КБ. 6. Отражение

Борис Креймер 3
                Я приехал на ОПБ ( опытно - полевая база ) КБ.   Середина октября. Конец сезона. Часть сотрудников, окончивших свои испытания, уехали. Другие, чьи машины только  начинали работу в поле, приехали. Наша машина через неделю тоже отправится в КБ. Пока я  мотался по совхозам в степи, на ней никто не ездил.

         Среди прибывших было много моих друзей.Приехали и Вадим,( с которым мы сделали массу "левых" проектов), и механик из его отдела Ким Яковлевич. Это был удивительный человек, у которого было чему поучиться. Ким Яковлевич обещал натаскать меня в маневрировании на тракторе с прицепом. Он всегда выполнял обещания. Его уважали.

         Шеф и Сережа, конструктор нашего отдела,которого я учил управлять машиной в прошлом  году, были в гараже. Игорь Николаевич Заров что -то крепил на своей площадке. Сережа стоял у трактора и кричал шефу “есть” или “нет”.

         Увидев меня оба вытерли руки и сердечно поздоровались. Шеф обрадовался, что я высвободился из степной “неволи”. Все начало входить в нормальный ритм.

         - Водку привез? - Сережа улыбнулся, намекая на памятный случай.
         - Две бутылки! - сообщил я. Я радовался, что здесь не нужно  пить по стакану водки каждый вечер. В степи это было важным профилактическим средством из-за химикатов, которыми опыляли хлопок.
         - Завтра и еще пару дней будешь работать с отделом исследований. Они не уехали, тебя дожидались.

         - Машина в порядке? - я соскучился по моей  красавице.
         - В полном! Бак полный, радиатор полный.масло долили. Колеса подкачали. Сиденье еще одно поставили! Но не помыли. - бодро отрапортовал Сережа.
         - Иди устраивайся! Завтра с утра помоем и начнем! - Заров вернулся к  коробочке, которую прилаживал на своей площадке.

         С нами не было Саши. Мой верный ”адъютант” поступил в институт и постигал в теории то, что знал из практики. Я пошел к мастерской. Мне надо было выточить пару деталей и я решил , что за полчаса управлюсь.

         Ко мне подошел незнакомый парень и спросил, кто здесь главный.
         - Ты растолкуй, кто такой, по какой части, а я помогу с главным.
         - Я Вова! Зам Генерального конструктора. - сообщил мой собеседник. Мне понравилось. Учуял что-то детективное или смешное.

         - Простите, сэр! А почему я Вас не знаю? - я пока не понимал, что происходит в царстве нашем.
         -  А я только вчера  устроился! В кадрах долго решали, какую должность мне предложить и придумали. Я - зам Генерального конструктора по физкультурно - массовой работе. - спокойно объяснил Вова. Я решил отложить визит к психиатру.

         - Все понятно! Идем, сядем,  все тебе расскажу. Будешь спокоен. - мы устроились на единственной скамейке в  гараже.

         Поговорили. Вова понял, что к чему. Пошел и принес волейбольную сетку, несколько ракеток для тенниса, мешочек шариков, два футбольных и три волейбольных мяча. Больше унести он не мог.Шахматы и шашки остались в общежитии.

         - А насос найдется? Мячи накачать! - спросил он.
         - Компрессор имеется. За твоей спиной. - я показал, как пользоваться. Объяснил, что надо очень осторожно мяч  накачивать.

          Два мяча я накачал сам.Один Вова , с моим участием. Потом я ушел точить детали. Через двадцать минут раздался мощный хлопОк. Выключив станок, я побежал на звук. У компрессора стоял испуганный  “физрук” Вова и  крутил головой.Легкая контузия. Мяч взорвался у него в руках. Неприятно, но не очень опасно. Потом он уехал в город.

         В лаборатории меня встретили, как родного. Засыпали вопросами о Саше. Он был всеобщий любимчик. Я тоже очень скучал по этому милому веселому мальчику, который и сам любил свое прозвище  “адъютант”. Почти год он работал со мной. А сейчас учился на первом курсе института.

         Мы спланировали завтрашнюю работу и я отправился в столовую. Обедали мы втроем. Вспоминали прошлый, очень густо насыщенный чезон. Подвели предварительный итог этому.

         Я рассказал о новом зам Ген конструктора.  Все долго смеялись. Шеф сказал, что имеется финская колбаса, Сережа привез сыр. С “Экстрой” все сочеталось. Хорошо, когда мы вместе!

           Игорь Николаевич открыл бутылку. Сережа настороженно осматривался и смеясь сказал, что в этот раз водку вылить не даст! Мы отлично поужинали!

         Машина, вымытая, ждала своих пассажиров. Все лаборанты, инженеры и сама Августа Степановна, нач лаборатории, начали взбираться и размещаться.

         - Ну вот! Весь  “гарем” погрузился! - я тоже забрался наверх.Поехали! Через десять минут все, кроме Августы, пошли осматривать поле.
         - Сегодня на второй скорости! - напомнила мне Лозина.
         - Понял! Кто едет? - мне спокойнее, если я знаю, с кем работаю.
         - Я и Тамара! - она ответила, пытливо глядя на меня. -  Злые языки вместо ОПБ говорят АПБ Алкогольно - половая база.

         - Знаю! Увы, не совсем без оснований! - я спокойно смотрел ей в  глаза. -  Но мы все выше предрассудков!  Сейчас отвечу на Ваш незаданный вопрос:
         - Вероятность, что мы помиримся весьма существенна! - я засмеялся, хотя весело не было.               
         - И все выясните? А с  чего Вы вдруг поссорились? -  Августа всегда тревожилась за своих девочек

         - Некоторые видения! Но мы, надеюсь, разберемся! - я запустил двигатель.
         - Вот и я! - Тамара забралась на площадку. Две девочки стояли у начальных грядок.
Я выставил машину, как надо и поехали!

         Работа шла слаженно и и быстро. После второго круга Августа уступила место Лидии.           Сказала, что должна свериться с отчетами.
         Лидия ездила со мной не очень часто. Красивая девчонка! Но капризная.

         - Я только сейчас поняла, дура, почему ты на меня обиделся и рассердился! - Тамара смотрела мне в глаза.
          - И почему? - то, что я видел, не оставляло сомнений.
         - Ты видел не меня! Это была Лида! Она надела мою куртку и шастала в ней часа три. Тогда ты и увидел, как  “Я” целуюсь с Олегом. - Лида! Подтверди! - Тома волновалась и глотала слова.

         - Да! Так и было! - Лида встала на площадке Зарова рядом с Тамарой. - Смотри! Фигуры у нас одинаковые! А куртка красная только у Томы!  А моя сохла! И Тома не собиралась никуда!
         - Останови машину! - Лидия спрыгнула в грядки. А мы с Тамарой мирились. Очень даже увлекательное занятие!

          После разворота мы подобрали Лидию.
Подошло время перерыва. Я спросил, поедем ли мы обедать. Августа сказала,что у  них все с собой. И меня тоже голодным в поле не бросят.

         - Кстати! В четверг у двух девочек день рождения. Праздничный ужин за длинным столом. начало в 21.30. Ты и Сережа приглашены! Прошу не опаздывать! - Августа закончила речь и махнула рукой, приглашая рассаживаться.

         Обед - пикник удался! Я давно уже не обедал в поле. Сейчас, когда солнце не жгло, а нежно согревало, это было  чудесно.
         Само поле, после двух машинных сборов, уже не смотрелось белоснежным морем, а больше напоминало огромный коричневато - серый ковер, с белыми пятнами и крапинками.

         На следующий день мы задержались с выездом в поле на полтора часа. Ждали какого-то сотрудника  МИС ( машиноиспытательная станция ) Ким Яковлевич узнав, что я буду час в  гараже, решил дать мне урок маневрирования на тракторе с прицепом. Через двадцать минут я сам, задним ходом поставил прицеп под навес. Здорово!

         Сотрудник  МИС не приехал. Мы не дождавшись, отправились в поле без него.
И отработали всю программу на день. Вечером в столовой я увидел Толю и Ярика, сотрудников Вадима. Мы хлопали друг друга по плечам, смеялись и радовались встрече.

         - В четверг в 20.00 у пруда прописка. Новый сезон! И ты и Сережа! Без опозданий!
         - Что нам надо сделать или раздобыть? - подошел Сергей.
         - В магазин конфеты завезли! Кило будет нормально! - мы все знали друг друга, нам очень приятно было пообщаться.

         - Ну прямо Фигаро здесь, Фигаро там! - Сережа пропел задачу, которую предстояло решить.
         - Не волнуйся! Я сам волнуюсь! - хотя и сообразил, как нам решить эту  “проблему”.

         - Мы идем на пруд! Посидим с ребятами часок. Потом перейдем за  “длинный стол”. Я поговорю с Вадимом. Врать не будем! Все поймут! Как тебе мой  “тайный” план?
         - Надо подарки сообразить! - Сережа уже приступил к реализации  плана.

         - У нас только завтра! Приедешь за мной на тракторе? В магазин вместе заглянем!
         - Приеду, само собой! Потом обратно отвезу! - Сережа, как и я, любил водить трактор. Маленький, легко управляемый, не то, что громадная машина.

         “Прописка” на ОПБ нечто, сродни “проставе”. Прописываются все новички в экспедиции. Такова одна из старых традиций.Их старались  сохранять. “Длинным” назывался стол с двумя скамьями, вкопанные в землю недалеко от столовой. Отмечать дни рождения здесь тоже старая традиция на ОПБ.

         Утром четверга все разместились на машине и мы через четверть часа уже дружно приступили к работе. Августа Степановна старалась избегать лишних замеров и отборов проб. Мы гнали машину почти без остановок. После обеда  поехали “домой”.

         В гараже Сережа сказал, что Заров уехал в город и будет завтра утром. Это было нам на руку.
Вернулись в гараж Ким Яковлевич и Вадим. Их подборщик требовал регулировки. Я поговорил с Вадимом и он обещал сдвинуть начало пикника на полчаса. В 19.30!

         Мы купили классные мягкие игрушки с секретом (Незаметная молния скрывала полость внутри) чтобы подарить именинницам. А себе я купил небольшой, но сильный фонарик, и мягкую игрушку. Сережа приобрел портсигар. Мой испытанный фонарь лежал в сумке, а новый я положил в ящик тумбочки.

         Мы собирались на пруд. Сережа положил на кровать пакет с конфетами. Я достал из ящика фонарик, но что-то подсказало взять мой испытанный. Достал его из сумки и бросил на  кровать. Подарки девчонкам и две бутылки шампанского, Сережа укрыл покрывалом.

         Через двадцать минут мы спустились к пруду. Было почти совсем темно.Небо заняли густые, низкие облака. Луна светила, находя просветы. Но находить их стало труднее.

         Скатертью служила большая клеенка. Освещение обеспечивали две лампы “Летучая мышь”. Вадим, конечно, не забыл ничего!  У пруда было свежо. Конец октября. Мы начали ровно в 19.30! Дисциплина в КБ никого не напрягала.

         Мы пили вино, закусывали котлетами,яйцами, колбасой и сыром. Поздравили новичков с вступлением в братство обитателей ОПБ. Начались разговоры. Было что обсудить.
         - Генеральный уходит! Уже назначен новый. Говорят, редкий зануда. - Вадим поделился новостью.
         - Да! Зануда! С большой цифры три! - подтвердил Ярослав. Мы его звали Ярик. он хотел, чтобы Слава.
         - Ха-ха! С цифры три! Значит и ваш Заров тоже? - спросил кто-то.
          - Нет! Заров с большой буквы “И” Инженер! - я не даю шутить над шефом. Никому.

         К нам подсел Слава - Ярик, протянул спичечный коробок .
         - Тут зернышки. Пожуйте минуты три, ни запаха, ни следа не останется. По щепотке. - он исчез в темноте.
         - Нам, пожалуй, пора! - Сережа постучал по часам. - мы встали и тихо,не прощаясь, двинулись к тропинке, ведущей наверх. Луна подсветила нам и идти было нетрудно.

         Мы шли берегом широкого арыка. Луна изредка помогала. Почти у водосброса у меня развязался шнурок. Я крикнул Сергею, что догоню и присел завязать.

         Потом достал  фонарь, включил и подсвечивая себе пошел за Сережей. Прошел я шагов тридцать, споткнулся, неуклюже взмахнул руками и мой верный фонарь, описав светящуюся дугу, булькнул в арык! Он лежал на дне и светил! На воде, поперек арыка,пролегла светлая полоса. Я хорошо приметил место. Завтра достану!

         Луна выглянула, укоризненно, но посветила и я без задержек пришел в общежитие. О фонаре ничего не сказал. Мы взяли подарки, бутылки, конфеты и пошли на второй банкет. По пути жевали зерна Ярика. Они не подвели! Мы прекрасно провели вечер. Все дружно, но понемногу пили, вкусно закусывали. Было весело.

         В общежитие мы пришли без четверти двенадцать. Умылись и легли. Я начал было засыпать, согревшись под одеялом, когда услышал голоса за окнами. Ввалились Вадим, Анатолий и Ярослав, веселые и возбужденные. Они  сразу подошли к спящему уже Киму Яковлевичу, растолкали его. Ким, даже не просыпаясь, послал их. Не помогло!

         -  Кимушка! Представляешь,возвращаемся по берегу, Луны нет, а ее отражение в арыке есть! Идем, сам посмотришь! - Ким, заспанный, усталый опять послал всех любопытных, которым не спится. И в этот раз не помогло! После долгих пререканий и ругани, Кима Яковлевича облачили в брюки и куртку и увели...

         Я не предполагал такого истолкования  свечения моего фонарика, утонувшего накануне. Поэтому смеялся под одеялом и давился, чтобы не выдать себя. Через полчаса вся шумная компания вернулась, продолжая громким шепотом обсуждать неведомое явление: “Луны на небе нет, а ее отражение есть!”

          Я опять давился смехом. Весьма интересно было слушать умные  гипотезы, разные предположения и споры по этому поводу.  Наконец, все улеглись. И я вскоре уснул, смеясь. Потому, что очень приятно быть единственным, знающим истину! И никаких фонарей для этого не жалко!

         Проснулся часов в пять утра. Настроение было отличное, предвкушений множество. Фонарик! Надо достать его! Но мысль о холодной воде не вдохновляла… Я понежился еще минуты две и встал. Надел только джинсы и куртку. Взял полотенце. Идти было минуты три - четыре и вот оно, место!

         Одежду придавил кирпичом и вдохнув холодный воздух, прыгнул в холодную воду… Те, кто утверждает, что самое  холодное - это жидкий азот, не пробовали проточной воды в конце октября в 5.15 утра на ОПБ!

         Я выжил, начал дышать. Фонарь нашел сразу. Он горел! Вот оно,  “отражение” Луны! У меня в руках! Я засмеялся. Не знаю почему, мне не хотелось вылезать... Я вытерся полотенцем натянул джинсы, надел куртку и пошел в общежитие. Самочувствие было  просто замечательное.

         Я оделся, как положено, потом разобрал фонарь. Вода почти не попала внутрь. Он был в полном порядке! Только батарейки поменять. Эпопея закончилась.

         Странные чувства охватили меня. Смесь тревоги, тоски, ощущения грядущих перемен и еще чего-то, незнакомого. Я решил разобраться с этим чуть позже. Сейчас надо проверить машину. Она поедет в КБ.

         Я пошел в гараж. В общежитии еще спали. Я  заправил мою испытанную, верную машину, послушал, как рокочет мой друг мотор. Потом заглушил.Сидел на моем привычном месте, держал руль и вдруг понял: я прощаюсь! С машиной, с ОПБ, с полями. Смятения не было.

         За месяц в степи, где я сам принимал решения и отвечал за результаты пришло понимание, что я не хочу больше работать и жить, как сейчас! Я хотел перемен!

         Через полгода я ушел из КБ на завод. Делать машины, которые проектировал и испытывал. Историю с  “отражением” я никому не рассказывал.