мы её выпустили! – захлопала в ладоши дочь.